RSG SGT

Тектоническое общество России


Р У С С К О Я З Ы Ч Н А Я И С С Л Е Д О В А Т Е Л Ь С К А Я Г Р У П П А
ПО СТРУКТУРНОЙ ГЕОЛОГИИ И ТЕКТОНИКЕ

 



Модель развития осадочного бассейна типа пул-апарт

О.П. Полянский
Институт минералогии и петрографии СО РАН
г.Новосибирск, pol@uiggm.nsc.ru

 

   


Сдвиговые рифты или бассейны пул-апарт (pull-apart) формируются в результате растяжения земной коры при наличие двух или более суб-параллельных разломов, смещенных друг относительно друга. В зависимости от величины смещения между разломами форма бассейнов на земной поверхности может быть в виде ромба или параллелограмма. Типичными примерами таких структур являются Курайская и Чуйская впадины в Горном Алтае [1], Тункинская впадина и ряд межгорных прогибов Байкальской рифтовой зоны [2], бассейны Мертвого моря [3, 4], трог Селтон на продолжении разлома Сан-Андреас в Калифорнии [5].

К настоящему времени механизмы образования пул-апартов исследованы недостаточно. Имеется ряд работ, где описаны деформации упругой среды при простом сдвиге с наличием двух параллельных разломов [3, 6]. Так, в [3] смоделированный профиль поперек бассейна Мертвого моря представляет собой структуру грабена с областью максимального погружения фундамента до 400-600 м между разломами. В модели [6] максимальное погружение бассейна не превышает 100 м при вариациях параметров упругой литосферы (коэффициента Пуассона, модуля Юнга) и величины внешнего напряжения. Главное несоответствие моделей упругой литосферы реальным структурам состоит в том, что вертикальные перемещения в этих моделях не превышают +0.5 км, в то время как глубина осадочных бассейнов такого типа достигает 5-10 км [4, 7]. Для моделирования литосферных деформаций и напряженного состояния, приводящих к развитию бассейнов типа пул-апарт нами модифицирована программа PLATES [8], реализующая 2.5-мерное приближение для решения 3-мерных задач. Применимость этого подхода для современных деформаций, которые соответствуют "быстрой" стадии формирования Байкальского рифта показана в работе [9].

А) Геометрия модели

Б) Реология

Рис. 1 Постановка задачи о сдвиговых деформациях литосферы с наличием разломов.
А) Схематический 3-мерный разрез литосферы, вдоль оси симметрии модельной области. Исследуется сдвиг (скорость сдвига 5 мм/год) толстых литосферных плит, разделенных утоненной до 100 км зоной потенциального осадочного бассейна. Ширина бассейна - 100 км, всей модели - 650 км.
Б) Предполагаемая реология литосферы: двухслойная пластина, состоящая из коры с реологией гранита и литосферной мантии с реологией дунита. Показана огибающая напряжений фрикционного скольжения/вязко-пластичного течения в литосфере с наличием перехода хрупкие/вязкие деформации в коре и пластичные/вязкие - в мантии.


Главные допущения модели состоят в следующем. Ввиду наличия нерегулярной сети разломов, криволинейных границ плит и сложной глубинной структуры коры и мантии, задача является существенно 3-мерной. Другой особенностью модели является то, что рассматриваются стационарные деформации, которые предполагаются неизмененными в период тектонической активности. Другими словами, из рассмотрения опускаются кратковременные упругие дислокации и вся деформация предполагается происходящей непрерывно неупругим способом. Используется приближение задачи о деформации двух тонких пластин (кора/мантия), способных деформироваться совместно в зависимости от реологических параметров коры и верхне-мантийной литосферы. В качестве уравнений движения рассматривается условие равновесия в напряжениях, когда инерционные члены пренебрежимо малы (1):

(1)

Вертикальные компоненты напряжений подчиняются условию изостазии. Используется приближение Буссинеска о несжимаемости в уравнении сохранения массы:

(2)

В уравнении теплопроводности не учитываются нестационарные и конвективные члены и латеральный перенос тепла. Теплофизические свойства коры и литосферной мантии предполагаются различными. Температура находится из аналитического решения о распространении тепла в двуслойной литосфере:

(3)

где n={1, 2} соответствует коре и мантии, z - вертикальная координата в слое, hn - толщина слоя, остальные значения параметров из уравнений (1-9) приведены в таблице.

параметр, символ, (единицы)
кора
мантия
формула
Коэффициент трения разлома, ff
0.17
-
4
Коэффициент трения среды, fс
0.85
0.85
4
Коэффициент Био, Bi
1.0
1.0
4
Коэффициент сцепления, sс
0.0
0.0
4
Предэкспоненциальная константа вязкости,
A
, (Па сек 1/n)
2.3*109
5.4*106
5
(Энергия активации)/nR, B, (K)
4.0*103
1.8*104
5
Показатель степени, n
3
3
5
(Объем активации)/nR, C, (K/Па)
0
0.017
5
Теплопроводность, K, Дж/(м с K)
3.0
4.06
3
Радиоактивность, H, Дж/(м3 сек)
4.5*10-7
3.2*10-8
3
Тепловой поток, Qs, (мВт/м2)
50
-
3
Предел пластичности, syield, (MПa)
500
500
6
Плотность, r0, (кг/м3)
2800
3330
9
Тепловое расширение, a, (K-1)
2.4*10-5
3.1*10-5
9
Скорость сдвига, см/год
0.5 - 5
0.5 - 5
граничные условия
Скорость сжатия, см/год
0.5 - 5
0.5 - 5
граничные условия

Реология. Применяемый подход допускает существование трех типов реологического поведения вещества. В верхней части корового и мантийного слоев хрупкая реология определяется законом трения Кулона-Мора:

(4)

Коэффициент трения f в уравнении (4) задается различным на поверхностях существующих разломов и в объёме cреды. Вязкая реология описывается температурно-контролируемой, нелинейной ползучестью:

(5)

где II - второй инвариант тензора скоростей деформаций. Идеальная установившаяся пластичность описывается условием Треска для максимального сдвигового напряжения:

(6)

Глубина перехода хрупких в вязко-пластические деформации зависит от локальной геотермы, скорости деформаций и вида напряженного состояния и определяется из условия равенства дифференциальных напряжений при хрупкой и вязко-пластичной реологии в коре и верхней мантии. Результирующим напряжением на данной глубине будет минимальное из возможных:

(7)

Параметры модели, их диапазоны изменения и размерные единицы приведены в таблице для коры и мантии. Предполагается, что коровый слой описывается свойствами сухого гранита, а литосферная мантия характеризуется свойствами дунита. Существует спектр экспериментальных оценок реологических параметров для коровых пород (кварц - доминирующий минерал) и мантийных оливин-содержащих пород [10]. Экспериментально доказано, что нагретая нижняя часть мантии деформируется путем механизма ползучести. Эффективную вязкость нелинейной жидкости согласно (5) можно получить по аналогии с вязкостью Ньютоновой жидкости как

(8)

В качестве уравнения состояния использовалось стандартное выражение вида (9), замыкающее описание системы:

(9)

Изучение влияния эффективной вязкости на совместную деформацию коры и мантии проводилось в [9] путем перебора значений реологических констант А, n и энергии активации E/nR=B+Cz в степенном законе (5) и коэффициента трения f из уравнения (4) для разломов. Параметры коры и мантии выбирались среди имеющихся лабораторных данных и оценок из анализа некоторых геологических обстановок, таких как разлом Сан-Андреас [8] и аккреционные комплексы Азии [11].

Результаты моделирования. Модельная область охватывает зону действия сдвиговых деформаций. Размеры области составляют 600*600*200 км (по x, y, z координате). Неравномерная сетка конечных элементов состоит из треугольных элементов континуума и криволинейных элементов разломов. Сетка построена таким образом, чтобы ввести в рассмотрение два параллельных разлома, которые активизируются в фазу тектонической активности; их наклон задавался 25, 65 и 90° в разных вариантах модели. Поверхность границы Мохо в целях упрощения принималась плоской при толщине земной коры 30 км. Толщина литосферы составляла 200 км для областей платформ и 100 км под рифтовой зоной, либо была постоянной. Для учета температурной зависимости реологии предполагается доминирующим кондуктивный вертикальный перенос тепла. В качестве граничного условия применяется заданный поверхностный поток тепла (50 мВт/м2).

Чтобы исследовать динамику топографии, вызванную вязкими течениями в подстилающей мантии, мы смоделировали тектонические обстановки горизонтального сдвига и совместного сжатия и сдвига. Было проведено большое количество тестов с разными граничными условиями и реологией. Здесь представлены те из них, которые наиболее адекватно объясняют развитие бассейнов типа пул-апарт. На рис. 2 показаны результаты расчетов модели развития бассейна между двумя параллельными не соединяющимися разломами (рис. 2 а, б, в) и около Z-образного разлома (рис. 2 г, д, е). В качестве граничных условий задавалась скорость сдвига 5 мм/год на северной и южной границах области. Две другие противоположные границы оставались свободными в направлении сдвига, либо в обоих направлениях. Результаты приведены в форме полей "мгновенных" скоростей на поверхности литосферы (а, г), распределения скорости утолщения/утонения литосферы (б, д) и полей горизонтальных сдвиговых напряжений, суммированных по толщине литосферы (в, е). Область развития бассейна соответствует зонам, где скорость утолщения литосферы отрицательна (погружение). Форма бассейна будет определяться несколькими факторами: расстоянием между разломами, их падением, реологическими константами коры и литосферной мантии. Из рис. 2, б и 2, д видно, что бассейн принимает форму параллелограмма с наклоном в сторону сдвига. Границы, где скорость утолщения литосферы меняет знак, являются зонами потенциальных разломов в форме сбросов. Кривые потенциальных разломов на картинах сдвиговых деформаций являются продолжениями существующих разломов (рис. 2 в, е) и трассируются зонами максимальных напряжений.

Рис. 2

Модельная форма бассейнов достаточно хорошо совпадают с ромбовидными геологическими структурами и различается по глубинному строению для разных моделей. По результатам моделирования различаются бассейны с двумя раздельными впадинами (рис. 2 б) или единой областью погружения (2 д). В последнем варианте полученную структуру можно трактовать как "грабен в грабене" внутри сдвигового бассейна. Глубина сдвиговых бассейнов оказывается непостоянной: максимальное погружение моделируется в зонах окончания или изгиба разломов. В этих зонах скорость погружения достигает 180-330 м/млн. лет, в то время как в среднем для бассейна она составляет 30-50 м/млн. лет. Так, погружение, связанное со сдвиговыми деформациями в бассейне Мертвого моря составляет не более 66 м/млн. лет в течении неоген-четвертичного периода [2]. Для Тункинского сдвигового рифта скорости погружения составляют по стратиграфическим данным 70-90 м/млн. лет начиная с олигоцена, что также хорошо согласуется с модельными оценками. Тункинский бассейн состоит из двух депрессий (западной и восточной), заполненных кайнозойскими отложениями мощностью 2200 м в западной области и 2800 м - в восточной, разделенных поднятием фундамента [7]. Такая структура пул-апарта, состоящего из двух отдельных впадин, моделируется в варианте нашей модели с двумя смещенными разломами (рис. 2 б). В альтернативном варианте модели с Z-образным разломом имеется два узких, вытянутых вдоль разломов "хребтов", ограничивающих бассейн, известных как "плечи" рифта.

В отношении сдвигового бассейна Селтон в Калифорнии модельные оценки средней скорости погружения 100 м/млн.лет на порядок меньше реально наблюдаемых в этой структуре. Максимальные скорости осадконакопления в долине Империал, входящей в структуру трога Селтон, достигают 5500 м / 5 млн. лет = 1100 м/млн. лет [3]. Следует отметить, что горизонтальная скорость сдвига Тихоокеанской плиты относительно Североамериканской по разлому Сан-Андреас составляет 22 мм/год [12], что также на порядок выше, чем фиксируемые скорости по данным GPS в районе Тункинской впадины [13]. Чтобы смоделировать развитие бассейна с быстрым погружением, была проведены расчеты со скоростями сдвига 5 см/год (Рис. 3 А, Б). В этом случае бассейн (показан белым) представляет единую область погружения со скоростью 5-10 мм/год, что на порядок выше, чем в предыдущих моделях. При этом преобладающим характером смещения поверхности является погружение с наличием четырех "куполов" симметрично расположенных поднятий (рис. 3 Б). В этом варианте модели, как и в той, что представлена на рис. 2, отрицательные формы рельефа занимают преобладающую часть области (около 75 %).

Рис. 3

Для того, чтобы изучить инверсию бассейна от погружения к воздыманию мы применили комбинированные граничные условия сжатия-сдвига. На северной и южной границе в этих моделях задавалась скорость сжатия от 0.5 до 5 см/год в разных вариантах модели, а на восточной и западной границах скорость сдвига линейно менялась от -5 до +5 см/год. На рис. 3 В, Г показаны результаты расчетов, когда скорость сжатия (0.5 см/год) на порядок меньше скорости сдвига (5 см/год). Преобладает сдвиг в картине горизонтальных скоростей (рис. 3, В), и утолщение литосферы (показано черным) - в отношении вертикальных скоростей деформации (рис. 3, Г). В центре области образуется бассейн в виде ромба. При увеличении скорости сжатия погружение прекращается, таким образом, инверсия формы рельефа от отрицательной к положительной происходит, кода скорость сжатия больше 0.1 скорости сдвига. При равных значениях этих скоростей воздымание происходит на всей площади поверхности литосферы.

В следующем варианте модели сжатие вновь было исключено (северная и южная границы - свободные), и сдвиг задавался на восточной и западной границах в виде ступенчатой (а не линейной как ранее) функции с переменой направления движения плит на границе разломов (рис. 3 Д, Е). Ввиду криволинейной границы двух плит в середине модели осуществляются условия растяжения в направлении восток-запад. В картине поля поверхностных скоростей наблюдается линзовидная структура, с характерной формой "пул-апарт" (рис. 3 Д). Однако, в распределении вертикальных скоростей наблюдается бассейн (показан светлым) в форме рифта, ширина которого контролируется величиной смещения между разломами. Результат этой модели показывает, что для развития сдвиговых бассейнов направление движения плит на их границе, по-видимому, должно меняться непрерывным образом, а не скачкообразно.

Из сравнения модели с геологическими данными можно заключить, что впадины типа пул-апарт являются специфическим видом осадочных бассейнов, формирующихся в определенных геодинамических обстановках. Они развиваются в сдвиговой зоне, представляющей трансформную границу двух плит (например, Сибирской - Монгольской, Африканской - Аравийской, Тихоокеанской - Североамериканской). Структура бассейнов определяется геометрией разломов, величиной сдвиговых и сжимающих скоростей и реологией литосферы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добрецов Н.Л., Берзин Н.А., Буслов М.М., Ермиков В.Д. // Геология и геофизика. 1995. Т. 36. ? 10. C. 5-19.
2. Балла З., Кузьмин М.И., Леви К.Г. // Геотектоника. 1990. ? 2. C. 80-91.
3. Katzman R., ten Brink U.S., Lin J. // J. Geophys. Res. 1995. V. 100(B4). P. 6295-6312.
4. Gvirtzman H., Stanislavsky E. // Basin Research. 2000. V. 12. P. 79-93.
5. Lanchenbruch A.H., Sass J.H., Galanis S.P. // J. Geophys. Res. 1985. V. 90(B8). P. 6709-6736.
6. Golke M., Cloetingh S., Fuchs K. // Tectonophysics. 1994. V. 240. P. 45-57.
7. Шерман С.И., Медведев М.Е., Ружич В.В. и др. Тектоника и вулканизм юго-западной части Байкальской рифтовой зоны. Новосибирск: Наука, 1973. 134 с.
8. Birg P., Kong X. // Geol. Soc. Am. Bull. 1994. V. 106(2). P. 159-174.
9. Polyansky O. P. // Tectonophysics. 2001. (in press)
10. Strehlau J., Meissner R. In: Compositions, Structure and Dynamics of the Lithosphere-Astenosphere System. Wash.(DC): Amer. Geophys. Union. 1987. V. 16. P. 69-87.
11. Добрецов Н.Л. // Петрология. 2000. Т. 8. N6. C. 451-476.
12. Bourne S.J., England P.C., Parsons B. // Nature. 1998. V. 391. P. 655-659.
13. Саньков В.А., Леви К.Г., Калэ Э. и др. // Геология и геофизика. 1999. Т. 40. N3. C. 422-430.





Секретарь проекта В.Г.Владимиров  sgt@uiggm.nsc.ru

Web-дизайн Е.А.Бердникова zheka@petrol.uiggm.nsc.ru

 
©  RSG SG&T_ 2000

 

 

 

 

Rambler's Top100 Service