Валерий
Кузнецов
При цитировании ссылка
обязательна!
Поэзия - это стихотворная ритмическая речь. Прозой изъясняется каждый дурак - на языке поэзии общаются избранные. Древние считали, что поэты разговаривают с богами. И хотя поэтический дар - явление крайне редкое, поток желающих приобщиться к этому таинству не иссякает. Если же добавить к сказанному девственное незнание большинством соискателей правил стихосложения - становиться ясным, почему подавляющую часть поэтов именуют графоманами.
Между тем, стать поэтом (не графоманом, а именно поэтом) проще пареной репы. Существуют определенные условия, требования, следуя которым любой соискатель даже без аттестата зрелости научится сочинять вполне приличные стихи. Ниже приводятся некоторые рекомендации, содержащие эти условия и требования, а также необходимый минимум сведений по истории и теории предмета. Ознакомившись и используя их с умом (последнее, к сожалению, необходимо - этому обучиться невозможно) любой человек, овладевший навыками чтения (это тоже обязательно) может в короткое время стать поэтом. И ни один редактор, к которому новоиспеченный служитель муз явится со своей продукцией, не догадается, что все знания визитера о поэзии исчерпываются чтением этого короткого курса. Итак...
У Мишеля Камдессю
Я кредиту попросю,
И тогда мне на хрена
Все реформы Ельцина
В 60-е годы исполнительница частушек Мария Мордасова пользовалась такой же популярностью, что и нынешняя королева попсы Алла Пугачева, а правительственных наград у Мордасовой было, пожалуй, даже поболее.
В наши дни мало кому известный за пределами Москвы демократ Константин Боровой во время предвыборной кампании, изящно грассируя, спел в телепередаче матерные частушки собственного сочинения в адрес политических противников и был избран народом в Государственную Думу. Кто теперь его не знает?
Так что не пренебрегайте частушкой, тем более, что она проста в исполнении и не требует особой техники.
Чтобы не путаться и не бить зря ноги, купите метроном, а при наличии баксов - "Ямаху". Проверяйте по инструменту, что вы накропали. Если стопа получилась трехдольная, о двух слогах, из которой первый краткий, а второй долгий - это ямб. Такая же стопа, но наоборот: первый слог долгий, а второй краткий - хорей. Четырехдольная стопа о двух долгих слогах - спондей и т.д.
Так что самое трудное - не творить. Самое трудное - сообразить, что же это вы такое натворили. Сообразив, смело идите к любому редактору. У кого поднимется рука указать на дверь поэту, принесшему стихи в размере трехкратного четырехдольника с двусложной анакрузой да в придачу с элементами парцелляции?
Только предварительно отрепетируйте и не перепутайте слова. Пушкин не зря размазал Онегина по стенке за неспособность отличить ямб от хорея.
Он начинал как традиционный романтик: призрачные рыцари, русалки, соловьи, ночной Рейн и пр. Стихи его требовали музыки, становились народными песнями.... Но он же и нанес смертельный удар по немецкой романтической школе, превратившись в пересмешника и возмутителя спокойствия. Разумеется, новая поэзия требовала новых тем, образов, от которых добропорядочные пузатые бюргеры впадали в панику.
Чего стоила одна лишь его поэма "Германия", где покровительница Гамбурга прорицает поэту будущее страны. Романтическая сцена, что и говорить. Только вот в роли прорицательницы выступает уличная девка, а будущее Германии герой поэмы не только видит, но и обоняет в... ночном горшке:
... этот грядущий германский смрад -
Я утверждаю смело -
Превысил всю мне привычную вонь;
В глазах у меня потемнело
Стоит ли после этого удивляться, что "Гарри из Дюссельдорфа", как он сам себя называл, пользовался в Германии дурной репутацией и предпочитал до самой смерти держаться подальше от родных пенатов? Нет, ребята - ну ее, эту просодию. Пишите лучше о возрождении России. Проще пишите, понятнее...
В последнее время хлынувшая в поэзию попса, не в силах одолеть поэтический ликбез, обогатила плагиат двумя легальными вариантами: римейк (переделка) и ремикс (перемешивание). По-моему, учитывая реминесценцию и контаминацию, это уже перебор. Хотя, конечно, можно добиться известности и таким путем, если считать поэзию делом, не требующим особого ума. Однако, еще в 18 веке английский поэт Мэтью Прайор предостерегал будущих соискателей:
Поэзия глупа! В суждении таком
Есть свой резон, но не забудь при этом,
Что не всегда дурак рождается поэтом -
Он может быть и просто дураком
Добавлю, что автор этого предостережения, не имея никакого блата (он был сыном столяра), сумел закончить Кембридж, стать дипломатом, затем разведчиком... Но самое главное - поэтом. И для этого ему совсем не нужно было красть чужие стихи.
И эта ниша стремительно расширяется. В коммунистические времена государственные деятели покровительствовали поэтам, артистам, звездам балета. Нынешние лидеры протежируют эстрадным певичкам с внешностью и повадками вокзальных шлюх и поп-ансамблям, состоящим из мальчиков, отчисленных за неуспеваемость из ПТУ. Все они: и лидеры, и певички, и мальчики из ансамбля - одной крови. Маргиналы. Что же вы хотите от поэзии? Признаки ее дебилизации еще лет двадцать назад отметил Андрей Вознесенский:
Популярные профессии
Завоевывают свет:
Поп-артисты, поп-поэзия...
Попы есть - поэтов нет
Итак, попсовая поэзия... Кстати добавьте ее в список, указанный в п.4. Этой разновидности в поэтических словарях пока нет. Да, видимо, и не будет, потому что строгать попсу проще, чем лузгать семечки:
Я тебя хочу,
Девочка моя!
Я с тебя торчу,
Ты куда ушла?
Припев:
Ой, мама, дуба дам,
Чики-тики-та ( и т.д.)
О просодии тут нечего говорить: размер - тактовик трехдольного ритма (проще не бывает). Вместо рифмы - рифмоид. Главное достоинство - вся эта бодяга скандируется четким речитативом, наподобие "речевки", привлекая подсвинков доступностью исполнения. И, наконец, основное: пипл хавает только любовную лирику. Поэтому любой пацан может лабать своей мочалке эти песни до полного обоюдного оттяга.
Бля буду ага!
Соискатель, понятное дело, тут же сделает стойку и вспомнит о лесбиянках. Действительно, Сапфо, директриса одной из музыкально-поэтических школ в Митилене воспела женскую любовь, но любителей жареного просят не напрягаться. Никакого отношения к порнографии это не имеет:
Будет день - и к вам, молодые девы,
Старость подойдет нежеланной гостьей
С дрожью членов дряблых, поблекшей кожей,
Чревом отвислым...
Этот размер называется "сапфическая строфа". В свое время ее пытались освоить представители лучшей половины человечества: церковный писатель Симеон Полоцкий (17 век), публицист Александр Радищев (18 век), филолог (Александр Востоков (19 век), поэт Валерий Брюсов (20 век). И далеко не у всех получалось. Знаменитый поэт Алкей (современник Сапфо) был безнадежно влюблен в директрису и посвятил ей стихи, дошедшие до нас через две с лишним тысячи лет. А вы - "лесбиянка, лесбиянка..." Учите вон лучше "сапфическую строфу", если на большее не способны.
Пышка я круглая, белая-белая,
Сдобная, сладкая и пышнотелая.
Плаваю, плаваю - все не тону.
Стану тяжелой - и камнем ко дну!
Пекарь рукою своей беззаботной
Сделает рыхлой меня или плотной.
Телом любого к себе приманю,
Сердце - начинку я чистым храню!
К сожалению, перевод не точен. Оригинал был написан акростихом, так, что по первым буквам строк недогадливый читатель мог узнать, что имела в виду Хо-Суан-Хыонг, описывая ощущения пышки в подсахаренной воде. В крошечном стихотворении: аллегория, симфора да еще и акростих - это, конечно, не для средних умов. Но на то она и была королева! Только не пытайтесь подражать. Во-первых, не получится. А, во-вторых, подражание - это, конечно, уже не поэзия.
Когда в 14 веке Данте Алигьери шел по улицам родной Флоренции, обыватели в ужасе крестились: их земляк побывал в аду и написал об этом книгу! А ведь побывал там Данте исключительно силой своего воображения. Поэтому мне ближе и понятнее средневековый парижский школяр Вийон, забияка и уголовник, которого дважды приговаривали к смертной казни и в конце концов навечно изгнали из Парижа:
Я Франсуа, чему не рад.
Увы, ждет смерть злодея,
И сколько весит этот зад,
Узнает скоро шея
Такого нельзя сочинить, не побывав в яме смертника. Ни в коем случае не желаю соискателю набираться поэтического опыта подобным образом. Но хотелось бы заметить, что зарифмованные мысли анемичных девочек и худосочных мальчиков, познающих мир через окошко телевизора - тоже вряд ли кого заинтересуют. Даже, если родители пристроят их в школу для одаренных детей с углубленным изучением правил стихосложения.
В Центральной Греции есть горный массив высотой две с половиной тысячи метров. Он так и называется - Парнас. У подножия массива при раскопках в Дельфах в прошлом веке были обнаружены древние стихи, в которых упоминался и Парнас, и Кастальский ключ. Возле него плетут венки дриады, а солнечный Аполлон играет на золотой кифаре...
Так что и в наши дни можно совершенно свободно испить из волшебного источника. Но не всем кастальская вода на пользу. Поэтому соискателю, если он доберется до места, нужно внимательно вслушиваться: не раздадутся ли за спиной печальные голоса спутниц Аполлона, вечно юных муз поэзии - Каллиопы, Эвтерпы и Эрато: "Не пей, Иванушка, козленочком станешь."
Не пропустите мимо ушей этот мудрый совет: музы наделены богами великим даром пророчества...
Страница взята с сервера Все о Геологии. Оригинальная версия находится на www.bards.ru |