Короновский Николай Владимирович , доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий кафедрой "динамической геологии" Геологического факультета МГУ, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Соросовский профессор, автор 3-х учебников по региональной геологии СНГ и общей геологии, а также более чем 240 статей. Специалист в области региональной геологии, тектоники и магматизма, неотектоники.
Н.В. Короновский
СЕРЕБРЯНОЕ СЕРДЦЕ МЕКСИКИ
Микроавтобус "Фольксваген" почти неслышно, как лодка, скользит по глянцевому шоссе Сан-Луи-Потоси Кверетаро, пересекая невысокие горы Сьерра де Гунахвата и Сьерра-Корда. Уже который день мы в пути по Центральной Мексике. Мы, это я и мой друг, профессор Петер Майбург из университета города Монтеррей. Петер, немецкий геолог из Дармштадского университета Германии, уже десятый год работающий в Мексике и, по существу, создавший геологический факультет в Линаресе, небольшом городке в 130 км от Монтеррея, в котором находится Автономный университет штата Нуэво-Леон.
Переночевав в Сан-Луи-Потоси, старинном городе, сохранившим прекрасные здания XVIII века. колесим какими-то проселками, известными одному Петеру, осматривая обнажения вулканических пород, замечательных по своему внешнему виду игнимбритов, с великолепными фьямме черного стекла, а попутно едим плоды кактусов, называемые туна. Они имеют вид толстого огурца и покрыты страшными шипами. Срезав такого "ежа", надо удалить иглы и кожицу и тогда вы получите полное удовольствие от нежной, сочной мякоти очень приятной на вкус и утоляющей жажду.
Колдобины на дороге, проложенной по кровле игнимбритового плато, ужасные, но "Фольксваген" бодро подпрыгивает на них и даже не скрипит. Постепенно мы углубляемся в горы, покрытые сосновым лесом, пересекаем ручьи и неожиданно оказываемся в маленькой деревушке, расположившейся на дне глубокой долины. Посмотрев на карту, я понял, что километров через 20 мы достигнем хорошего шоссе. Однако, вышло иначе.
Проезжая крохотную площадь в центре деревушки, перед нами открылась картина, достойная фильмов типа "Великолепной семерки". На площади сидели или стояли в картинных позах крестьяне в широких соломенных сомбреро, потрепанных штанах, кое у кого виднелись патронташи, сползавшие с пояса на бедра, но оружия не было видно. При нашем появлении никто не двинулся с места, а Петер затормозив, поднял кучу пыли, которая накрыла всю эту площадь. Знаток местных обычаев, Петер вышел из машины, а я сидел с картой в руках у открытой двери, было жарко и душно. Перекинувшись парой слов с крестьянами, он подошел ко мне и сказал, что надо возвращаться, дальше дороги нет.
"Как нет?" - воскликнул я. -"Вот же по карте ясно видно, что скоро будет шоссе и тут всего пара десятков километров, а назад -это целая сотня, да по жаре и колдобинам". Слыша наш разговор на английском языке, к нам сделал пару шагов живописный мужчина и сказал: "Сеньоры, дальше дороги нет". "Да не может этого быть, вот она" и я стал тыкать пальцем в карту. "Сеньоры, нет дороги", - негромко говорил крестьянин, а его сомбреро полностью скрывало лицо, так оно было надвинуто, с некоторым шиком, что-ли.
"Поехали назад", - сказал Петер и ничего не стал объяснять. Делать нечего, развернулись и заколыхались на ухабах в обратную сторону. Через какое-то время, выбравшись на асфальт и расслабившись, мы были сразу же прижаты к обочине двумя полицейскими машинами. Через полминуты мы стояли, широко расставив ноги и упершись руками к микроавтобусу, а тела наши были согнуты в виде буквы "Г".
Не обнаружив у нас оружия, полицейские стали внимательно ощупывать микроавтобус, простукивая шины, пол, обивку потолка, заглядывая в мотор, который, как известно, у "Фольксвагена" сзади. После осмотра, пошла неторопливая беседа с Петером, а узнав, что русский, один из полицейских похлопал меня по плечу и радостно сказал:: "Горбачев! Горбачев!" на что я ему с достоинством возразил: "Я - Короновский", шел 1990 год.
Дружески расставшись с полицией и двинувшись дальше, Петер, наконец, разговорился, я был он, надо сказать, в словах всегда экономным. Оказывается, крестьяне нас не пустили за деревню, потому что там выращивают наркотик. А полицейские, решив, что мы скупщики наркотиков, нас, как говорят в России, "шмонали'
Было это в одно из воскресений в октябре 1990 года. И приключения наши на этом не кончились. Свернули мы с шоссе на довольно сносный проселок и пылили себе не очень быстро. Вдалеке показался весьма популярный в Мексике полугрузовичек "Форд" - три места в кабине и небольшой открытый кузов. Смотрю, в кузове, опершись руками на крышу кабины, стоит девушка.
И вдруг, на наших глазах, этот "Форд" подпрыгивает, то ли на камне, то ли на ухабе и быстро валится в кювет, перевернувшись при этом на бок. Все было так неожиданно, что мы успели затормозить почти рядом с ним, сначала даже толком не отреагировав на аварию.
Из кювета неслись вопли девушки, а из кабины выползли какие-то неопределенного возраста личности с явно замедленной реакцией. Когда мы выскочили из автобуса и подбежали к ним, то оказалось, что трое мужчин абсолютно пьяные и еле держатся на ногах, а в несчастную мексиканку впились сотни кактусовых иголок, т.к. она упала из кузова прямо на плотные заросли. Вид ее был не из лучших и при этом она не могла подняться - иголки, длиной в несколько см, держали ее, как на крючках.
Медленно освободив девушку из цепких объятий кактусов и вытащив ее на дорогу, мы стали выдергивать, как могли, из нее шипы. При этом она непрерывно голосила и ее крики были вполне оправданны. По-видимому, она еще и сильно ушибла спину, т.к. не могла сидеть и ее пришлось положить в автобус на сиденье.
Родственники девушки сидели на бровке кювета и осоловело, молча смотрели на нее. Петер вытащил из них несколько фраз о том, что они возвращаются с воскресного базара из селения, расположенного впереди нас и накачались "пульке" - самым скверным самогоном из кактусов типа агавы.
Делать нечего, погрузили мы одного "родственника" в автобус и поехали в это селение в больницу с охающей девушкой.. Когда мы туда приехали, то оказалось, что проходят какие-то учения школьников по оказанию медицинской помощи. С шумом и гвалтом эти юные создания водрузили девушку на каталку и увезли, а мы, сказав пару слов вышедшему санитару, укатили, как говорят, по своим делам, достигнув уже поздним вечером городок Матеуала, стоящий на оживленной дороге из США на юг, где и заночевали в мотеле. Утром нам предстояла поездка в легендарный город серебра - Реал де Каторс.
Встали мы рано, было сыро и туманно. Двинулись к маленькому городку Седраль. Кругом была довольно унылая предгорная равнина, покрытая кактусами и редкими пальмами -юкка, напоминавшими общипанную курицу: длинный голый ствол, а на макушке пучок листьев. Кари=тина довольно безрадостная. От Седраля дорога стала булыжной, что в Мексике большая редкость, и начался непрерывный подъем в горы, достигающие здесь высоты в 3180 м. Клочья серых облаков накрывали дорогу, становилось темнее, кругом ничего не было видно и не встречались машины. Все это настораживало на встречу с ем-то необычным. Вдруг сквозь белесую муть внезапно возник вход в туннель под названием Огаррио. Длина туннеля 2300 м и движение в нем одностороннее. Прежде чем в него въехать, человек, дежуривший у телефона,позвонил на другой вход и предупредил, чтобы машины подождали, если бы они намеревались двигаться. Но там никого не было и наш "Фольксваген" в одиночестве тронулся вперед. Минут десять езды в полутьме и вдруг перед нами открылась панорама большого города, зажатого горами, с которых сползают рваные облака. Что-то в этом городе, сразу не понимаешь, кажется необычным, но через некоторое время догадываешься - это пустота и безлюдность. На грязноватой площади перед северным порталом туннеля пара старых автомашин, три-четыре прохожих и все. Кругом тихо и нет привычного городского шума. Как будто город покинут жителями, а все здания целы и невредимы. Но это только на первый взгляд. Присмотревшись, видишь пустые оконные проемы, облупленные стены, дома без крыш, деревья, растущие на полуразрушенных кровлях.
Перед нами знаменитый и легендарный город, в окрестностях которого жилы с серебром были найдены в конце XVIII века и уже через несколько лет возникли первые, небольшие, но богатые шахты": Дескубридора, Пурисима, Гваделупе, Долорес, Завала, Рефугио и Сан Августин, от которых сейчас остались лишь впечатляющие развалины. Конец XVIII -первая половина XIX веков - это было время расцвета Реала де Каторса, на шахтах стали использоваться машин, помпы для откачки воды. Позднее, с появлением электричества пустили даже трамвай в покрытом туннеле. Добытое золото сначала доставляли по узким горным тропам к станции железной дороги Портеро. Эпохой процветания и богатеющей экономики был прошлый век главную площадь с живописной беседкой в центре. Одеты они были в дорогие наряды, выписываемые из Европы. Процветали петушиные боя, коррида. Издавалось несколько газет, например: "Эль эко Миенро". Очень высокого уровня достигала культурная жизнь, функционировал театр Лавин. В общем, во всех отношениях Реал де Каторс был городом на подъеме.
Война за независимость несколько снизила активность горнодобывающей промышленности, но в 1828 году, благодаря усилиям семей Де Маза и Мендезибаль, шахты заработали с новой силой. В 1863 году на угольной площади (Plaza del Carbon) был построен трехэтажный монетный двор - Casa de Modena по приказу президента Хуареса, однако, в 1866 году его закрыли, так что в нем чеканились серебряные монеты всего три года. Туннель был открыт в 1901 году и строился он 4 года, а до тех пор в город добирались с севера по опасной горной дороге.
В начале XX века по разным политическим и экономическим причинам добыча серебра падает, шахтеры уезжают из города и он постепенно приходит в запустение. В наши дни в нем живет всего 3-4 тысячи человек, приезжают туристы, открыт небольшой музей. Можно часами гулять по заброшенным улицам, ходить по плитам главного проспекта - Ланцагорты, любоваться собором и монетным двором. Все в прошлом. А рядом с городом разрушенные постройки, даже сейчас еще внушительные, многочисленных шахт, в которых добывалось знаменитое мексиканское серебро.
Покидая Реал де Каторс, город-призрак, мы снова проезжаем через туннель и спускаемся на плоскогорье Меса де ля Херрадура, направляясь в другую столицу Мексики - Закатекас. Дорога плавно перекатывается через холмы, с которых открывается вид на центральные районы Мексики, между Сьеррой Мадре Оксиденталь и Сьеррой Мадре Ориенталь.
Закатекас расположен в долине, на склоне невысокого хребта. Это типичный старый город Мексики с ажурными розоватыми соборами в центре, с главной торговой улицей, карабкающейся круто в гору. Потрясают затейливые, кружевные разные по камню порталы соборов, украшенные многочисленными статуями святых, прячущихся в нишах.
Одна необычная черта характеризует Закатекас, отличающая его от всех других городов. Основная масса автомобильного потока направлена в туннели под городом, в которые старые штольни для добычи серебра из знаменитых свинцово-цинк-серебряных месторождений, в прошлом веке составивших славу Закатекаса и всего региона. Эти бывшие горные выработки составляют километры и большая часть транспорта, таким образом, упрятана под землю.
На старинных, кривых улочках много лавочек, где в изобилии продаются серебряные изделия, напоминающие, чему обязан Закатекас своим процветанием. Господствующая вершина венчается конными статуями героев войны за независимость Мексики и в центре, как всегда Панчо Вилья.
На юг от Закатекаса располагается другой старинный город Гуанохвато, также славящийся своими золото-серебряными вулканогенными гидротермальными месторождениями. Треугольник в центральной Мексике, между Закатекасом, Реал де Каторсом и Гуанохвато весьма богат постмагматическими месторождениями серебряных руд, связанных с вулканогенными толщами кайнозойского возраста.
Расположенный несколько южнее Трансмсксиканский вулканический пояс еще активен, достаточно вспомнить замечательный вулкан Парлкутан (2808 м), возникший на поле крестьянина Дионисио Пулидо 20 февраля 1943 года. Формирование шлакового конуса и протяженных лавовых протоков, в 1944 году похоронивших городок Сан-Хуан-де-Парангарлкутиро и деревню Паракутан, описано во многих работах. Автор имел удовольствие в течение 8 часов подниматься на вулкан и спускаться с него на маленькой лошади, после чего у него болела не только спина, но и все, что пониже. Пожалуй, наибольшее впечатление производят остатки большого собора в Сан-Хуане, залитого потоками андезитовой "аа" лавы. Собор был большим, т.к. в городке насчитывалось примерно 6000 жителей. Под напором лавы рухнули центральные стены и крыша, но остались две колокольни и алтарная стена, правда, одна башня колокольни наполовину разрушена. Вулкан периодически возобновлял свою деятельность, а пепел выпадал в Мехико и в Гуанохвато. Так продолжалось 9 лет. Сейчас вулкан затих и ничто, кроме мрачных черных глыб лавовых потоков не напоминает о столбах пепла, поднимавшихся в высоту на 6 км.
Штат Мичоакан, в котором вулкан, обладает тропическим климатом. Днем жарко и душно, ночью сыро и влажно. На склонах в изобилии растут авокадо, гуайябо и другие экзотические фрукты.
Направляясь в Мехико, останавливаемся позавтракать в ресторане деревушки. Как правило, там не один ресторан, а много и каждый состоит из 1-2 столиков, которыми владеют разные хозяйки. Готовят тут же, под навесом. Вам предложат непременный такое - большую лепешку из кукурузной муки, в которой заворачивают все, что хотите: кусочки мяса, зелень, фрукты и все это обильно поливается острым соусом. А для утоления жажды нальют чашку чампуррау - како, опять-таки с кукурузной мукой. В виде деликатеса можно попробовать чичарон - воздушную свиную кожу или мишоте - кожицу от кактуса с бараниной внутри. После такого завтрака целый день о еде можно не беспокоиться.
Машина быстро поднимается в горы и справа виднеется пик Невадо де Толука (4690 м). За городом Толука открывается панорама Мехико - мегаполиса с населением 34 млн. человек. Мы спускаемся в пелену смога и потоки автобусов, легковушек и грузовиков несут нас вместе с собой, как щепку воды реки.
|