"Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить." Козьма Прутков   
   ГШ >> Геошкола покоряет МИР

ОТДЫХ ОТ ГЕОЛОГИИ И НЕ ТОЛЬКО

Корреспондент газеты "Российские Недра" Юрий Глазов провел в зимнем лагере
геологической школы МГУ трое суток, активно участвовал во всех мероприятиях и теперь
может рассказать о нём всю правду не понаслышке...

Сегодня, как и раньше, Геологическая школа МГУ - это больше, чем кружок по интересам или подготовительные курсы для поступления в университет. Помимо занятий в аудиториях существуют еще и экспедиции, где школьники получают практические навыки полевой работы, а также научные конференции, слеты и олимпиады. Казалось бы, все сферы деятельности юного геолога охвачены: и обучение, и практика, и научная работа. Но в Геошколе есть еще и зимний лагерь, который, по меткому выражению одного из преподавателей, является своеобразным отдыхом от геологии.

Преподаватели Геошколы уверены: для человека недостаточно реализовывать себя исключительно в профессиональной сфере - ему необходимо также творить, заниматься спортом, общаться с окружающими. И с этим мнением сложно спорить. Как раз для таких целей и существуют в Геошколе зимние лагеря, проводящиеся регулярно с 1977 года - сначала на базе Загорского полигона МГРИ (ныне РГГРУ), затем на базе геологического факультета МГУ под Петушками, а с 2007-го на базе географического факультета под деревней Сатино Боровского района Калужской области.

В отличие от экспедиций, куда дети отправляются исключительно в составе одной-двух учебных групп, в зимнем лагере у них есть возможность познакомиться со всеми геошкольниками, преподавателями и стажерами. По словам директора Геошколы Сергея Владимировича Филимонова, зимний лагерь помимо развлечений и спортивно-оздоровительных мероприятий дает детям возможность научиться не бояться публики, выражать свои мысли, выступать, раскрывать свои таланты. Довольно часто в Геошколу приходят стеснительные тихие ребята, любящие проводить время наедине с книгой или минералами. С каждой поездкой они становятся все более открытыми, смело выступают перед своими сверстниками и нередко обнаруживают в себе даже лидерские качества.

В первый день зимнего лагеря школьники произвольно делятся на несколько команд и проходят ряд испытаний, по итогам которых формируются три-четыре равносильных отряда. Отряды придумывают себе оригинальные названия и готовят собственное представление.

Среди мероприятий лагеря есть как спортивно-развлекательные - чемпионат по футболу, "Зарница", "Форт ГШ" (своеобразный аналог игры "Форт Баярд"), - так и интеллектуальные - "Что? Где? Когда?", "Антинаучные дебаты". Кроме того, множество конкурсов призваны развивать в детях творческое начало. Это ролевая игра, КВН, "Музыкальный маскарад" и "Рождественская сказка". Неудивительно, что песню, ставшую неофициальным гимном Геошколы, написала одиннадцатиклассница Валя Ермолова. Вот небольшой отрывок:

Бетонные стены на стенки палатки,
На жаркий костер надоевший диван
Меняя, уходим мы вдаль без оглядки
Туда, где ложится вечерний туман

На синее море и светлые горы.
Там все, что наукой познать нам дано.
И если вернемся, то очень не скоро -
Ведь все для себя мы решили давно.

Для Вали зимний лагерь - это очень важная часть Геошколы: "Здесь хорошо то, что тех же самых людей можно увидеть с совершенно другой стороны. На больших летних практиках, очень сложных, которые бывают по две-три недели, можно увидеть человека с деловой стороны: как он под рюкзаком проходит - много километров, может быть, хотя так бывает редко, как он работает на точке... А в зимлаге можно увидеть, как он ставит сценки, что-то придумывает, просто общается с людьми. Может, если б не было зимлага, для нас бы вообще не было бы такой возможности - вот так кого-то узнать>.

Каждая сценка, поставленная геошкольниками, призвана дать пищу для размышления. Им предлагается некоторая тема, к примеру для КВН - "Предпоследний, последний и самый последний герой". Дети обсуждали, что значит быть героем, в каких ситуациях проявляется героизм, и, придя к определенному выводу, ищут форму для донесения своей идеи. По-настоящему раз- вернуться юным творцам и актерам позволяет "Рождественская сказка", где нужно не только развить заданную тему, но и создать определенное настроение.

Впрочем, не стоит думать, что на зимних каникулах детям дают возможность совершенно забыть о геологии. Есть, например, ролевая игра. Детям предлагается погрузиться в сказочный мир, где существуют определенные правила, в рамках которых можно делать что угодно - зарабатывать игровые деньги, заключать сделки и союзы, вступать в различные гильдии. Одним из мест, где можно обогатиться, является шахта. Это некоторая территория, по которой разбросаны карточки с обозначениями элементов периодической системы. Из них нужно собрать формулы минералов.

Еще одна уникальная особенность Геошколы - это отношения детей и преподавателей. Они совершенно не похожи на то, что можно наблюдать в обычной школе. Дети видят, что преподаватели - прошедшие специальную подготовку студенты-старшекурсники, аспиранты и сотрудники факультета геологии - не намного старше их самих. Они обращаются на "ты". Это делает общение открытым, дети больше доверяют преподавателю. Школьники тянутся за своим преподавателем. Если он учится хорошо и это видно, то и школьники будут любить предмет. Подобные отношения создают в зимнем лагере по-настоящему дружескую, если не семейную атмосферу. Живя рядом, не возможно не быть собой. Школьники видят, что их преподаватели на отдыхе такие же, как и в аудиториях, и еще сильнее сближаются с ними. <Здесь очень хорошая атмосфера, я чувствую себя действительно как дома, - делится одиннадцатиклассница Маша Харитонова. - Преподаватели - с одной стороны, люди, которые учат тебя, с другой - с ними просто, они не ставят оценок, не мучают, у них можно узнать все, что тебе нужно". По ее словам, в Геошколу она попала совершенно случайно и до этого совсем не знала, что такое геология. Окончив музыкальную школу, Маша искала в интернете, чем бы теперь заняться. Так она нашла Геошколу. Сразу же позвонила и в тот же день пришла на занятия, а уже во время первой практики поняла, что геология - это ее. Теперь она мечтает поступить на геологический факультет и стать геологом. Кроме того, из Машы, по всей видимости, выйдет хорошая смена для нынешних преподавателей: ее выбрали в члены руководства на День самоуправления. Надо отметить, что немало детей мечтают стать преподавателями Геошколы.

День самоуправления (ДС) - это, пожалуй, один из самых волнительных дней. Накануне ДС проводится специальный конкурс, после которого на каждую из должностей выбираются кандидаты от каждой из команд и проводится голосование. Те, кого выбрали, должны спланировать весь ДС, а это задача не из легких - ведь нужно занять 60 с лишним человек! Наконец наступает ДС, и преподаватели со школьниками меняются местами. Довольно забавно наблюдать, как юноши и девушки изо всех сил капризничают, не желая просыпаться или идти на зарядку, а дети пытаются их урезонить.

В Геошколе обучаются дети с 7-го по 11-й класс. Для каждого ребенка это период самоопределения, надо дать ответ на вопрос "Кем я хочу быть?". Чем раньше это сделаешь - тем лучше. Кто же они - юные геологи? У изрядного количества геошкольников (а каждый год записывается порядка сотни детей) родители либо геологи, либо выпускники Геошколы, они-то и приводят своих чад учиться в хорошо знакомое и полюбившееся место. Но это вовсе не значит, что те обязательно будут получать высшее геологическое образование. К концу обучения остается примерно тридцать-сорок человек. Такой большой отсев вовсе не из-за строгости учебного процесса, а, напротив, потому что он полностью основан на доброй воле - как преподавателей, так и учеников. Так что если человек охладевает к геологии или загорается чем-нибудь другим, его никто не старается удержать. Насильно, как говорится, мил не будешь. Преподаватели не раз отмечали, что нередко до самого конца остаются нашедшие Геошколу самостоятельно. Эти дети искренне верят в перспективность своей профессии, в то, что окажутся востребованы, когда наконец станут выпускниками вуза.

Чем раньше ребенок запишется в Геошколу, тем больше он получит знаний и навыков. В школе существует несколько учебных программ, различающихся по длительности обучения. Больше всего везет тем, кто поступил в 7-м и 8-м классах: они и два основных предмета геологического факультета досконально освоят, и в экспедиции не раз и не два съездят, и на конференциях с олимпиадой у них будет больше возможностей блеснуть, да еще останется время записаться на подготовительные курсы геологического факультета. Одиннадцатиклассники же успевают пройти только ускоренный курс, что, в общем, тоже немало.

Геошкола - это по-настоящему живой организм, существующий больше 60 лет. Довольно много ее выпускников стали известными геологами: они работают в ГИН РАН, ИГЕМ, ИМГРЭ, ВИМС, <Фундаментпроекте>, музеях имени А.Е. Ферсмана, Центральной геофизической экспедиции, ГЕОХИ. И, конечно, изрядная часть сотрудников геологического факультета МГУ также бывшие геошкольники. Помимо всего прочего, в Геошколе рождаются крепкие дружеские и даже семейные связи. По сей день выпускники 90-х, 80-х, даже 70-х годов приезжают на слеты и олимпиады, устраивают неформальные встречи.

Юрий Глазов

Статья опубликована в газете "Российские Недра",
Выпуск N 1(81) от 02 марта 2009 года

Читайте другие материалы зимнего лагеря геошколы на сайте http://geoschool.web.ru/.

Rambler's Top100
История ГШ   Устав ГШ   Директора ГШ   Все преподаватели ГШ Все выпускники ГШ   План работы на текущий год
© Геологическая Школа МГУ 2003-2005
.