Текст выверен автором - Михаилом Волковым

Рецензия на монографию д-ра Чреслова "О природе битья"


    Д-р Чреслов - известный ученый и монографоман, написавший уже более 
нескольких монографий, часть из которых написана им самим. В юности он 
увлекся древнегреческой мифологией, но вынужден был оставить ее после 
того, как заболел эдиповым, приаповым, одиссеевым, геракловым, 
прометеевым, посейдоновым, хароновым и афродитовым комплексами 
(последний, к счастью, удалось излечить с помощью пенициллина и ртутных 
препаратов). В дальнейшем д-ра Чреслов последовательно увлекался Шиллером, 
Малером, колером, мизером, крекером и вечером. И не только. Затем наступил 
период обобщений и, наконец, выводов, когда ученый вывел на печать все то, 
что ему удалось обобщить. Наибольшую известность приобрели его труды: 
"Сравнительные особенности творчества Гога и Дамма Ванов", "В поле гамия 
у хлеборобов древнего Востока", а также небольшая статья "Прошу устранить 
течь у соседа сверху", случайно отправленная им вместо домоуправления в 
редакцию журнала "Наука - не жизнь"; на нее впоследствии было 
зафиксировано рекордное число ссылок в мировой научной литературе. 
Непосильный труд д-ра Чреслова "О природе битья" является результатом 
его более чем многолетних исследований в этой, несомненно, близкой всем 
нам области.


    Тема, избраная автором для монографии, давно уже волнует не только 
научный, но и цивилизованный мир. Так как до сих пор не было написано 
ни одного фундаментального труда в этой области, исследование д-ра Чреслова 
находится на переднем крае современной науки и даже частично за ним, на 
территории противника.
	Битье, как удалось показарь автору, являлось важнейшим социальным 
фактором во все исторические и доисторические эпохи. Исходя из не вызывающего 
ни у кого сомнений постулата "Битие определяет сознание" и установив путем 
ряда эксперементов на себе характер этой зависимости, автор пролил свет на 
загадку происхождения человека разумного и доказал, что первый человек 
представлял собой последнюю обезьяну, избитую до появления сознания.
	История битья кропотливо воссоздана автором по многочисленным 
произведениям литературы, живописи, скульптуры, архитектуры и политуры: от 
древного битья скверно обглоданной ключицей зауропода до современного 
подставкой от лазерного принтера. Только чтение этого списка занимает битый 
час. Например, все грузинские переводы русских сказок начинаются со слов 
"Жили-били...". У Достоевского в одном из популярных в 10 классе романов 
разъясняется смысл выражения "подбивать бабки". А чего стоит знаменитый 
гамлетовский вопрос? К сожалению, шекспироведам так и не удалось выяснить, 
отделался ли принц парой взяток или словил таки паровоз. Впрочем, автор не 
исключает, что Гамлет имел в виду канделябр.
	При доказательстве присутствия фактора битья во всех сферах жизни, 
автор ссылается, в частности, на рецепт приготовления отбивных котлет, 
попутно обьясняя происхождение выражения "отбить женщину у соперника" и 
отмечая, что раньше заниматься этим у себя дома было, по-видимому, не 
принято. Кстати, битье женщины - это, на самом деле, древний и красивый 
обычай, соблюдаемый также и в высшем свете: короли, например, всегда бьют 
дам (да и не только они). И фраза "Ваша дама бита, сэр!" могла вызвать 
разве что легкое неудовольствие, но ни в коем случае не воспринималась 
как оскорбление (для сравнения: "Ваш сэр бит!").
	Без битья не обходится и современная высокая технология. В качестве 
примера приводится единица информации - бит. Происхождение названия 
очевидно: всегда в первую очередь информировали, как о наиболее важном, 
бит или не бит. А производственные процессы просто невозможно изучать, 
не зная термина, обозначающего технологический перерыв произвольной 
продолжительности - "забить на все".
	В спорте битье - практически основное занятие. Достаточно вспомнить 
хотя бы любовь к побитию рекордов и забиванию мячей.
	Автором отмечаются случаи, когда качество битья тесно связано с 
проблемой питания (например, сбитые сливки).  Особенно ярко это 
проявляется на Ближнем Востоке: все стараются как можно лучше набить 
питу за те же деньги.
	Битье, как показал автор, у многих народов издавна являлось элементом 
культуры и этикета (например, "пожалуйста" у немцев). А иногда и признаком 
некоторого нигилизма и стремления к разрушению, особенно у молодежи, как 
реакции на кризис в социально-экономической сфере. Например, появление 
организации "Бейтар" автор обьясняет тем, что большинство пунктов по приему 
стеклотары были в тот период закрыты. 
	Искусство, разумеется, также не обошло вниманием этот аспект нашей жизни. 
Музыка в стиле "бит" - лишь один из множества примеров, утверждает автор. Что 
касается досуга, то не случайно цель одной из популярнейших в истории 
человечества игр заключается в том, чтобы забить самца определенного вида 
домашнего скота. 
	Наиболее важной с утилитарной точки зрения представляется глава, в 
которой автор переходит к практическим рекомендациям. В частности, он 
предлагает использовать правило золотого сечения, выражающееся уравнением

		X = 2 * Y                                                  (1)
				
	где X - битый;
	    Y - небитый
при решении проблемы поголовного повышения квалификации всего работающего 
населения страны, выборе принципа обмена заложников и приглашения на творческий 
вечер Андрея Битова.
	В качестве недостатков этого, без сомнения, эпохального труда, следует 
отметить, что автор слишком часто повторяет избитые истины, а также бьет на 
жалость, что отбивает желание читать его второй раз. Кроме того, сомнительной 
представляется идея повысить эффективность работы общественного транспорта, 
используя принцип "битый небитого везет".
	В заключение, следует отметит, что сделанные выше замечания не снижают 
научной и практической ценности монографии д-ра Чреслова, и пожелать ее автору 
дальнейших передовой на благо.
geo.web.ru

Страница взята с сервера Все о Геологии. Оригинальная версия находится на www.bards.ru Rambler's Top100 Service