Фенитизация √ феноменальная особенность
щлочно-ултьтраосновных
(карбонатитовых) комплексов
Кривдик С.Г., Дубина А.В.
Институт геохимии, минералогии и рудообразования НАН Украины, Киев
Фениты √ это своеобразные щелочные экзоконтактовые метасоматиты, сопровождающие щлочно-ултьтраосновные и карбонатитовые комплексы. Кроме того, в некоторых карбонатитовых комплексах фениты и апофенитовые альбититы могут иметь богатое апатитовое и редкометальное оруденение.
Впервые классические фениты были описаны В. Брëггером (1921) и Г. Эккерманом (1948) в палеозойских карбонатитовых комплексах Фен и Ально, а несколько позднее √ в такого же возраста ультраосновных щелочных и карбонатитовых комплексах Балтийского щита и других регионов мира. В тоже время в немногих докембрийских карбонатитовых комплексах фениты не выделялись или детально не описывались. В этом отношении Украинский щит (УЩ) является уникальным полигоном, на котором выявлены докембрийские (1,9-2,1 млрд.лет) щелочно-ультраосновные и карбонатитовые массивы и проявления (более десятка) разных размеров и разного эрозионного среза.
Из выявленых общих особенностей для всех фенитов щелочно-ультраосновных комплексов УЩ и других регионов главными являются следующие:
1. Фенитовые ореолы имеют зональное строение, а конечные стадии фенитов чаще всего имеют щелочносиенитовый состав, реже √ это меланократовые породы (твейтозиты). По нашим представлениям, фенитизация завершается безнефелиновыми и щелочносиенитовыми породами, которые как бы ⌠отгораживают■ интрузивные нефелиновые породы и карбонатиты от вмещающих кварсодержащих пород. Ширина фенитовых ореолов сопоставима или даже превышае мощность тел фенитизирующих пород или размеры карбонатитовых комплексов. Известны фенитовые ореолы шириной до 3 км (массив Сокли, Финляндия).
2. Фениты сходного состава образуются в экзоконтактовых ореолах как карбонатитовых и щелочно-ультраосновных комплексах в целом, так и сопровождают даже маломощные отдельные дайки и их апофизы практически всех разновидностей пород этих комплексов.
3. Наиболее интенсивно фенитизируются кварцсодержащие породы (граниты, гнейсы, чарнокиты, эндербиты, кварцито-песчаники). Породы основного состава (габброиды, амфиболиты, кристаллосланцы) испытывают в целом незначительные преобразования. В гранитоидах зерна кварца становятся центрами новообразований: на контакте кварца и плагиоклаза формируются щелочные полевые шпаты и /или альбит, на границе кварца и биотита √ щелочные пироксены и амфиболы в ассоциации со щелочными полевыми шпатами. Новообразованный щелочной пироксен, реже амфибол, также обычно примыкает к кварцу, оконтуривая последний с образованием своеобразных ⌠глазковых■ структур. В дальнейшем щелочные пироксены и амфиболы выделяются также в виде прожилков. На конечных стадиях процесса фенитизируемая порода приобретает щелочносиенитовый состав. Такие фениты трудно отличимы от интрузивных щелочных сиенитов, которые часто присутствуют в карбонатитовых комплексах. Возможно, что некоторые из таких сиенитов могут быть реоморфическими фенитами, как это еще предполагал В. Брëггер (1921).
4. Судя по литературным и нашим данным, фениты большинства глубокоэродированных карбонатитовых массивов представлены калий-натриевыми и существенно натриевыми разновидностями, а в гипабиссальных комплексах √ калиевыми (ортоклазовыми, микроклиновыми). Однако этот проблемный вопрос требует доизучения, поскольку характер фенитов может быть обусловлен, при прочих равных условиях, также геохимической спецификой (натриевой или калиевой) фенитизирующих щелочно-ультраосновных и карбонатитовых магм.
При изучении фенитов щелочно-ультраосновных комплексов УЩ были выявлены определенные зависимости минерального состава от глубины эрозионного среза. В фенитах глубокоэродированных комплексов (Черниговский, Малотерсянский, Проскуровский, Антоновский) пироксены представлены эгирин-салитами и эгирин-ферросалитами содержащими не более 30% эгиринового минала при значительной доле (до 30-60%) геденбергитового минала. В этих фенитах не обнаружены собственно щелочные амфиболы, а наиболее щелочные их разновидности принадлежат к рихтеритам. В то же время в фенитах гипабиссальных комплексов (Городница, Глумча и др.) прослеживается изоморфный ряд щелочных пироксенов диопсид √ эгирин с широким развитием их существенно эгириновых разновидностей. Ассоциирующий амфибол в таких фенитах представлен разновидностями арфведсонит-рибекитового ряда.
В заключение отметим, что фениты являются характерными (симптоматическими) экзоконтактовыми метасоматитами щелочно-ультраосновных (карбонатиовых) комплексов и отсутствуют или слабо проявлены в щелочных массивах других формационных типов (например, в таких габбро-сиенитолвых массивах - УЩ, как Октябрьский и Покрово-Киреевский). Экзоконтактовые щелочные метасоматиты имеют ограниченное развитие или практически отсутствуют в очень крупных Хибинском, Ловозерском и Илимауссакском плутонах агпаитовых нефелиновых сиенитов. Интенсивная фенитизация в экзоконтактовых ореолах карбонатитовых комплексов обусловлена специфическими щелочными (преимущественно щелочно-карбонатными) флюидами или щелочно-карбонатными лавами типа Олдоиньо-Ленгаи, сопровождающими эти глубинные образования и интенсивно реагирующими с вмещающими кварцсодержащими породами.