"Бди!" Козьма Прутков   
   ГШ >> Геошкола покоряет МИР

Геологической школе - 30 лет!

В 1996/97 учебном году Геологическая школа геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова отметит свое тридцатилетие. Геологическая школа работает на геологическом факультете МГУ в качестве самостоятельного внутрифакультетского структурного подразделения уже 30 лет. Эти годы дали нам бесценный опыт работы, передаваемый из поколения в поколение. Именно на нем основаны наши традиции преподавания, профессиональной подготовки школьников.

На геологическом факультете МГУ первые геологические кружки появились после Великой Отечественной Войны. Одним из первых слушателей здесь был в то время школьник, а ныне доцент кафедры Петрологии Анатолий Николаевич Феногенов. Он рассказывает, что в 1946 году, почти сразу же после войны, в старом здании МГУ на Моховой, где только-только были залечены раны от бомбежек, собралось 10-12 школьников. Время было трудное - плохо было с книгами, бумагой, с геологическим снаряжением, да и в семьях школьников было порой просто голодно. Но их объединяла одна мечта - стать геологами. Знаний даже о содержании работы геологов, было мало, но престиж профессии был очень высок. Даже школьники знали, что груд многих геологов во время войны был приравнен к груду боевому, солдатскому. Страна даже в самых тяжелых обстоятельствах направляла разведчиков недр на поиски минерального сырья, отзывая часто их для этого с фронта. В студенческие аудитории в 1946 году входили преподаватели и студенты в военной форме, возобновляя университетские занятия, прерванные войной. Организатором и руководителем школьного кружка тогда была студентка III курса - Трошкина Елизавета Сергеевна. Практические занятия вел студент IV курса Милановский Евгений Евгеньевич.

Много труда, времени и, самое главное, душевного тепла в школьных геологических кружках уделили О. Беляев, И. Биндеман, П. Тихомиров, А. Бычкин, И. Пеков, А. Рябухин, С. Ярошевский, Э. Спиридонов, Ю. Алехин, Л. Агафонова, К. Скрипко, Л. Вишневский, Р. Зезин, А. Вознесенский, А. Хесин, А. Ульянов, А. Никишин, Е. Барабошкин, В. Ладыгин, Г. Бочарова, А. Зарщиков и многие другие. Сейчас многие руководители школьных геологических кружков - доктора и кандидаты наук, известные геологи самых разных специальностей.

21 ноября 1966 года декан геологического факультета МГУ профессор А.А. Богданов подписал первое Положение "О школе юного геолога на геологическом факультете МГУ".

Начался качественно новый этап в довузовской подготовке молодежи на нашем факультете. Впервые было организовано внутрифакультетское структурное подразделение, целенаправленно занимавшееся профессиональной ориентацией молодежи, отбором и обучением абитуриентов.

Шефство над "новой кафедрой" факультета взяли НСО, комитет ВЛКСМ и партком, образовав Совет школы, который долгое время возглавлял профессор кафедры динамической геологии Николай Андреевич Сягаев. Тогда же была заложена еще одна традиция, ставшая принципиальной в работе нашей школы. Преподавать в ней начали студенты старших курсов. Причем на равных условиях с аспирантами и молодыми сотрудниками факультета.

Шли годы, новая организация крепла и расцветала. Она уже не ограничивалась работой со школьниками-москвичами. Министерства СССР признали, что геологический факультет МГУ является национальным лидером не только в подготовке геологических кадров, но и в довузовской работе со школьниками по данному профилю. Геологическая школа МГУ стала ведущей организацией для всех кружков, клубов и школ юных геологов на территории Союза. В начале 80-х годов все они получили статус филиалов геологической школы МГУ, а их учащиеся стали учащимися ПИ. Таких филиалов существовало к 1985 году более 50 и в каждом обучалось не менее 15-20 ребят.

Эта деятельность щедро финансировалась целым рядом министерств и ведомств, да и сам геологический факультет от пускал на нее солидные по тем временам суммы. Следствием явились не только прекрасно организованные геологические практики и экскурсии, но и слеты, олимпиады и конференции школьников на всех уровнях (городские, областные, республиканские и всесоюзные).

Наступил  1985 год. Хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость больно ударили по школе и ее мероприятиям. Но традиции были еще очень сильны. Геологический факультет заботился о своих  юных питомцах. Для них организовывались подготовительные курсы по всем  предметам вступительных экзаменов. В некоторые годы свидетельство об окончании геологической школы МГУ давало даже дополнительные баллы при поступлении. Все это способствовало престижу и авторитету школы как среди школьников, так и среди студентов и аспирантов. Последние, работая здесь, практически освобождались от обязательной в то время для каждого общественной работы. Это еще одно свидетельство престижа. А престиж, как известно, это возможность выбора. Выбора самых лучших и подготовленных абитуриентов, выбора самых лучших студентов и аспирантов для преподавания.

Но хозрасчет, а затем и коммерция, захлестнувшие общество, полностью осушили ручеек денежных средств уже в 1989-1990 годах. В тоже самое время прекратил свое существование комсомол. Общественная работа стала необязательной. В 1991 году окончательно развалился Советский Союз. Даже те мизерные средства, которые были необходимы для поддержания жизни школы, давать стадо просто некому. Геологический факультет, столь щедрый до того, сам попал на грань нищеты из-за катастрофического снижения финансирования.

В 1991-1993 годах геологическая школа существовала уже только за счет энтузиазма своих сотрудников, как и до 1966 года. Численность преподавателей школы резко уменьшилась. К осени 1993 года их оставалось всего 13 человек, тогда как раньше в школе постоянно работало более 30 человек. К этому же периоду относится самый маленький набор учащихся - только 14 школьников пришло в геологическую школу осенью 1992 года (раньше их количество редко снижалось до отметки 100 человек). Распались филиалы школы.

Финансирование школы и ее мероприятий, весьма щедрое до 1985 года, практически прекратилось в 1991 - 1992 годах. В это время, геологическая школа не получила ни одного рубля от факультета, Московского университета и других организаций. Учебно-воспитательные мероприятия проводились благодаря энтузиазму немногочисленной группы преподавателей. В условиях инфляции и всеобщего роста цен такое положение вещей грозило гибелью школе. Появились и явные признаки - уменьшение численности преподавателей, снижение набора учащихся, отмена многих мероприятий, снижение статуса олимпиад до факультетского.

Многие сотрудники серьезно обсуждали тогда вопрос о самороспуске организации. Однако фундамент школы был сохранен благодаря мужеству возглавлявшего ее тогда П.Ю. Плечова (сейчас он работает ассистентом на каф. петрологии).

Такая неблагополучная картина сложилась к началу современного этапа развития геологической школы. Именно это время можно считать началом второго рождения, а точнее возрождения, нашей организации.

В 1993/94 учебном году руководство школой взял на себя студент V курса кафедры петрологии (ныне аспирант той же кафедры) В.О. Япаскурт. Геологическая школа, по мнению многих, доживала тогда последние дни. Но ему удалось заразить своим энтузиазмом оставшихся преподавателей школы, мобилизовать лучшие их силы, и исключительно на их самоотверженном энтузиазме возродить практически умершую организацию.

На настоящий момент Геологическая школа МГУ - единственная организация на геологическом факультете, ведущая целенаправленную работу в области довузовского образования и профессиональной ориентации молодежи.

В геологической школе МГУ занимаются ребята 7-11 классов средних общеобразовательных школ Москвы и области. Как показывает многолетний опыт нашей работы, ежегодно в процессе обучения отсеивается не менее 2/3 от общего числа школьников, зачисляемых в геологическую школу МГУ. Из каждых 100 принятых в школу только около 30 человек успешно сдают выпускные экзамены и получают свидетельства об окончании школы. Примерно 80 % из них связывают свою дальнейшую судьбу с учебой на геологическом факультете МГУ.

Оценка знаний, навыков, усвояемости материала и интереса учащихся производится при сдаче ими выпускных экзаменов, защите отчетов по практикам. Важную роль играют и геологические олимпиады. Получив статус Московских городских в 1993/94 учебном году, они дали возможность объективно сравнивать объем и глубину знаний учащихся с их сверстниками из других геологических школ и кружков Москвы и России. При этом в состав жюри олимпиады входят профессора и доценты геологического факультета МГУ и преподаватели (руководители) всех участвующих в проведении олимпиады организаций. Поэтому то, что на трех проведенных Московских городских геологических олимпиадах около 80 % школьников занявших призовые места - учащиеся геологической школы МГУ (хотя в целом их количество не превышало 60 % от общего числа участников) - весьма обнадеживающий результат.

Среди возрожденных общешкольных мероприятий следует назвать прежде всего зимние геолого-спортивные лагеря учащихся школы. После двухлетнего перерыва (1991 -1993 годы) они успешно проводятся на базе Мещерской учебно-научной станции МГУ при активном содействии со стороны геологического факультета и профкома.

Ещё одна весьма важная традиция возрождена в последнее время. Профессора и заведующие кафедрами геологического факультета проводят лекции со старшими школьниками. Их рассказы о работе геолога, геологическом факультете МГУ, существующих перспективных направлениях в геологии сопровождались показом слайдов, образцов пород, минералов и фауны из личных и кафедральных коллекций.

В 1993 году руководство школы приняло решение всеми силами добиваться финансовой поддержки деятельности школы.

Организация в 1992 году Учебно-научного Центра довузовского образования МГУ вселила определенную надежду и уверенность. Геологической школе (как и другим школам юных) стали регулярно перечисляться финансовые средства. Их объем был и остается крайне незначительным как в абсолютных цифрах, так и относительно общих сумм годовых затрат школы. Но значение таких отчислений заключается не в их размерах, а в стабильности и регулярности поступления, т.е. в возможности планирования их использования. Геологический факультет и его деканат откликнулись на просьбу о помощи. Тяжелое материальное положение, особенно с организацией учебных и производственных практик студентов, не помешало деканату частично или полностью финансировать целый ряд мероприятий школы, поощрять ее преподавателей.

Очень сильно огорчает низкая популярность работы в геологической школе среди молодежи. С 1990 года до самого последнего момента эта тяжелая и занимающая много времени работа практически не поощрялась. Люди, решавшиеся на нее, не получали заработной платы и не имели других льгот, выделяющих их из общей массы студентов и аспирантов.

Следует отметить, что руководство геологической школы нашло возможность ежемесячно оплачивать труд своих сотрудников в размере студенческой стипендии без привлечения средств МГУ и факультета, а деканат и профком геологического факультета периодически поощряли их разовыми премиями и выплатами. Но этого недостаточно для того, чтобы работа преподавателя школы стала престижной. Необходима гибкая система льгот и привилегий.

Решить вопрос о предоставлении сотрудникам школ юных льгот и приоритетов перед прочими студентами и аспирантами МГУ возможно только на самом высоком уровне - уровне ректората и Ученого Совета МГУ. Помимо помощи факультетам МГУ в довузовской подготовке и профессиональной ориентации молодежи, школы юных играют важнейшую роль в воспитании и профессиональной подготовке студентов и аспирантов - будущих специалистов, которые должны быть гордостью нашего университета и нашей державы.

Мы убеждены, что школам юных МГУ (и, в частности, геологической школе) необходимо уделять больше внимания со стороны Московского университета.

В. М. Гекимянц

Статья опубликована в декабрьском номере студенческой газеты "Геосфера" (N9, 1996 год).

Rambler's Top100
История ГШ   Устав ГШ   Директора ГШ   Все преподаватели ГШ Все выпускники ГШ   План работы на текущий год
© Геологическая Школа МГУ 2003-2005
.