Чтобы понять ситуацию, в которой
находится Россия, надо ответить на вопросы:
"Почему развитые страны, которых в основном и
касаются ограничения, являются активными
участниками и инициаторами экологических
соглашений? Почему это движение имеет большую
политическую поддержку развивающихся стран?"
Несомненно, играет роль желание всех стран
оздоровить среду обитания и избежать
неблагоприятных, а для многих и катастрофических
последствий ее изменений. Однако не меньшую роль
играют и соображения экономической и
политической выгоды. Оказалось, что, возглавив
это движение и вложив в научные и прикладные
исследования определенные средства, можно
получить не только большую прибыль, но и целый
ряд экономических, социальных и политических
преимуществ. В этой связи часто приводится в
пример компания Du Pont, которая, являясь одним из
производителей фреонов,
первоначально выступала против возможной связи
разрушения озонового слоя с эмиссией
ХФУ в атмосферу, но изменила свою позицию, щедро
поддержала научные исследования в области
физики и химии атмосферы и в нужное время
предложила на рынок озонобезопасные
технологии и вещества. Похожий путь прошли
Imperial Chemical Industries (ICI), Hoechst AG, Atochem SA, Allied Signal Inc., Shows
Denko KK, которые сейчас практически
монополизировали мировую торговлю не только озонобезопасными продуктами, но и
средствами их производства. Более того Du Pont и ICI
оказали влияние на разработку самих критериев
оценки опасности веществ для озонового слоя,
что помогло им задать определенное направление
развития некоторых важных отраслей на
последующие годы.
Прямое вовлечение промышленных
корпораций в научные, в том числе, чисто
фундаментальные исследования с одной стороны
позволило выполнить целый ряд дорогостоящих
проектов по изучению атмосферы Земли: проведены
экспедиции в Антарктику, модернизирована
система мониторинга атмосферы,
проведены лабораторные эксперименты в области
химии атмосферы и многое другое, с другой, -
задает некоторые рамки развития научного
процесса. Это хорошо демонстрирует следующий
пример: непродолжительный спад содержания озона
в 1993-94 гг, вызванный, как сейчас уже очевидно,
естественными процессами, интерпретировался
многими учеными, в средствах массовой информации
как влияние ОРВ на фазе снижения (1994г) и как
позитивный результат Монреальского процесса на
фазе восстановления нормального уровня озона
(1995г). При этом все они отлично понимали, что
никаких подобных резких глобальных изменений не
может происходить из-за большой инертности
атмосферы.
Когда экологическое движение
становится предметом государственной политики,
а не политики одной или нескольких корпораций, то
эффект может быть намного более позитивным.
Согласно Национальному плану действий в связи с
изменением климата, принятому Правительством
США в 1993г, затраты на снижение эмиссии парниковых
газов в период 1994-2000гг составляет 60 млрд.
долларов. Однако за счет повышения эффективности
расходования энергии за тот же период будет
сэкономлено 60 млрд. долларов. А в период с 2000 по 2010
гг положительный эффект составляет уже 207 млрд.
долларов. Поскольку страна параллельно решает
целый ряд задач в области развития науки,
образования и здравоохранения, а также в области
политики и экономики, то, очевидно, инициирование
процесса по сохранению климата выгодно США, и
квота равная 7% в основном укладывается в заранее
запланированные рамки снижения эмиссий.
Аналогичные интересы имеют другие
развитые страны Запада и Япония. Страны третьего
мира пока участвуют в процессе скорее как
заинтересованные сторонние наблюдатели. С одной
стороны, не имея развитых научных центров, они не
могут ставить под сомнение результаты
исследований, согласно которым наиболее тяжелые
последствия уменьшения озона и потепления
климата ожидают именно население тропического
пояса. С другой стороны, экологические
требования и санкции пока не затрагивают
развивающиеся страны. По Протоколу, принятому в
Киото, они не имеют никаких конкретных
обязательств. А по Монреальскому протоколу
обязательства не являются жесткими, так как эти
страны были ориентированы не на производство, а
на потребление ОРВ. К тому же цена основных
заменителей ниже, чем ранее использовавшихся
фреонов Ф-11 и Ф-12 и составляет примерно 3 доллара
за 1 кг вместо 5 долларов.
Россия оказалась в совершенно другой
ситуации. Советский Союз, подписывая в 1985 г
конвенцию по защите озонового слоя,
руководствовался, скорее, политическими и
идеологическими соображениями. На
государственном уровне не было сделано
практически ничего, чтобы как-то защитить
экономические интересы страны, не говоря уже о
том, чтобы получить какую-либо выгоду из
Монреальских соглашений. Разрушив
высокорентабельную отрасль промышленности,
связанную с производством ОРВ, 60% которых шли на
экспорт, Россия не смогла перестроиться на
производство озонобезопасных веществ
(ОБВ). Соответственно в тяжелом положении
оказались смежные отрасли, производящие
аэрозоли бытового и технического назначения (46%
потребления ОРВ), холодильники и кондиционеры
(27%), средства пожаротушения (14%), пенопласты (11%),
растворители (2%).
Выделенный Глобальным
экономическим фондом на реконструкцию
российских предприятий безвозмездный грант в 60
млн. долларов далеко не решает проблемы. Россия
еще долго будет вынуждена закупать ОБВ и
технологии их производства. К тому же уже заметна
тенденция к быстрой смене этих веществ в
соответствии с периодически меняющимися
критериями опасности. Так фреон Ф- 134а -
основной заменитель ОРВ - оказался активным
парниковым газом (хотя это было известно уже
давно) и Du Pont переориентируется на производство
новых веществ.
Усиливается прессинг и в части
ужесточения санкций к странам, не выполняющим
требований соглашений. На Апрельской 1998 г
встрече руководителей министерств охраны
окружающей среды стран большой восьмерки (с
участием России) принято решение начать активную
борьбу с контрабандным производством и
распространением ОРВ. Очевидно, это решение
прежде всего адресовано России.
Среди многих причин, из-за которых
Монреальский процесс обернулся для России
бедствием, особо выделяется отстранение
отечественной науки от оценки обоснованности
принимаемых решений и разработки рекомендаций.
Подготовленная сразу после подписания Конвенции
в 1985 г Национальная комплексная программа
исследования атмосферного озона, позже
трансформированная в Программу перевода
отечественной промышленности на производство и
использование ОБВ, многократно пересматривалась
и до сих пор (!) не утверждена Правительством РФ.
Что самое парадоксальное, в начале 80-х годов в
СССР при этом действовала авторитетная научная
школа в области исследований озона, которая
имела особо важные достижения как раз в
направлении изучения процессов разрушения озонового слоя и образования его
неоднородностей. Вполне обоснованно , наши
специалисты возражали против однозначного
объяснения уменьшения озона
действием антропогенных факторов. Сейчас уже
всем очевидно, что в значительной степени эти
долговременные естественные вариации связанны с
солнечной активностью, атмосферной циркуляцией,
вулканической деятельностью. Даже при скромной
поддержке исследований в области физики и химии
атмосферы некоторые положения Монреальского
протокола могли бы быть совсем другими, более
полезными для нашей страны.
По тем же причинам успех нашей делегации в
Киото не вызывает большого удовлетворения. В
отличие, например, от США, где уже несколько лет
подряд под патронажем президента не только
ведутся целенаправленные научные исследования
причин изменения климата и возможных
последствий, но и реализуются широкие
государственные и общественные инициативы в
области экономии ресурсов, снижения загрязнения
атмосферы, экологического образования детей и
молодежи, в России опять не предпринимаются
какие-либо заметные действия в этих
направлениях. Очевидно, повторяется
Монреальский сценарий, и в будущем неизбежна
полная зависимость от зарубежных научных оценок,
не всегда объективных, от технологий, не всегда
лучших, и от финансовой помощи, не всегда
полезной.
На примере нашей самой благополучной газовой
отрасли можно видеть к каким сложным поворотам
приводит такая позиция. Известно, что наша страна
обладает 36% всех разведанных запасов природного
газа - метана. Это огромный потенциал развития
отечественной экономики. Но метан
относится к парниковым газам,
выбросы которых в атмосферу в 2012 г не должны
превышать для России уровня 1990 г.
Совсем недавно западные эксперты провели
переоценку времени жизни в атмосфере СН4 и
его парниковый потенциал
(эффективность воздействия на климат
относительно воздействия СО2) вырос в 2
раза. Это резко увеличивает возможный вклад СН4
в общее потепление климата на планете.
Согласно принятым оценкам глобальный поток
метана в атмосферу от всех возможных источников,
естественных и антропогенных, составляет 470 млн.
тонн в год. Из них на долю утечек из систем добычи,
переработки и транспортировки газа приходится
от 30 до 110 млн. тонн/год. При этом вклад США
считается равным 3.2 , а всех западных стран вместе
10 млн. тонн/год. Откуда же тогда такие широкие
пределы неопределенности? Они связываются с
возможными утечками газа в Восточно-европейских
странах и, прежде всего, в России из-за
некачественного оборудования и неэффективной
системы ее переработки и транспортировки.
Доказательством этого служит якобы сильно
повышенный уровень концентрации СН4 над
территорией России в основном в Западной Сибири.
Допустит ли мировое сообщество при таких
огромных утечках сравнимых с величиной
глобальной эмиссии метана активное освоение
Россией новых месторождений? Конечно нет!
Между тем уникальные измерения над Россией с
помощью вагона- лаборатории изотопного состава
СН4, проведенные Институтом физики
атмосферы РАН совместно с группой специалистов
из Института химии Макса Планка (Германия),
возглавляемой лауреатом Нобелевской премии
проф. П.Крутценом, показали, что практически весь
метан над Западной Сибирью имеет природное
биогенное происхождение и никак не связан с
газодобычей. Т.е. потери на объектах РАО
"Газпром" примерно такие же как и Западных
странах. Эти важные результаты, полученные
только благодаря финансовой поддержке со
стороны немецкого Института, восприняты учеными
разных стран и на время снимут обвинения России в
загрязнении атмосферы метаном, но есть еще
множество других рычагов давления на нашу
экономику. Особенно с принятием новой конвенции
по тропосферному озону. Ведь в стране
нет центра, который координировал бы научные
исследования по проблеме глобальных изменений,
полностью отсутствует современная система мониторинга состава атмосферы, в
неразвитом состоянии находятся научные
исследования в области химии атмосферы и других
необходимых элементов развитой экологической
отрасли.
далее>>
|