Рецензия на монографию д-ра Чреслова "О природе битья"
Д-р Чреслов - известный ученый и монографоман, написавший уже более
нескольких монографий, часть из которых написана им самим. В юности он
увлекся древнегреческой мифологией, но вынужден был оставить ее после
того, как заболел эдиповым, приаповым, одиссеевым, геракловым,
прометеевым, посейдоновым, хароновым и афродитовым комплексами
(последний, к счастью, удалось излечить с помощью пенициллина и ртутных
препаратов). В дальнейшем д-ра Чреслов последовательно увлекался Шиллером,
Малером, колером, мизером, крекером и вечером. И не только. Затем наступил
период обобщений и, наконец, выводов, когда ученый вывел на печать все то,
что ему удалось обобщить. Наибольшую известность приобрели его труды:
"Сравнительные особенности творчества Гога и Дамма Ванов", "В поле гамия
у хлеборобов древнего Востока", а также небольшая статья "Прошу устранить
течь у соседа сверху", случайно отправленная им вместо домоуправления в
редакцию журнала "Наука - не жизнь"; на нее впоследствии было
зафиксировано рекордное число ссылок в мировой научной литературе.
Непосильный труд д-ра Чреслова "О природе битья" является результатом
его более чем многолетних исследований в этой, несомненно, близкой всем
нам области.
Тема, избраная автором для монографии, давно уже волнует не только
научный, но и цивилизованный мир. Так как до сих пор не было написано
ни одного фундаментального труда в этой области, исследование д-ра Чреслова
находится на переднем крае современной науки и даже частично за ним, на
территории противника.
Битье, как удалось показарь автору, являлось важнейшим социальным
фактором во все исторические и доисторические эпохи. Исходя из не вызывающего
ни у кого сомнений постулата "Битие определяет сознание" и установив путем
ряда эксперементов на себе характер этой зависимости, автор пролил свет на
загадку происхождения человека разумного и доказал, что первый человек
представлял собой последнюю обезьяну, избитую до появления сознания.
История битья кропотливо воссоздана автором по многочисленным
произведениям литературы, живописи, скульптуры, архитектуры и политуры: от
древного битья скверно обглоданной ключицей зауропода до современного
подставкой от лазерного принтера. Только чтение этого списка занимает битый
час. Например, все грузинские переводы русских сказок начинаются со слов
"Жили-били...". У Достоевского в одном из популярных в 10 классе романов
разъясняется смысл выражения "подбивать бабки". А чего стоит знаменитый
гамлетовский вопрос? К сожалению, шекспироведам так и не удалось выяснить,
отделался ли принц парой взяток или словил таки паровоз. Впрочем, автор не
исключает, что Гамлет имел в виду канделябр.
При доказательстве присутствия фактора битья во всех сферах жизни,
автор ссылается, в частности, на рецепт приготовления отбивных котлет,
попутно обьясняя происхождение выражения "отбить женщину у соперника" и
отмечая, что раньше заниматься этим у себя дома было, по-видимому, не
принято. Кстати, битье женщины - это, на самом деле, древний и красивый
обычай, соблюдаемый также и в высшем свете: короли, например, всегда бьют
дам (да и не только они). И фраза "Ваша дама бита, сэр!" могла вызвать
разве что легкое неудовольствие, но ни в коем случае не воспринималась
как оскорбление (для сравнения: "Ваш сэр бит!").
Без битья не обходится и современная высокая технология. В качестве
примера приводится единица информации - бит. Происхождение названия
очевидно: всегда в первую очередь информировали, как о наиболее важном,
бит или не бит. А производственные процессы просто невозможно изучать,
не зная термина, обозначающего технологический перерыв произвольной
продолжительности - "забить на все".
В спорте битье - практически основное занятие. Достаточно вспомнить
хотя бы любовь к побитию рекордов и забиванию мячей.
Автором отмечаются случаи, когда качество битья тесно связано с
проблемой питания (например, сбитые сливки). Особенно ярко это
проявляется на Ближнем Востоке: все стараются как можно лучше набить
питу за те же деньги.
Битье, как показал автор, у многих народов издавна являлось элементом
культуры и этикета (например, "пожалуйста" у немцев). А иногда и признаком
некоторого нигилизма и стремления к разрушению, особенно у молодежи, как
реакции на кризис в социально-экономической сфере. Например, появление
организации "Бейтар" автор обьясняет тем, что большинство пунктов по приему
стеклотары были в тот период закрыты.
Искусство, разумеется, также не обошло вниманием этот аспект нашей жизни.
Музыка в стиле "бит" - лишь один из множества примеров, утверждает автор. Что
касается досуга, то не случайно цель одной из популярнейших в истории
человечества игр заключается в том, чтобы забить самца определенного вида
домашнего скота.
Наиболее важной с утилитарной точки зрения представляется глава, в
которой автор переходит к практическим рекомендациям. В частности, он
предлагает использовать правило золотого сечения, выражающееся уравнением
X = 2 * Y (1)
где X - битый;
Y - небитый
при решении проблемы поголовного повышения квалификации всего работающего
населения страны, выборе принципа обмена заложников и приглашения на творческий
вечер Андрея Битова.
В качестве недостатков этого, без сомнения, эпохального труда, следует
отметить, что автор слишком часто повторяет избитые истины, а также бьет на
жалость, что отбивает желание читать его второй раз. Кроме того, сомнительной
представляется идея повысить эффективность работы общественного транспорта,
используя принцип "битый небитого везет".
В заключение, следует отметит, что сделанные выше замечания не снижают
научной и практической ценности монографии д-ра Чреслова, и пожелать ее автору
дальнейших передовой на благо.