"Наука - это систематическое расширение области человеческого незнания"
Роберт Гутовский
  
   ГШ >> Полезная информация

Как написать отчёт по геологической практике и защитить его?
(шпаргалка для геошкольников)

Учебная геологическая практика закончилась. Еще в полевых условиях после окончания всех маршрутов, вы уже показали преподавателям навыки полевой работы и, теперь группу ждет написание отчёта, в котором вы должны изложить результаты всех ваших полевых исследований и обобщить имеющихся литературных данных.

Отчет обязательно пишется после всех учебных практик. Он нужен для того, чтобы лучше понять увиденное на практике, сравнить результаты своих полевых наблюдений с литературными данными, научиться представлять, обобщать и анализировать полученные результаты, работать с литературой, оформлять письменные работы и, наконец, готовить доклады и защищать свои материалы.

Основой для написания учебного геологического отчета являются результаты полевых описаний (т.е. полевой дневник), камеральной обработки материалов и изучения литературы. В отчет входит текстовая (основная) часть, графические приложения, коллекции горных пород, минералов, ископаемой фауны. Один отчет пишется всей группой, т.е. обычно на каждого геошкольника приходится по 1-2 главы. Однако, это не значит, что на защите отчета вас будут спрашивать только их! Отчет пишется и оформляется в течение одного месяца (приблизительно) и заканчивается защитой , на которой все писавшие его делают доклады перед комиссией, состоявшей из преподавателей геологической школы и сотрудников геологического факультета, отвечают на их вопросы. В случае хорошей защиты отчета, она включается в ваше "Свидетельство об окончании геошколы".

Написание отчета дело для вас новое и поначалу вызывает затруднения. Чтобы упростить вашу работу мы и написали это руководство.

Для написания хорошего отчета вам необходимо пройти несколько этапов (шагов):

ШАГ 1. Подробное и аккуратное ведение записей в полевом дневнике и сбор представительной коллекции в маршрутах.

Без хорошего описания точек наблюдения, обнажений горных пород, зарисовок геологических объектов невозможно написать отчет. Правильно заполненный полевой дневник и хорошая коллекция образцов - половина работы уже сделана! Таким образом, написание отчета начинается еще на практике!

ШАГ 2. Получение своей главы и обсуждение ее плана с преподавателем.

После окончания практики преподаватели составляют план отчета и раздают всем ее участникам главы.

Каждый отчет по учебной геологической практике уникален, и составить стандартный план для любого отчета невозможно, но наиболее часто можно видеть такое содержание работы:

Введение
Физико-географический очерк района практики
Осадочные породы (или литология)
Интрузивные образования (или интрузивные магматические породы)
Метаморфические образования (или метаморфические породы)
Минералогия
Экзогенные геологические процессы
История геологического развития территории
Полезные ископаемые
Заключение
Список литературы
Приложения (графические, журнал образцов и т.д.)

Некоторые главы могут отсутствовать, но могут появиться и другие. Например, при наличии на территории практики кроме осадочных толщ с ископаемой фауной, еще и стратифицированных вулканических пород, можно вместо главы литология выделить главу "Стратиграфия". Все зависит от конкретной поездки и совершенных маршрутов.

В каждой главе обязательно выделяется вступление, ее литературная часть, которая пишется на основе анализа литературы, и практическая, составляемая по результатам ваших полевых наблюдений.

Каждому геошкольнику интересен свой раздел отчета, поэтому можно поторопиться и сказать преподавателям о своих пожеланиях заранее, иначе преподаватели назначат вам главу по своему преподавательскому усмотрению.

Как правило, вашу главу проверяет один преподаватель. Сразу после ее получения обговорите с ним план написания, запишите основные моменты, на которые вы должны будете обратить внимание, обговорите, какие иллюстрации будут к вашей главе. Узнайте у преподавателя окончательные сроки сдачи отчета и распределите вместе с ним время на отдельные виды работы (работа с литературой, написание текста, рисование иллюстраций и т.д.). Чем раньше вы начнете, тем лучше!

Договоритесь с преподавателем, как и когда ему и вам будет удобно встречаться и обсуждать написанный текст. Это могут быть встречи перед занятиями, пересылка текста по электронной почте и т.д. Чем оперативней будет связь, тем быстрее пойдет работа!

В итоге объем всего отчета будет составлять от 30 до 60 страниц.

ШАГ 3. Работа с литературой.

К сожалению, не всё можно увидеть в маршрутах. Большинство глав невозможно написать, не используя литературные источники. Основная литература по месту проведения практики, как правило, уже известна преподавателям. Они используют ее для подготовки к маршрутам. Но не всегда ее достаточно. Здесь у вас возможны два варианта:
- преподаватель дает вам уже готовый список литературы и ее нужно лишь взять в библиотеке;
- необходимой вам литературы все же не достаёт и тогда ее придется поискать самому

Требуемая геологическая литература дома бывает очень редко, нечасто она встречается и в "обычных" библиотеках. Другое дело библиотека геологического факультета! Там почти на 100% можно найти всю интересующую вас литературу, поэтому все без исключения геошкольники могут записаться в читальный зал геологического факультета. Как туда записаться, найти и получить необходимую литературу вам расскажут преподаватели.

Нужно постараться использовать только современную литературу и не один источник, а несколько, тогда вы сможете более полно осветить вопрос. Переписывать текст из книги (или статьи) дословно нельзя, вас обвинят в присвоении чужого текста - плагиате. Нужно пересказать своими словами, расставив по ходу повествования ссылки на использованную литературу. Если возникает необходимость привести авторский текст, то цитату заключают в кавычки и указывают источник.

ШАГ 4. Написание текста главы.

Желательно написать черновик главы как можно скорее - в течение первой недели после практики, пока у вас всё свежо в голове. В первую очередь используйте свой полевой дневник, недостающую информацию черпайте из литературы.

Как готов первый написанный или напечатанный на компьютере (что предпочтительнее!) вариант главы - сразу отдавайте на проверку преподавателю! Потом будет очень затруднительно выбрать время среди наваливающихся дел, разобраться в своем дневнике и застать преподавателя свободным. По мере написания текста необходимо сразу же подбирать иллюстрации к нему: карты, рисунки, фотографии и т.д.

Вряд ли с первого раза у вас получится все написать правильно, поэтому после проверки главы преподавателем вы получаете комментарии, что нужно добавить, что убрать, а что просто перефразировать. Исправленный вариант снова проходит проверку у преподавателя и так далее, пока текст не получит полное одобрение преподавателя. Таким же способом готовятся рисунки. Они, как правило, уже нарисованы в Вашем полевом дневнике и, их нужно лишь аккуратно перерисовать, сначала в карандаше, а потом уже после одобрения преподавателя обвести тушью или черной ручкой, но это уже относится в оформлению отчета.

ШАГ 5. Оформление отчета.

Когда текст написан, исправлен и одобрен преподавателем, можно приступать к оформлению работы. Это не менее важный этап, чем все предыдущие, так как небрежное, неаккуратное и не по общепринятым правилам оформление вызывает отрицательное отношение к даже хорошему тексту работы. Приведем основные правила оформления:

Титульный лист
Содержание
Текст работы
Таблицы и рисунки
Ссылки на литературу

После оформления всех частей отчета он помещается в папку и сшивается при помощи дырокола. Можно отнести его и в переплетную мастерскую - там это сделают аккуратней. Но будьте готовы, что после этой процедуры заменить страницу будет уже нельзя!

ШАГ 6. Составление доклада, оформление графического материала к докладу и защита отчета.

Отчет написан и оформлен! Но итог написания любого отчета - это его защита. Оценка вашей работы складывается из оценки самого отчета, вашего доклада и ваших ответов на вопросы комиссии. Доклад - не дословное изложение вашей главы!!! В докладе необходимо осветить только главные моменты, не стоит подробно рассказывать всё, что вы написали. Ту часть главы, которая составлена по литературным источникам, сократите до минимума, сосредоточьтесь лишь на своих наблюдениях. Доклад должен занимать не более 5-7 мин.

Подумайте заранее и посоветуйтесь с преподавателем, какие иллюстрации необходимы для вашего доклада. Их основное предназначение - помогать вам и вашим слушателям понять доклад. Поэтому иллюстрации должны быть крупными, хорошо видными издалека.

Доклад вы рассказываете, а не читаете по бумажке, иначе рискуете усыпить всю аудиторию. Можно лишь иногда заглядывать в ваш распечатанный текст (или его план). По ходу доклада обращайте внимание слушателей на иллюстрации, которые вы подготовили и вывесили, а также на образцы в коллекции, стоящей рядом. Рекомендуем вам прорепетировать защиту друг перед другом, перед группой. На настоящей защите будете чувствовать себя значительно уверенней.

В конце своего доклада будьте готовы к вопросам по главе. Вы должны знать и уметь объяснить все термины и геологические понятия, встречающиеся в ней. Также вас могут спросить и по любой другой главе из отчета и по коллекции, так как вы защищаете результаты всей вашей практики, а не отдельную главу.

ВСЕ ШАГИ ПРОЙДЕНЫ?

УДАЧНОЙ ЗАЩИТЫ!

 

Дополнительно на эту тему читайте:

Руководство по геологической практике. М.: МГУ, 1974. 509 с.
Руководство по учебной геологической практике в Крыму. Том 1. М.: Недра, 1973. 232 с.
Швецов П.Н., Белан Л.Н., Бабаева С.Ф. Полевые геологические исследования. Часть II. Уфа: РИО БашГУ, 2003. 44 с.

 

(C) Алёна Прошкина, Сергей Филимонов 2005 год для геологической школы МГУ
дополнения, замечания, предложения присылайте school@geol.msu.ru

 

Скачать текст статьи в формате pdf
Rambler's Top100
История ГШ   Устав ГШ   Директора ГШ   Все преподаватели ГШ Все выпускники ГШ   План работы на текущий год
© Геологическая Школа МГУ 2003-2005
.