В начале 1990-х гг., в русле общих для
научно-технически насыщенных отраслей хозяйства
интенсивных поисков прибыльных приложений
научно-технического потенциала и под
воздействием конъюнктурных экономических и
экологических факторов, возникли предложения о
широком, промышленном развитии на Дальнем
Востоке видов хозяйственной деятельности,
связанных с использованием радиоактивных
веществ (РАВ).
Известны дискуссии о создании крупной
атомной электростанции в Приморском крае, а
также о проблематике, связанной с уже созданными
Билибинской АЭС в Магаданской области и плавучей
АЭС в Арктике [37,49,104, 108,109].
Обсуждались варианты энергообеспечения
небольших транспортно изолированных
потребителей от малых, мощностью около 10 МВт,
атомных энергетических модулей.
Обсуждаемая при этом проблема
региональной радиационной безопасности,
связанная с развитием "большой" и
"малой" энергетики, существенно расширилась
вследствие появления возможности опубликования
в открытой печати сведений о состоянии сфер
оборонного потенциала, связанных с применением ядерной энергии, развивающихся с 1960-х
гг.
Из средств массовой информации стали
широко известны проблемы, связанные с
необходимостью утилизации физически
износившегося ядерного надводного и подводного
флота; с накоплением и разовыми сбросами в
открытое море радиоактивных отходов (РАО)
непосредственно кораблями, имеющими атомные
двигатели; с взаимными упреками Японии и России
по поводу систематического использования
акваторий Японского моря для организованного
захоронения предварительно накопленных РАО [86,89].
Проблемы, связанные со спецификой
функционирования видов человеческой
деятельности, использующих радиоактивные
вещества, в большей или меньшей степени
обсуждались в научной литературе и средствах
массовой информации. Однако до последнего
времени эти проблемы не учитывались в
предплановых и плановых социально-экономических
и экологических разработках развития Дальнего
Востока и его отдельных регионов. Это объяснимо:
использование РАВ в гражданской сфере
практически отсутствовало, а в военной -
рассматривалось изолированно и не увязывалось с
"открытым" планированием гражданских
отраслей хозяйства. Нерациональность этой
ситуации очевидна. В частности, как бы ни были
"закрыты" исключительно военные,
технологические, конструктивные аспекты этой
проблематики, есть два направления, по которым
необходимо их изучение и планирование в общем
комплексе проблем развития региона. Во-первых,
воздействия, связанные с использованием РАВ
видов человеческой деятельности, на окружающую
среду, которая неделима и не может
рассматриваться отдельно как "открытые" и
"закрытые", "оборонная" и
"гражданская" части. Во-вторых, воздействия
этих видов деятельности на развитие
региональных народохозяйственных комплексов,
формирование вспомогательных и обслуживающих
отраслей, производственной и социальной
инфраструктуры, численности и
социально-демографической структуры населения.
Малоизвестны предложения по развитию
на Дальнем Востоке хозяйственной деятельности,
ориентированной на использование
слабозаселенных районов для захоронения РАО.
Одно из них оформлено в виде проекта
"Перспективы использования
высокотемпературных гидротермальных систем в
областях современного вулканизма для
захоронения жидких радиоактивных отходов и
других вредных веществ" (Реферат отчета; А.Н.
Вайнер, В.Г. Рейне, В.Н. Белоусов, 1994 г.). Другое - в
виде проекта "Радиоактивные отходы в
геологические структуры" (Записка о
разработке проблемы "Захоронение или
ликвидация радиоактивных отходов (РАО)", НПО
"УРАН ЛИМИТЕД", 1992 г.). Районы применения
проектных предложений: Корякское нагорье,
полуостров Камчатка, Курильские острова.
Если виды деятельности, связанные с
использованием РАВ, в большей или меньшей
степени публично обсуждались с точки зрения
оценки их воздействий на природные и
общественные процессы, то два названных
предложения имели в основном кабинетное
хождение. Они не только не были предметом широких
обсуждений, но и не опубликованы, не доведены
официально до сведения населения и научной
общественности. Исключение - разовое обсуждение
неофициально полученных разрозненных
материалов на Камчатке
(1992-1993 гг.). В то же время есть сведения,
как минимум, об одном обращении авторов одного из
проектов в Правительство РФ (1992 г.). Известно и
обращение по поводу этого проекта в федеральные
органы от Постоянной Комиссии по охране
окружающей среды, рациональному
природопользованию и региональной безопасности
Камчатского областного совета народных
депутатов (1992 г.).
Учитывая малоизвестность и
относительную новизну этих предложений,
представляется недальновидным поддаться
естественной мгновенной реакции неприятия
выраженных в них идей. Для такого неприятия есть
психологические основания, которые в
предлагаемой книге рассматриваются отдельно.
Однако более конструктивен подход,
ориентированный на подробное, гласное
рассмотрение этих идей. Дело не только в том, что
идеи, раз высказанные, не умирают: осенило одного
исследователя, осенит и другого; определить, что
истинно, а что ложно, позволяет только широкое и
свободное обсуждение.
Очевидно также, что заложенная в
названных проектах кажущаяся или истинная
простота решений будет привлекать практиков к их
использованию. Нельзя не учитывать, что
предложения о захоронении РДО ориентированы на
крупномасштабное развитие для удовлетворения не
только региональных, но и мировых потребностей, а
следовательно, на формирование новой крупной
отрасли в экономической структуре региона. Это
может показаться привлекательным для
политических и хозяйственных руководителей. В то
же время вероятные экологические последствия
реализации этих предложений могут оказаться
разрушительными не только для природных, но и
социально-экономических систем.
Анализ экологической и
социально-экономической проблематики этих
предложений представляется не только
необходимым с позиций практических, но
интересным и продуктивным с точки зрения
отработки методических подходов к рассмотрению
и других предложений такого характера.
Новизна (относительная) предмета
исследования и, одновременно, отягощенность темы
радиационной безопасности в целом традиционными
воззрениями обязывают широко оперировать
методами системного, комплексного анализа,
привлекая материалы, накопленные в широком
спектре отраслей знания. Рациональность такого
подхода проявилась при первой же попытке
рассмотрения круга проблем, казалось бы весьма
суженного до экосистемных и
социально-экономических аспектов только одного
из способов захоронения РАО. Обнаружились
существенные пробелы в исследованности проблемы
радиоактивных отходов не только в традиционно
более разработанных сферах технического
обеспечения, технологий, конструкций,
материаловедения. Недостаточно исследованы
очень важные для решения проблемы в целом
традиционно непопулярные в "прикладной
ведомственной науке" региональные
социально-экономические, а также правовые,
включая международно-правовые,
социально-психологические, информационные, и
даже некоторые аспекты общетеоретического и
общеметодологического характера.
Представляется, что сложнейшая проблематика
использования ядерной энергии только начинает
оцениваться комплексно, с попытками не
выборочного, покомпонентного, а полного решения.
Возвращаясь к вопросам, связанным с РАО,
можно констатировать не только не оспариваемое
суждение, что наиболее узким местом в развитии
ядерной энергетики является обращение с
радиоактивными отходами [17], но и
обилие проблем, даже не упоминаемых при
официальном рассмотрении вопросов, связанных с
развитием большинства других опасных видов
человеческой деятельности. Об этом можно судить
по одним названиям статей, без подробного
анализа их содержаний: "Социологические
проблемы ядерной энергии" [110];
"Усилия, направленные на достижение более
благоприятного отношения населения к ядерной
энергетике" [5]; "Правовые
проблемы удаления радиоактивных отходов в
космос" [156]; "Почему
неправильно оценивают общественное мнение" [6].
Причина этого явления - возможно, не
единственная, но, безусловно, одна из важнейших -
состоит в слабом освоении человечеством
философских, этических сторон проблематики
использования радиоактивных веществ. Вследствие
этого не выработаны общепризнанные правовые и
моральные положения, должные регулировать
системы принципов, критериев оценки, ограничений
в этой сфере деятельности. Так, до последнего
времени нет не только конкретных обоснований, но
принципиальных подходов к разработке ответа на
вполне естественный вопрос: не существует ли
современная гражданская ядерная энергетика
только как побочное следствие военной ядерной
энергетики? Окажутся ли экономически
целесообразными добыча, обогащение,
преобразование урана и
функционирование АЭС, если эти процессы не будут
связаны с производством и функционированием
вооружений?
В рамках поставленной задачи
рассмотрения некоторых из наименее
исследованных проблем оценки предложений о
захоронении РАО в геологических структурах на
Дальнем Востоке мы не пытались затронуть всю
совокупность вопросов, связанных с оценкой этих
предложений и, конечно, всю проблематику РАО в
целом.
Однако, как отмечено выше, мы не можем
избежать хотя бы беглого анализа некоторых,
наиболее тесно связанных с нашей темой проблем
более общего порядка, относящихся к разряду
теоретических и прикладных исследований
вопросов радиационной безопасности и ядерной
энергетики. Эта особенность отразилась на логике
изложения материала и обусловила структуру
работы в целом.
Книга начата с рассмотрения
теоретических и методологических аспектов общей
постановки проблемы РАО, которые необходимы для
анализа рассматриваемого нами частного случая.
Приведены, в частности, предложения по формуле
определения проблемы РАО в целом и по типологии
методов решения этой проблемы.
В следующей главе, после краткого
изложения содержания анализируемых в книге
предложений о захоронении РАО в геологических
структурах на Дальнем Востоке, рассмотрены
экосистемные и общие экономические проблемы их
оценки.
В отдельные небольшие главы вынесен
анализ вопросов, связанных с правовым
обеспечением и информационным сопровождением
процессов, возникающих при столкновении
общества с проблемой РАО и, в частности, при
необходимости оценки предложений о захоронении
РАО. В заключении приведены выводы, могущие
оказаться полезными для планирования
научно-исследовательских, природоохранных,
организационных и других мероприятий,
призванных обеспечить рациональное
природопользование в регионе при подготовке
решений, связанных с использованием
радиоактивных веществ и радиационной
безопасностью.
|