Научная конференция ЛОМОНОСОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ
Апрель 2003 года, Секция ГЕОЛОГИЯ,
Подсекция: Геология и геохимия полезных ископаемых.
Мельников, Ф.П.; Свинтицкий,
И.Л.; Юткин, А.В.
Повышение выразительных возможностей
компьютеров в представлении учебной и научной информации дало возможность создавать
новые, научно-образовательные мультимедиа системы. Широкое применение информационных
технологий способно резко повысить эффективность активных методов обучения для
всех форм организации учебного и научного процессов. Внедрение мультимедийных
методов обучения в высшее образование предполагает комплексное реформирование
всех элементов учебного процесса: самостоятельной подготовки, лекций, семинарских
и практических занятий. Электронная форма представления образовательной информации
представляет собой удобную альтернативу традиционным бумажным учебно-научным
материалам: справочникам, энциклопедиям, учебникам, пособиям, журналам и т.д.
Главные преимущества мультимедийной
формы представления учебной, научной или справочной информации - компактность,
большие выразительные способности в представлении учебного материала (видео,
звук, динамические изображения - анимации), интерактивность, низкая стоимость.
Все это способствует созданию и активному использованию научно-образовательных
мультимедиа CD ROM и ресурсов в Internet. Для преподавателя при этом открыта
возможность быстрого внесения исправлений и добавлений в учебный материал, а
так же появление новых способов доставки информации до слушателей - через специальные
архивы на серверах, посредством электронной почты и образовательных WEB - страниц,
а так же в виде мультимедиа справочников и энциклопедий на CD ROM. При этом,
в первую очередь, представления в электронной форме заслуживают учебные и научные
направления, содержащие большое количество визуальной информации и иллюстративных
материалов.
В лаборатории термобарогеохимии
совместно со специалистами лаборатории геоинформатики и геинформационного центра
"информТерра" геологического факультета МГУ разработан мультимедийный
"Атлас флюидных включений в минералах" на CD-ROM. В фото- и видеодокументации
"Атласа " отражается их разнообразие по составу и состоянию, а также
по относительному времени и способу образования самих этих микрообъемов, объективно
отражающих непрерывные изменения среды в ходе процессов былого становления объектов
минеральной природы.
Важность создания мультимедиа
"Атласа флюидных включений в мнералах" на CD-ROM определяется еще
и тем, что авторами были изучены, экспериментально и аналитически исследованы
многие тысячи включений минералообразующих и окружающих подвижных сред из разных
руд промышленно-генетических классов и типов месторождений,
а также из эндогенных пород. Их разнообразие, представленное в атласе, объективно
отразило большое, иногда очень тонкое различие в генезисе минеральных образований,
представило науке объективные ключи распознавания генезиса включающих минералов
и их агрегатов.
Структура и содержание CD-ROM
"Атлас флюидных включений в минералах" позволяет использовать его
как при самостоятельном обучении студентов на индивидуальном рабочем месте,
так и в качестве презентационного материала для проведения мультимедиа лекций
в специально оборудованных аудиториях или как справочный материал при проведении
научных исследований.
CD-ROM "Атлас флюидных включений
в минералах" содержит: основную часть курса по термобарогеохимии, включающую
текст, графику, анимацию, фото и видеофрагменты и справочную часть, включающую
набор необходимых контекстно-зависимых подсказок, но намного расширенную, за
счет большего количества фото- и видеопримеров флюидных включений и процессов,
происходящих с флюидными включениями, которые просто невозможно вместить в рамки
курса.
Использование мультимедиа технологий
и CD-ROM "Атласа флюидных включений
в минералах" при изложении курса предоставляет преподавателю совершенно
новые методические средства. Сложные теоретические и практические вопросы, требующие
активизации у обучаемых пространственного и динамического мышления, четкого
визуального распознавания и идентификации образов, становятся более доступны
и понятны после визуализации их на экране компьютера или большом экране лекционной
аудитории через мультимедиа проектор с комментариями преподавателя. Можно быть
абсолютно уверенным, что слушатели, студенты увидят "под микроскопом"
именно то, что видел и о чем рассказывал преподаватель. И в самостоятельных
последующих исследованиях смогут применить полученные знания, а в спорных вопросах
вновь обратиться за помощью к мультимедиа "Атласу флюидных включений в
минералах". В тех разделах, где образовательная информация содержит большое
количество текстов, использование электронного представления информации позволяет
лучше структурировать учебные и научные материалы с целью предоставления студентам
альтернативных путей его изучения, в зависимости от начальной подготовки. Кроме
этого, имеется возможность организации быстрого и эффективного поиска нужных
сведений в огромных массивах информации.
"Атлас флюидных включений
в минералах" на CD ROM, несомненно,
будет использоваться минералогами, петрографами и геологами в своей исследовательской
работе, связанной с изучением флюидных включений в минералах и изучением минерального
сырья.
|