Все о геологии :: на главную страницу! Геовикипедия 
wiki.web.ru 
Поиск  
  Rambler's Top100 Service
 Главная страница  Конференции: Календарь / Материалы  Каталог ссылок    Словарь       Форумы        В помощь студенту     Последние поступления
   Геология | Тезисы
 Обсудить в форуме  Добавить новое сообщение

А. А. Стрельцов. Содержание понятия "информация". Тезисы доклада на заседании Межведомственного междисциплинарного семинара по научным проблемам информационной безопасности 13 декабря 2001 г.

13.11.2001 | Михаил Анохин
    

В справочной философской литературе "информация" раскрывается как "одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п." [1]. При этом отмечается, что "само понятие "информация" обычно предполагает наличие по крайней мере трех объектов --- источника информации, потребителя информации и передающей среды. Информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Носителем информации является сообщение".

Анализ приведенных определений позволяет предположить, что структура понятия "информация" включает два основных элемента: сведения и сообщения.


Рассмотрим содержание каждого из них.

1. Сведения являются одним из основных инструментов познания человеком окружающей действительности и в связи с этим выступают, прежде всего, в качестве объекта исследования философии.

Накопленные в философии знания позволяют предположить, что сведения являются, с одной стороны, проявлением такого атрибутивного свойства материи как движение, а с другой --- проявлением другого атрибутивного свойства объектов живой материи --- отражения. Сведения являются не атрибутом материи, а результатом отражения атрибута движения в объектах живой природы.

Известно [2], что материя в качестве субстанции выступает как объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых она в действительности существует.

Категорией "движение" в материалистической философии охватывают различные типы изменчивости, наблюдаемые в объективном мире, начиная от перемещения объектов в пространстве и кончая процессами биологической и социальной эволюции.

Изменения характеризуют переход объектов из одного состояния в другое и могут носить количественный и качественный характер. Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве, а качественные --- с перестройкой внутренней структуры объектов и превращением их в новые объекты, обладающие свойствами, резко отличающимися от тех, которыми обладали исходные объекты до процесса качественных изменений. Последовательность необратимых качественных изменений образует новый тип изменчивости --- называемый развитием. Развитие может идти с повышением уровня организации объектов на каждой качественно новой стадии, и тогда оно называется прогрессивным, или оно может идти с понижением уровня организации и тогда оно называется регрессом. Движение является объективной характеристикой бытия именно в качестве атрибутивного, коренного свойства материи. Именно в движении предмет обнаруживает свое существование как фрагмент объективной реальности, противостоящей нашему сознанию.

Отражение как атрибут материи представляет собой способность одних объектов в результате их взаимодействия с другими объектами воспроизводить некоторые особенности последних в своей собственной природе [3]. Атрибутивный характер свойства отражения вытекает из атрибутивного характера движения. Везде, где имеет место движение и взаимодействие, имеет место отражение.

Принято различать отражение в неживой и живой природе. В неживой природе отражение имеет пассивный характер. Оно выступает в виде соответствующих изменений физических или химических свойств и состояний объектов в результате внешнего воздействия. В живой природе отражение приобретает активный характер. С образованием у организмов нервной системы отражение приобретает психические формы. Исходной формой психического отражения является ощущение, которое приобретает не только сигнальный, но и гносеологический характер, т.к. ощущения могут накапливаться и использоваться организмом для приспособления к внешним условиям, а также выступать средством познания действительности.

Находясь "в движении любой объект материального мира изменяет свое состояние, а объекты живой природы, обладающие способностью к отражению этого движения в форме психических ощущений, в этих ощущениях находят информацию об окружающем мире" [4].

Можно полагать, что сведения как содержательная сторона информации есть проявление свойства объектов живой природы отражать в форме психических ощущений движение объектов окружающего мира. В связи с этим сведения можно рассматривать как одну из форм существования информации.

Некоторые ученые высказывают мнение о том, что информация присуща и объектам неживой природы, что она является свойством материи вообще [5], или что "информация --- есть физическая величина, одна из основных характеристик материи, определяющая ее целенаправленные свойства" [6]. Данные предположения представляются дискуссионными. В первом случае, если под материей понимать "объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания и отображаемую им" [7], то трудно ответить на вопрос о том, как является информация объектам неживой природы, и как она ими используется в качестве "средства организации и развития"? Во втором случае трудно представить кто, какой субъект осуществляет в этом случае целеполагание? С помощью каких средств обеспечивается достижение цели?

В наиболее развитой форме свойство отражения в форме психических ощущений движения материальных объектов присуще высокоорганизованным объектам живого мира и, в особенности человеку, сознание которого обладает не только способностью отражать движение объектов в форме психических ощущений (образов), но и способностью сохранять эти ощущения, устанавливать между ними разнообразные ассоциативные отношения, передавать эти ощущения с помощью сообщений другим субъектам, а также вызывать в сознании психические ощущения при отражении сообщений.

Содержательная сторона информации существенным образом зависит от физиологических особенностей рецепторов человека, его нервной системы, имеющегося опыта осмысления тех или иных ощущений, а также опыта и способности фиксации познавательных образов в экзосоматических структурах, в языке, что ведет к возникновению понятийного мышления. Это предопределяет субъективный характер этой стороны информации.

Специфичность сознания человека выражается в его характеристике как субъективной реальности, противостоящей материи как реальности объективной. Если признаками материи как объективной реальности служат ее данность в наших ощущениях и независимое от сознания существование, то сознание как субъективная реальность существует только в нас, зависит от нас, оно не дано в ощущении, т.е. не может непосредственно фиксироваться с помощью чувств. Ощущения, включая образы, оценки, выражающие содержательную сторону информации, составляют наш субъективный, внутренний мир [8].

Сведения выполняют несколько основных функций:

  • познание окружающего мира (гносеологическая), включающее формирование представлений о структуре окружающей среды, накопление знаний о закономерностях изменения объектов среды и протекающих в ней процессов; оценку состояния этих процессов;
  • социальная коммуникация (коммуникативная), включающая формирование представлений о способах удовлетворения базовых и вторичных потребностей, формирование представлений о правилах поведения в обществе, взаимодействия с другими людьми, о нравственных ценностях, формирование личностных шкал ценности материальных и духовных благ, которые могут быть использованы для удовлетворения его потребностей, а также допустимости использования для овладения ими известных средств и т. д.;
  • удовлетворение потребностей (прагматическая), включающее целеполагание, т.е. формирование, оценку и выбор целей, достижение которых способствует удовлетворению базовых и вторичных потребностей человека, и целедостижение как управление своей деятельностью по достижению выбранных целей.

Все множество накопленных человеком сведений может быть представлено в виде некоторой "базы знаний", в которой располагаются образы, возникающие в результате осознания полученных сообщений, ощущения, вызванные этими образами, эмоциональные и прагматические оценки этих образов. Между "объектами" "базы" могут быть установлены определенные ассоциативные отношения. Совокупность сохраняющихся у человека образов, ощущений, оценок с установившимися ассоциативными отношениями между ними образует знания.

Данная "база" составляет основное содержание информационной модели человека.

Мышление может быть представлено в виде процесса формирования на основе имеющихся у человека сведений и знаний новых ассоциативных связей между объектами, расположенными в его "базе".

Объем информации имеющейся у человека в форме сведений может быть измерен количеством накопленных им ощущений, образов, оценок и ассоциативных отношений между ними. Чем больше этих ощущений, образов и оценок, тем большим объемом информации располагает человек. Соответственно количество информации, поступающей к человеку посредством сообщения, может быть измерено количеством новых объектов "базы" (ощущений, образов, оценок, отношений между элементами "базы"), проявляющихся в результате осознания сообщения.

Ценность информации, проявляющейся в форме сведений, определяется субъективной важностью задачи, для решения которой данные сведения могут быть использованы, а также тем влиянием, которое оказали сведения на решение задачи. Это влияние может выражаться в изменении концептуальной модели задачи, в изменении приоритетов между возможными вариантами ее решения, в оценке целесообразности решения задачи вообще.

Информация, поступающая к человеку в форме сведений, обладает рядом свойств:

идеальности --- существования только в сознании человека и вследствие этого невозможности восприятия органами чувств;

субъективности --- зависимости количества и ценности сведений от информационной модели субъекта, получающего сведения;

информационной неуничтожаемости --- невозможности уничтожения сведений, другими сведениями, полученными человеком;

динамичности --- возможности изменения ценности имеющихся сведений и знаний под воздействием времени, других поступающих сведений;

накапливаемости --- возможностью практически неограниченного накопления сведений в информационной модели человека.

Способность получать, накапливать и использовать для обеспечения жизнедеятельности информацию в форме сведений является свойством всех живых объектов, однако объем и содержание выполняемых с их использованием функций, у различных классов этих объектов существенно отличаются. Так, можно предположить, что функцию целеполагания выполняет только человек.

Информация в форме сведения вследствие идеального характера достаточно редко выступает в качестве объекта научных исследований. К числу изучающих ее отраслей науки можно отнести психологию и медицину.

2. Понятие "сообщение" часто определяется как "кодированный эквивалент события, зафиксированный источником информации и выраженный с помощью последовательности условных физических символов (алфавита), образующих некоторую упорядоченную совокупность" [9].

С интересующей нас точки зрения сообщения используются, прежде всего, для передачи сведений другим людям и составляют существо представительной стороны информации или, иначе, ее представительной формы. Информация в форме сообщения появляется как реализация способности человека описывать сведения на некотором языке, представляющем собой совокупность лексики и грамматики.

Человек, формируя сообщение, выделяет часть своей информационной модели, которую хочет передать, устанавливает отношения между ее элементами и известными ему понятиями . С помощью языка в некотором алфавите он осуществляет кодирование понятий, получая в результате систематизированный набор знаков, который может быть передан другим людям, т.е. происходит объективизация содержательной стороны информации и соответствующие сведения как бы становятся доступны для восприятия органами чувств.

Воспринимая сообщение, человек устанавливает отношения между составляющим его набором букв и знаков, и известными ему понятиями, а затем --- образами, ощущениями, оценками, ассоциативными отношениями, т.е. преобразовывает представительную форму информации в ее содержательную форму.

Исходя из этого, сообщение может быть представлено как совокупность набора передаваемых сведений и порядка (алгоритмов) их кодирования в набор знаков сообщения и декодирования в сведения. Без алгоритма кодирования сообщение превращается просто в набор знаков.

Человек как источник информации может обмениваться с технической системой сообщениями только в том случае, если в ней заложен определенный алгоритм декодирования передаваемого набора знаков, их последующей обработки, а также алгоритм кодирования для передачи человеку-потребителю ответного сообщения.

Преобразование информации из сведений в сообщения и из сообщения в сведения составляет существо общего закона обращения информации.

Информация в форме сообщения обладает рядом свойств, к числу которых следует отнести:

материальность --- способность воздействовать на органы чувств;

измеримость --- возможность количественной оценки параметров сообщения (количество знаков, составляющих сообщение);

сложность --- наличие набора знаков и алгоритмов их кодирования и декодирования;

проблемная ориентированность --- содержание сведений, относящихся к одной их задач человеческой деятельности.

Информация в форме сообщений наиболее часто исследуется с технической, семантической и прагматической точек зрения.

С технической точки зрения сообщения представляют интерес как объект передачи по каналам связи. При этом изучаются вопросы надежности, устойчивости, оперативности, дальности, помехозащищенности передачи сообщений, в некоторых случаях - скрытности передачи, а также принципы и методы проектирования систем передачи сообщений, средств их защиты от несанкционированного доступа.

К числу наиболее выдающихся результатов, полученных в этой области, обычно относят создание теории информации и кибернетики.

Представляется, что количество информации по Шеннону может интерпретироваться как количество новых объектов "информационной модели" человека, которые должны возникнуть после его получения при условии, что человек, получающий сообщение, не имел никаких сведений, как о существовании объекта информирования, так и о его свойствах.

С семантической точки зрения сообщения представляют интерес как средство передачи сведений, т.е. совокупность набора знаков, полученного в результате кодирования, и требующего декодирования для использования в практической деятельности. Данные свойства сообщения изучаются, например, в криптографии, искусствоведении и филологии.

С прагматической точки зрения сообщения исследуются как средство воздействия на информационную модель человека, детерминирования его поведения. Учитывая, что сообщение служит средством передачи сведений, ему могут быть приписаны те или иные свойства данных сведений, после чего оно сообщение может рассматриваться в качестве некоторого их аналога, обладающего ценностью, достоверностью, своевременностью и т.д. С этой точки зрения информация изучается в педагогике, юриспруденции, социологии, политологии, технических науках.

3. Исходя из изложенного, можно сделать следующие основные выводы.

А. Информация есть сложное явление, образуемое, с одной стороны, проявлением свойства объектов живой природы (субъектов) отражать в форме психических ощущений движение объектов окружающего мира (содержательная сторона информации, сведения), а с другой --- проявлением способности некоторых объектов живой природы передавать с помощью сообщений испытанные им ощущения (образы) другим объектам живой природы (представительная сторона информации, сообщение).

Информация обладает двойным дуализмом. Во-первых, она обусловлена, с одной стороны, свойством движения объектов материального мира как атрибута материи, а с другой --- свойством объектов живой природы отражать в особой форме это движение. Во-вторых, информация, с одной стороны --- содержательной --- субъективна и определяется особенностями сознания конкретного индивида, а с другой --- представительной --- объективна, т.к., будучи представлена в виде сообщения, может быть воспринята органами чувств человека.

Содержательная и представительная стороны информации обладают принципиально различными свойствами.

Б. Превращение информации из сведений в сообщения и из сообщения в сведения составляет существо общего закона обращения информации.

В. Количество информации, передаваемой с помощью сообщения, измеряется количеством порождаемых ею объектов информационной модели человека.

Литература

1. Новейший философский словарь. Состав. А.А.Грицанов. Минск. 1999, стр. 274, Всемирная энциклопедия философии. М., 2001, стр. 428.

2. Алексеев П.В., Панин А.В., Диалектический материализм. М, Высшая школа, 1987. стр. 94.

3. Там же. стр. 150.

4. Там же. стр. 151.

5. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб университет МВД России. СПб.:Фонд "Университет". 2000, стр. 23.

6. Конторов Д.С., Конторов М.Д., Слока В.К. Радиоинформатика. Под ред. В.К.Слоки. Радио и связь. М., 1993.

7. Философская энциклопедия.

8. Алексеев П.В., Панин А.В., Диалектический материализм. М, Высшая школа, 1987. стр. 96.

9. Новейший философский словарь. Состав. А.А.Грицанов. Минск. 1999, стр. 274, Всемирная энциклопедия философии. М., 2001, стр. 428.


Проект осуществляется при поддержке:
Геологического факультета МГУ,
РФФИ
   

TopList Rambler's Top100