Все о геологии :: на главную страницу! Геовикипедия 
wiki.web.ru 
Поиск  
  Rambler's Top100 Service
 Главная страница  Конференции: Календарь / Материалы  Каталог ссылок    Словарь       Форумы        В помощь студенту     Последние поступления
Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа: http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=21846
Дата изменения: Thu Jan 1 03:00:00 1970
Дата индексирования: Fri Sep 21 01:59:59 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: 6

НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ :: СТАТЬИ :: Россия без нефти?
Издательской Группе 'Нефтегазовая Вертикаль' требуются журналисты
 
Свежий номер »  Подшивка »  Лента новостей »  Пресс-релизы »   Выставки и конференции »  Каталог »  Форум » Биржи »

Россия без нефти?

ДМИТРИЙ МУН, к.э.н., эксперт "Нефтегазовой Вертикали"
, ГАЛИНА МУЗЛОВА, к.г.н., Международный институт исследования риска

И без нефтяной отрасли российская экономика должна быть вполне жизнеспособной. Хочется верить, что еще до того, как опустеют запасы нефти, экономику России начнут тянуть другие "локомотивы" - трудовые ресурсы, новые технологии, телекоммуникации и т.д. Однако пока даже ТЭК не годится на роль "локомотива", ибо тянет, скорее, сам себя.
Не стоит забывать, что экономика России при высоком человеческом потенциале все еще остается многопрофильной и диверсифицированной (наследие советского периода), а расчет только на углеводородные ресурсы как основу экономического процветания не имеет под собой никакой рациональной основы - ресурсов для заявленной модели развития просто недостаточно.
Согласно недавно опубликованному докладу BP "Энергия мира - 2005", нефти в России хватит лишь на 21 год: в этот временной отрезок необходимо использовать нынешний потенциал для перевода экономики на другие рельсы.

Рис. 1За последние несколько лет концепция "нефтяного государства" превратилась в своего рода национально-философскую идею, которая становится направляющим вектором развития экономики и внутренней политики России. ТЭК в значительной мере "подчиняет" себе остальные отрасли экономики и социальной сферы страны. Также заметно усиление нефтяной составляющей во внешнеполитических вопросах - как в отношениях с постсоветскими республиками, так и в активном позиционировании России на мировой арене в качестве "энергетической сверхдержавы". Во многом такое развитие событий кажется естественным: трудно не поддаться соблазну воспользоваться естественным конкурентным преимуществом России - огромными запасами нефти и природного газа, ценность которых на международных рынках постоянно растет. Воспользоваться не только для решения социально-экономических проблем, но и для создания новой государственной идеологии, провозглашающей, что поступления от нефтегазового экспорта есть панацея от любых проблем, как и источник роста национального могущества в долгосрочной перспективе. Однако в глазах простого обывателя, которому навязывается эта точка зрения, лозунги правительства расходятся с реальным положением вещей: уровень жизни в России не спешит приближаться к благосостоянию Норвегии или ОАЭ, многие отрасли экономики испытывают спад или стагнацию, происходит поляризация доходов населения и обострение социально-демографических проблем. Является ли российская нефть действительно универсальным средством решения всех проблем? Сможет ли Россия стать неэнергетической, но при этом сверхдержавой? Насколько велико влияние нефтяного богатства России на ВВП, экспорт, бюджет и население страны? Чем богата Россия, кроме нефти? ТЭК и экономика: вместе или вместо? Огромные возможности, открываемые изобилием нефтедолларов, возводят ТЭК России уже даже не в число приоритетных для развития отраслей, а в некую категорию национального культа. Это, в частности, подтверждается политикой правительства, направленной на укрепление рыночного и политического статуса государственных нефтегазовых корпораций-гигантов ("Газпром", "Роснефть"), активным государственным пиаром как нефтегазовой тематики в целом, так и позитивных нефтегазовых новостей, связанных с перераспределением доходов от нефтегазового экспорта. Складывается впечатление, что всеобъемлющая приоритетность ТЭК далеко отодвинула цели долгосрочного развития российской экономики, такие как (1) диверсификация экономики - сбалансированное развитие различных отраслей национального хозяйства; (2) курс на увеличение конкурентоспособности экономики, предполагающий развитие тех отраслей, продукция которых (с высокой степенью переработки) пользуется спросом на мировом рынке; (3) увеличение инвестиций "развивающего характера" - в инфрастуктуру (как производственную, так и социальную), науку, образование, НИОКР. Совпадают ли такие цели с целями развития ТЭК? Весьма частично. Например, ТЭК, как и вся остальная российская экономика, явно нуждается в развитии производственной инфраструктуры - поставках нового оборудования для добычи и транспортировки нефти, внедрении новых технологиях для геологоразведочных работ. В целом же ТЭК постепенно превращается в некий "сателлит" российской экономики, развивающийся обособленно, отстаивающий, прежде всего, собственные интересы, не оказывая видимого положительного воздействие на развитие других отраслей. Как ни парадоксально звучит, но налицо противоречие интересов развития ТЭК и интересов развития всей остальной российской экономики. ТЭК, который по идее должен служить локомотивом развития всей российской экономики, не выполняет своей роли. Богата ли Россия нефтью? Для определения и оценки роли нефти в экономическом развитии страны могут быть использованы такие показатели, как доля сырьевых ресурсов в экспорте или объеме ВВП, доходы от продажи нефти. Действительно, последний показатель России в сопоставлении с другими "нефтегосударствами" выглядит довольно серьезно - Россия находится на втором месте в мире, уступая лишь Саудовской Аравии (см. "Доходы от продажи нефти"). Однако показатели, которые позволяют реально оценить, в какой мере нефтегазовый потенциал способен обеспечить благополучие нефтяного государства, это цифры добычи и экспорта углеводородов на душу населения (см. "Годовая добыча углеводородов и ВВП на душу населения..."; "Экспорт углеводородов на душу населения" и "Отношение экспорта углеводородов к объему их собственного потребления"). Сравнение нефтяных государств по показателю удельной добычи и экспорта углеводородов демонстрирует довольно показательную картину: страны можно условно поделить на четыре группы. (1) Страны-лидеры, которым на базе нефтяной отрасли действительно удалось добиться очень высоких показателей экономического развития, а ВВП на душу населения (по паритету покупательской способности) составляет $20 тыс. и выше. На каждого жителя в этих странах приходится 50 и более тонн добычи углеводородов. В мире таких стран всего четыре - Норвегия, Кувейт, ОАЭ, Катар. (2) Страны-лидеры "второго эшелона" (СА, Оман, Ливия), где ВВП на душу населения составляет $11 тыс. и выше, а годовая добыча углеводородов на душу населения 15-25 тонн. (3) Отстающие страны, среди которых, тем не менее, мы видим государства, играющие весьма значимую роль на мировом рынке нефти, включая Венесуэлу, Россию, Алжир, Казахстан, Анголу, Иран, Ирак, Малайзию (на каждую из названных стран приходится 3-5% мировой добычи нефти, а на Россию - 12%). ВВП на душу населения в этих странах не превышает $10 тыс., а добыча нефти на душу населения составляет 2,5-8 тонн. (4) Сильно отстающие страны: ВВП меньше $3,5 тыс., добыча нефти - меньше 2 тонн (Эквадор, Нигерия, Индонезия, Вьетнам); эти страны, впрочем, не являются крупнейшими игроками на мировом рынке и не претендуют на звание мировых нефтяных держав. Заметим, что отличительной особенностью первой группы стран является то, что в каждой из них проживает не менее 5 млн человек. Иными словами, добиться приемлемого уровня жизни населения, существенно превышающего эту цифру, не удавалось еще ни одной стране (за исключением СА - 27 млн человек, да и то благодаря первой позиции в мире по добыче углеводородов). Это означает, что лишь несколько государств со скромными размерами населения способны решать социально-экономические проблемы национального масштаба исключительно за счет нефтегазового экспорта. Кроме того, Россия в отличие от многих ближневосточных, латиноамериканских и африканских стран, является высокоиндустриальной державой с огромной территорией, что требует поддержания ресурсоемкой транспортной инфраструктуры. Это обстоятельство обусловливает повышенный внутренний спрос на энергоносители. Российская экономика потребляет почти 500 млн тонн углеводородов в год (в пересчете на нефтяной эквивалент), что соответствует по масштабам нефтедобыче во всей СА. Почти 60% потребляется энергоемкими промышленностью и транспортом. В результате, годовой объем чистого экспорта нефти и газа составляет 3 тонны на одного россиянина, балансовая прибыль от этих 3 тонн при стоимости $60 за баррель с учетом издержек составит лишь $990 в год, или около $82 в месяц. Очевидно, что этих доходов едва хватит на поддержание основных фондов (и то в течение определенного времени), и уж никак не достаточно для национального процветания, решения масштабных социальных задач и достижения амбициозных политических целей. Насколько важна нефть для ВВП и экспорта России? Сегодня нефть дает всего 7% российского ВВП. Вклад же всего ТЭК в ВВП, с учетом трубопроводного транспорта, оценивается экспертами в 15-20%. Страна, добывающая нефть и формирующая посредством этого часть своего ВВП, подвергает свою экономику сильной зависимости от мировых цен на энергоносители. Однако (см. "Воздействие динамики мировых цен на ВВП России"), как следует из диаграммы, воздействие колебаний мировых нефтяных цен на динамику российского ВВП не является определяющим. По официальным статистическим данным, экспорт продукции нефтегазового комплекса в 2005 году составил около 9% от валового внутреннего продукта. По некоторым экспертным оценкам, которые учитывали экспорт энергоносителей по мировым, а не по трансфертным ценам, и выручку оффшорных компаний, зависимость от нефтегазового сектора составила свыше 20% от ВВП. Доля нефти в российском экспорте в 2005 году составила 35%, а доля всей продукции ТЭК в объеме экспорта оценивается специалистами вплоть до 45-50%. За последние пять лет (2000-2005 годы) происходит заметное наращивание экспорта российской нефти в дальнее зарубежье с учетом пересмотра квот и экспортных пошлин, а также значительного увеличения пропускной способности трубопроводной отрасли (АК "Транснефть"), с 30% до 52% в 2005 году (по оценкам независимых экспертов). Однако было бы большой ошибкой недооценивать вклад других товаров в российский экспорт, в частности, продукцию черной и цветной металлургии, химической, лесной, деревообрабатывающей промышленности. Так, металлов в 2005 году было продано на $20 млрд, ежегодный прирост экспортной выручки составляет 5-6%; эту отрасль поддерживает государство, модернизируются производственные мощности внутри страны и покупаются новые за рубежом, внедряются новейшие технологии, и в результате всех этих мер Россия становится серьезным игроком на рынке металлов. Вполне жизнеспособной и перспективной отраслью российской экономики является химическая промышленность (даже несмотря на то что инвестиций и новых технологий в ней явно недостаточно), что в частности подтверждается ростом экспорта химической продукции до 10% в год на протяжении последних трех лет. Огромен экспортный потенциал российского ЛПК. По запасам леса (1/4 мировых запасов) Россия может сравниться разве что с Бразилией. Есть оценка экспертов, что экспортный потенциал ЛПК при грамотном подходе (который заключается, прежде всего, в углублении степени переработки древесины) может составить $120 млрд, тогда как в настоящее время - $10 млрд. Экспорт древесины, включая древесину высокой степени переработки, вполне может приносить валютную выручку, эквивалентную получаемой нашей страной от продажи сырой нефти. Приоритетность ТЭК перед ЛПК мешает развитию последнего, ярким примером чему является положение этих двух отраслей в Республике Коми: нефтяная отрасль развивается, ЛПК испытывает стагнацию. На территории Коми действует только одно (!) крупное предприятие, способное глубоко перерабатывать древесину и производить картонно-бумажную продукцию. Весьма перспективным для России является наращивание экспорта информационных технологий. В 2005 году экспорт IT-технологий составил $1 млрд. По словам министра информационных технологий и связи Л.Реймана, в 2010 году объем экспорта программных продуктов из России вполне может достигнуть $10 млрд, годовой объем российского IT-рынка поднимется до $40 млрд, а нынешние темпы роста (30% в год) будут сохранены. Сейчас IT-индустрия обеспечивает 0,5% прироста российского ВВП, тогда как экспорт углеводородного сырья вносит в рост ВВП всего 0,6%, и это при небывалом росте мировых цен на нефть. Экспорт нефти оказывает не столько количественное (и без экспорта нефти Россия вошла бы в двадцатку крупнейших стран по объему внешнеторгового оборота), сколько качественное воздействие на российскую экономику. Так, экспорт углеводородов - одна из причин значительного укрепления рубля по отношению к мировым валютам, в первую очередь к доллару США, в 2005-2006 годах. Правительству Российской Федерации пришлось даже пойти на значительное послабление валютного законодательства и отменить в июле с.г. действовавший много лет регламент обязательной продажи части валютной выручки экспортеров (70%). Экспорт нефти в условиях роста цен на нефть есть необходимое (но не единственное) условие формирования положительного сальдо внешнеторгового баланса Российской Федерации. Дискуссионным в этой связи остается вопрос: целесообразно ли России продавать так много нефти, как сейчас, или следует ограничиться тем минимальным количеством, которое требуется для оплаты долгов и необходимого импорта товаров и средств производства? Бюджет без нефти? Без углеводородов российский бюджет был бы меньше (как доходы, так и расходы) примерно на четверть. Доходы федерального бюджета в настоящее время формируются наполовину из денег от продажи нефти и газа (в 2001-2000 годах этот показатель не превышал 25%). Также это поступления от пошлин и налогов, в том числе на прибыль нефтегазовых компаний, дивиденды нефтяных компаний по акциям, доходы от нефтяных компаний, работающих за рубежом. Доля налога на использование природных ресурсов в структуре налоговых доходов федерального бюджета, по данным Минфина России, увеличилась в 2005 году по сравнению с 2004-м с 7,8% до 16%, что резко усилило влияние нефтегазового сектора на сбалансированность бюджета. Вся сверхприбыль оседает в стабфонде (в 2005 году - около 70-75%) и прямого влияния на бюджет не оказывает. Без нефти не было бы стабфонда, но он не тратится и не имеет ощутимого влияния на развитие экономики, являясь, по сути, заделом в случае изменения мировой конъюнктуры для России в худшую сторону. По оценке Минфина, стабфонд России составляет $60 млрд, или около 7% ВВП страны (в то время как стабфонд Норвегии $140 млрд и 70% соответственно). Согласно правительственной транспортной стратегии, в транспортную сферу страны надо инвестировать около $20 млрд, и так до 2010 года. Реально же вкладывается $10 млрд. Поэтому, если, например, будет принято решение потратить стабилизационный фонд на покрытие разрыва между текущими и требующимися вложениями в развитие транспортной инфраструктуры, то накопленных средств едва хватит на пять лет. В бюджете на 2006 год выделено $40 млрд на оплату труда бюджетников, пенсии, пособия и иные выплаты населению. Внешний долг составляет порядка $87 млрд. На этом фоне объем стабфонда выглядит величиной если не мизерной, то весьма скромной. Значение стабфонда для развития российской экономики не стоит переоценивать - в контексте насущных задач эти средства не столь уж велики. Бедность, износ инфраструктуры, терроризм, нерешенные социальные вопросы - проблемы, которые не спасет стабфонд. Россия очень сильно отличается от Норвегии, с которой собственно и был "срисован" стабилизационный механизм: там нынешний фонд рассматривается как компенсация будущим поколениям за невозобновляемый нефтяной ресурс. Россия: без нефти или без населения? Как было показано выше, экономический рост и благополучие нашей страны зависят (с поправкой на численность населения, размеры страны и энергозатраты) от нефти. Но точно так же они зависят и от интеллектуального потенциала населения (см. "Корреляция ВВП и IQ"). Проблема многих стран, богатых природными ресурсами, в частности нефтью, - Венесуэла, Нигерия, ОПЕК, и др. - традиционно состоит в том, что, используя ресурсы, правительства этих стран так и не смогли обеспечить долговременный экономический рост и высокий уровень жизни населения. Это явление, известное в мире как "проклятие природных ресурсов", заключается в наличии негативной корреляционной зависимости между обеспеченностью природными ресурсами и темпами экономического роста. Данная гипотеза подтверждается статистически по большому числу стран. Особенно большое впечатление производит пример Нигерии, где в 1965-2000 годах нефтяные доходы на душу населения увеличились с $33 до $245 (в сопоставимых ценах), тогда как ВВП на душу населения оставался на неизменном уровне, а доля бедных увеличилась с 36% до 70%. Рентные доходы сырьевых отраслей стимулируют рост заработной платы и, следовательно, увеличение внутреннего спроса на товары и услуги, в результате чего растут неторгуемые сектора экономики (строительство, услуги, торговля), снижается конкурентоспособность торгуемых товаров из-за потока импорта. Происходит деиндустриализация страны, "сжатие" сектора обрабатывающей промышленности, что закономерно влечет сокращение потребности в кадрах высокой квалификации, уменьшение сектора НИОКР, деградацию системы образования. Нельзя отрицать, что самым главным ресурсом любого государства являются его граждане, ведь без них не существует государства как такового. График убедительно показывает, что основным фактором долгосрочного экономического роста и политической стабильности любой страны является уровень образованности и квалификации его населения. ВВП на душу населения России сопоставим с таковым Бразилии, однако IQ российского населения существенно выше. Парадоксально: IQ населения России и Норвегии сопоставимы (96 и 98 соответственно), а среднедушевой российский ВВП ниже норвежского в 5,4 раза. Это означает, что интеллектуальные ресурсы нашей страны имеют огромный потенциал для дальнейшего экономического роста и развития. Чтобы реализовать этот потенциал, нужна всего лишь целевая продуманная политика. Преодолеть нефтяное проклятие История знает немало примеров преодоления нефтяного проклятия с помощью реализации различных политических и экономических мер. Так, Норвегии преодолеть проклятие природных ресурсов и занять ведущие места в мире по социально-экономическим показателям помогли инвестиции в трудовые ресурсы. Для России преодоление нефтяного проклятия особенно актуально, учитывая проблемы конкурентоспособности обрабатывающей промышленности на мировых рынках, а также остроту демографических и социальных проблем. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: президентом и правительством Российской Федерации сформулированы основные направления социального развития - национальные проекты "Современное здравоохранение, "Качественное образование", "Доступное жилье" и "Эффективное сельское хозяйство"; начат процесс их реализации. Национальные проекты по замыслу должны явиться важным шагом к улучшению социальной составляющей развития страны, переоценке ценностей, возрождению интеллектуального потенциала нации и т.д. С одной стороны, в России создан задел для повышения уровня жизни, квалификации и здоровья нации, улучшения демографической ситуации, развития обрабатывающей промышленности, включая ускоренное развитие стратегически важных импортозамещающих отраслей. С другой стороны, подход к развитию российской экономики, основанный на приоритете ТЭК и позиционировании России как энергетической сверхдержавы, также остается весьма значимым и авторитетным во внутренней и внешней политике. Какой из подходов будет преобладать и какую роль займет ТЭК в реализации национальных проектов - это и должно определить курс и место России в мире. Рис. 2Рис. 3Рис. 4Рис. 5Рис. 6

 


20.09.2007 17:50:00
Белоруссия планирует импортировать из России 21,7 миллиарда кубических метров газа в 2008 году


Белоруссия в 2008 году планирует импортировать из России 21,7 миллиарда кубических метров газа, сообщил в четверг министр энергетики Белоруссии Александр Озерец
 
20.09.2007 17:35:00
В ходе торгов на ЭТП "Межрегионгаз" сегодня продано 152,1 млн куб. м газа, из них "Газпромом" - 97,8 млн куб. м


В ходе очередных подекадных торгов на электронной торговой площадке (ЭТП) ООО "Межрегионгаз" сегодня продано 152,1 млн куб. м газа, из них Газпром реализовал 97,8 млн куб. м
 
20.09.2007 17:20:00
Нефтяные котировки Brent снижаются, а котировки Light Sweet слабо растут


Цены по сделкам с нефтяными фьючерсами Brent и Light Sweet характеризуются разнонаправленными изменениями. Так, нефтяные котировки Brent снижаются, а котировки Light Sweet слабо растут
 

ЮБИЛЕЙ НЕФТИ ТАТАРСТАНА
3 млрд тонн "Татнефти"
Итоги` 2006
Мир. Регионы. Проекты. Компании
Политика и управление
События, комментарии
Статистика
Бум-бум... но почему не в нашу дверь?
В начале 2007 года Всемирный банк в очередном "Докладе об экономике России" отметил быстрый рост промышленности в целом (7,5%) и еще более быстрый рост (19,9%) инвестиций в промышленность. Но пока "инвестиционный бум" не привел к заметному оживлению, например, в отечественном машиностроении. Тенденция выбора в пользу иностранного производителя продолжает негативно влиять на отрасль.

Славнефть: в поддавки с акционерами
В течение ряда последних лет "Славнефть" демонстрировала слабые финансовые результаты на фоне рекордного для отрасли роста добычи. Этот парадокс объясняется довольно просто: оба основных акционера компании - ТНК-ВР и "Газпром нефть" (в прошлом - "Сибнефть") - рассматривают "Славнефть" преимущественно в качестве производственного придатка.
Результаты 2005 года вроде бы обозначили позитивные перемены в направлении коммерциализации деятельности "Славнефти". Но в прошлом году игра в поддавки с акционерами продолжилась. У "Славнефти" отобрали не только экспортные объемы, но и возможность самостоятельных поставок сырья на собственные НПЗ. Ключевые сбытовые активы акционеры забрали у "Славнефти" еще раньше.
Все это не лучшим образом сказалось на финансовых результатах: выручка выросла на скромные 3,2%, а расходы - почти на четверть; чистая прибыль сократилась более чем вдвое. Правда, теперь итоги года уже не выглядят парадоксально: и финансы, и добыча характеризуются отрицательной динамико



Госдума утвердила Зубкова на посту премьера РФ
Как передает корреспондент РИА Новости, за утверждение Зубкова проголосовал 381 депутат, против - 47, воздержались 8. Голосование было открытым.
 
МИХАИЛ ФРАДКОВ - КОРРЕСПОНДЕНТУ "ИЗВЕСТИЙ": "ВСЕ ОТЛИЧНО, ДЕВОЧКИ!"
В большой политике всегда есть мелкие детали. Корреспондент "Известий" Евгения Николаева, находившаяся все утро рядом с главой правительства, своими глазами видела, насколько неожиданным для Михаила Фрадкова оказалось решение об отставке. Все изменил один звонок.
 
Свежий номер »  Подшивка »  Лента новостей »  Пресс-релизы »   Выставки и конференции »  Каталог »  Форум » Биржи »
   
Rambler
   

Проект осуществляется при поддержке:
Геологического факультета МГУ,
РФФИ
   
TopList Rambler's Top100