Пантеллерит √ комендит - щелочно-гранитная ассоциация палеогеновой контрастной серии Чукотского звена ОЧВПП

Полин В.Ф.* Сахно В.Г.* Екимова Н.А.* Сандимирова Г.П.**

*ДВГИ ДВО РАН **ГЕОХИ СО РАН

Постсубдукционные образования в Чукотском звене ОЧВПП представлены мономодальной базальт-трахибазальтовой и бимодальной трахибазальт-трахидацит-комендит-щелочногранитной формациями окраинно-континентально-рифтогенного типа (нунлигранская, танюрерская, тнеквээмская свиты, с субвулканическими и субинтрузивными комагматами).

Бимодальная трахибазальт-трахидацит-комендит-щелочногранитная формация, в состав которой входит изученная ассоциация, связана с участками пояса, заложенными на коре с мощным гранитно-метаморфическим слоем (Эскимосский, он же √ Восточно-Чукотский массив). Мономодальная базальт-трахибазальтовая формация в своем распространении тяготеет к коре переходного типа (Белый, 1978).

Бимодальные вулканиты и плутониты √ палеоцен-эоценовые (Сидоров и др., 1970; Кундышев, Верховская, 1984; Полин и др., 1997), мономодальная формация занимает возрастной интервал поздний мел - ранний палеоген (Умитбаев, 1983; Белый, Белая, 1998; Котляр и др., 2000).

Кислые члены бимодальной формации подразделяются на субщелочную и щелочную ассоциации. Первая представлена игнимбритами трахириолитов, риолитами и трахириолитами. Вторая образована пантеллеритами, комендитами, щелочными гранитами и гранит-порфирами.

Субвулканы и дайки пантеллеритов и комендитов встречаются в приразломных прогибах и вулканических грабенах, относительно крупные субинтрузии щелочных гранитов и гранит-порфиров характерны исключительно для протяженных вулканических грабенов.

Для пантеллеритов характерен керсутит-клинопироксен-двуполевошпатовый, для комендитов и щелочных гранитов - арфведсонит-кварц-санидиновый и арфведсонит-кварц-двуполевошпатовый парагенезисы вкрапленников. Преобладают кварц и калишпат, либо полевые шпаты: санидин и альбит, иногда анортоклаз. Клинопироксен √ зональный: натриевый геденбергит - в ядре и эгирин-авгит, эгирин - в оторочке. Прочие минералы незональны или слабозональны. В базисе пород наряду с кварцем велика доля щелочных минералов: эгирина, рибекит-арфведсонита, калишпата, альбита. Среди акцессориев характерны энигматит и ильменит, в гранитах присутствует и магнетит.

Щелочные магматиты резко выделяются среди всех пород ОЧВПП специфичной геохимией. Они отличаются высокой натриевостью (при повышенных содержаниях калия) и ╚рафинированностью╩ по магнию, кальцию, фосфору, титану и ╚связанной╩ воде. Для микроэлементного состава характерны: резкая обогащенность почти всеми РЗЭ и иттрием, а также торием, ураном и элементами группы титана: цирконием, ниобием, гафнием и танталом, при исключительной обедненности барием и стронцием. Весьма показательно, что породы изученной ассоциации представляют единственный в ОЧВПП тип с ярко выраженной европиевой аномалией. Объясняться она может фракционированием полевых шпатов, либо, что кажется нам более вероятным, воздействием подкисленного позднемагматического флюида в условиях низкой фугитивности кислорода. Этим же, возможно, обусловлены и аномально низкие содержания бария, и высокая железистость фемических минералов.

Соотношения концентраций тория, тантала и лантана, широко применяемые в качестве критерия выделения магматических серий, типоморфных для определенных геодинамических обстановок, показывают близость щелочных пород контрастной палеогеновой формации Чукотского звена ОЧВПП к типовым внутриплитным образованиям. По наблюдаемым величинам Th/Ta они, наряду с предшествующими трахибазальтами, попадают в разряд внутриплитных пород. Низкие и весьма близкие по величине (=1-3) значения этого параметра в щелочных кислых породах и трахибазальтах свидетельствуют, на наш взгляд, также о единстве или близости источника, слабо обогащенного торием. В частности, на диаграмме ╚Th-Ta╩ их фигуративные точки образуют единый тренд, близкий к линии ассимиляции-фракционной кристаллизации базитового расплава √ производного внутриплитного источника. Трактовка этого факта неоднозначна. С одной стороны, кислые щелочные породы могут рассматриваться как глубокие дифференциаты (или ликваты?) основной магмы, близкой по составу к ассоциированным с ними базальтам, с другой √ как обогащенный торием продукт небольшой степени парциального плавления внутриплитного источника, подобного таковому для некоторых типов щелочных базальтов, например, андийских. Отмеченная выше близость величин отношения Th/Ta, равно как и крайне низкая концентрация в щелочных магматитах бария и стронция, и аномально высокие содержания в них циркония (до 900 г/т), очевидно, удовлетворяют оба варианта.

Полная аналогия пантеллерит √ комендит √ щелочно-гранитной ассоциации типовым внутриплитным породам наблюдается также на диаграммах ╚Ta-Yb╩ и ╚Rb-(Yb+Ta)╩.

Сравнение с породами типовых геодинамических обстановок свидетельствует о практической идентичности палеогеновых пантеллеритов, комендитов и щелочных гранитов Чукотского звена ОЧВПП кислым членам внутриплитных и окраинно-континентально-рифтогенных бимодальных комплексов, по ряду признаков √ гранитам анорогенного типа (Ярмолюк, Коваленко, 1991; Pearce et al., 1984; Harris et al., 1986).

В генетическом плане, изученные щелочные породы могут рассматриваться как глубокие дифференциаты трахибазальтовой магмы, либо как продукты низкой степени плавления мантийного источника, общего с трахибазальтами (Полин, Молл-Столкап, 1999).

 


зеркало на сайте "Все о геологии"