В ОГЛАВЛЕНИЕ

ИЗОТОПНЫЙ СОСТАВ СВИНЦА ЩЕЛОЧНЫХ ПОРОД СИБИРИ И МОНГОЛИИ.

Владыкин Н.В., Исаков Ю.А., Сандимирова Г.П.,Владимирова Т.А., Татарников С.А.

ИГХ СО РАН (vlad@igc.irk.ru)

Изотопный состав свинца изучался в галенитах из щелочных пород массивов, расположенных в различных частях Монголо- Охотского ареала магматизма (Владыкин 1997), формировавшихся в различных геодинамических обстановках. Это рифтогенные массивы Алданского щита: Мурунский массив зап. Алдана (14 разновидностей пород- интрузивные ультракалиевые силикатные породы, кальцитовые и бенстонитовые карбонатиты, чароитовые породы, скарно- гидротермальные рудные жилы), центр. Алдан- Рябиновый массив (щелочной грвнит и рудная жила), рудная жила Лебединского поля, эвдиалитовые пегматиты Инагли и массива Борун - Манхан Ула Прихубсугулье, редкометальные пегматиты Бурпалинского массива Сев. Прибайкалье, фенакит-апатит-флюоритовые жилы Ермаковки- Бурятия, Лугингольский массив- Ю.Гоби Монголия (сиениты и карбонатиты), карбонатит-церусситовые туфы (по церусситу) Мушугайской провинции Ю.Гоби, редкометальные пегматиты Дарай- Пиоз, Ю.Тяньшань и Томторский массив (Зайцев и др. 1992),а так же скарново-гидротермальные рудные жилы Мадан- Болгария.

 

Рис.1 Изотопный состав свинца в изученных щелочных породах.

МАССИВЫ: 1-Мурун, 2-Инагли, Рябиновый, 4-Лебединный, 5-Прихубсугулье, 6-Бурпала, 7-Дарай-Пиоз, 8-Мушугай, 9-Лугингол, 10 Ермаковка, 11-Томтор 2- Мадан.

Несмотря на различный возраст пород и их геологическое положение и происхождение фигуративные точки составов изотопов свинца изученных щелочных пород образуют единый тренд (Рис.1) со значительными вариациями изотопных отношений. Этот тренд аналогичный тренду лампроитов мира (Владыкин 1997) Наиболее низкие изотопные отношения отмечаютса для пород Мурунского массива. Фигуративные точки изотопов свинца образуют непрерывный тренд, связанный с широкой гаммой составов изученных пород – дифференциатов единой магмы,имеющих свою геохимическую историю (Владыкин 1997).Вычисленный по ним возраст источника магматизма Мурунского массива близок к 3,2 млд. лет (Владыкин и др. 1995). Далее по тренду располагаются точки изотопного состава из пород Рябинового массива, затем компактной группой идут агпаитовые эвдиалитовые пегматиты Инагли и Прихубсугулья и далее редкометальные пегматиты Бурпалы и Дарай-Пиоза. С некоторым промежутком за ними следуют точки фтор-бериллиевых жил Ермаковки, церусситовых туфов Мушугая, щелочных сиенитов и карбонатитов Лугингола . Замыкают тренд карбонатиты Томтора и рудные жилы Мадана (третичного возраста).

Изотопные соотношения свинца в галенитах щелочных пород не зависят от возраста породи и ее химического состава. Не наблюдается четких закономерностей и в возрастном ряду дифференциатов (на примере Мурунского массива) где наиболее низкими отношениями характеризуются карбонатиты и чароитовые породы.

На других диаграммах в координатах 208/204 – 207/204 и 208/204 – 206/204 наблюдаются подобные корреляционные тренды изотопов свинца в щелочных породах. На диаграмме 208/204 – 206/204 фигуративная точка изотопов свинца из скарно- гидротермальной рудной жилы отскакивает от общей закономерности в сторону значения высокого отношения 208/204. Причина такого высокого отношения изотопов свинца пока остаются неясными. Возможно эта аномалия связана с тем, что эта порода образовалась из гидротермального раствора, а остальные породы из магматического расплава. С гидротермальными растворами на Мурунском массиве связано месторождение урана. Учитывая различные коэффициенты распределения U и Th между расплавом и раствором и значительные их концентрации в гидротермальных породах, возможно обогащение в галените свинца с высоким 208/204 отношением.

Работа проведена при финансовой поддержке РФФИ (гранты 00-05-65288, 01-05-97243-Байкал).

 



Rambler's Top100 Service
зеркало на сайте "Все о геологии"