16 марта 2012 года прошла защита отчёта группы 10-1 по учебной
геологической практике в республике Адыгея. Отчет по практике по структуре
напоминал учебный отчет, который пишут студенты геологического факультета во
время практики. Геошкольники познакомились с разнообразными процессами на
территории республики Адыгея, и в результате в отчете появились главы экзогенные
процессы, стратиграфия, гидротермальные образования Белореченского месторождения,
магматизм, полезные ископаемые и обобщающая глава история геологического развития.
Вряд ли эти главы претендуют на полноту описания процессов, ведь они содержат
лишь первые полевые наблюдения и выводы сделанные на их основе. Однако этот шаг
для большинства геошкольников самый трудный и самый важный. Как говорится,
тяжело в учении, легко в бою.
Защита отчета началась с общей информации о месте проведения практики и ее
участниках, о чем аудитории поведали Даша Терехина и Лиза Костина. Про
осадочные породы - известняки и гипсы, изученные во время практики рассказали
Алена Степанова и Никита Тюрин. Описанием непростого Белореченского
месторождения занимались сразу три геошкольницы: Таня Харламова, Даша Кожанова
и Даша Фомина. Они вкратце рассказали о строении и происхождении руд
месторождения. Про карстовые процессы и полезные ископаемые делали сообщения
Катя Алексеева и Саша Русак. Закончилась защита отчета выступлением Леши
Возняка и Марка Бродского, которые рассказали о геологическом развитии Кавказа.
Защита в целом прошла успешно, ребята держались хорошо, достойно отвечали
на вопросы. Конечно, первый отчет не обошелся без недостатков. Рисунки без
масштаба и условных обозначений, лаконичность своих собственных наблюдений по
сравнению с литературными данными объясняются исключительно недостатком опыта.
Коллекция на защите была минимально необходимой для иллюстрации разнообразия
минералов и горных пород встреченных на практике. Этот первый для ребят опыт
написания и защиты отчета по такому непростому с геологической точки зрения
району будет без сомнения использован ими в будущем и поможет внимательнее
относиться к тому, что находится округ.
Комиссия из преподавателей геологической школы высказала ребятам свои
замечания, но в целом осталась довольна проделанной работой. Поздравляем
ребят с первой защитой!
А 21 марта состоялась защита группы 9-1 по той же практике в Адыгее. По
окончании практики ребята принялись за работу по обработке результатов: они
составили коллекцию образцов с описанием, хотя по неопытности не всегда точным,
вспомнили наблюдения в маршрутах и написали отчёт. Конечно, надо учесть
юный возраст геошкольников и тот факт, что это был их первый в жизни отчёт.
Учитывая это, можно сказать, что для первого раза получился вполне достойный
отчёт.
Первым на защите выступил Шевченко Вова с введением, в котором он поведал
о целях и задачах практики, а также о месте проведения и точках маршрутов. Его
сменил Смирнов Кирилл со своей главой "физико-географический очерк". По мнению
преподавателей, глава содержала не то, что нужно. Все замечания Кириллу были
сказаны, и, будем надеяться, в следующий раз он их обязательно учтёт. Следующая
глава была посвящена осадочным породам: известняку, гипсу и ангидриту. Её писали
вдвоём Буртоликов Денис и Хан Маша. Затем про различные виды горных выработок
рассказали Шевченко Вова (про штольни) и Лобачёв Витя (про карьеры), а также про
породы и минералы, которые в них можно встретить. После этого пошли главы про
экзогенные процессы. Пискарёва Вероника начала с интереснейшей темы - карст, а затем
её сменил Назаров Гриша с рассказом про реки и водопады. С заключением к отчёту
вновь выступил Вова Шевченко, который поведал о степени выполнения поставленных задач,
о впечатлениях от поездки, а также поблагодарил преподавателей и всех, кто им помогал
с организацией поездки.
Во время защиты школьники держались довольно уверенно, старались рассказывать
своими словами, а не читать по бумажке. Практически на все дополнительные вопросы
ребята дали разумные ответы. Из-за недостатка такого рода опыта они слегка стеснялись
давать ответы, а также мало помогали друг другу.
По окончании защиты комиссия преподавателей высказала свои замечания по отчёту
и пожелания на будущее. Как и многие отчёты, данная работа страдала малым количеством
личных наблюдений, собственных предположений и идей. Некоторые картинки были трудны
для восприятия, а фотографии оказались без масштаба. Конечно же, все недочёты будут
учтены и исправлены в последующих работах. Преподаватели группы 9-1
оценили отчёт своих школьников на 0,71 из 1. Для первого раза, пожалуй, неплохо.
Поздравляем ребят со своими первыми успешными защитами и желаем им дальнейших достижений!