Все о геологии :: на главную страницу! Геовикипедия
wiki.web.ru
Поиск
  Rambler's Top100 Service
 Главная страница  Конференции: Календарь / Материалы  Каталог ссылок    Словарь       Форумы        В помощь студенту     Последние поступления
   Геология
 Обсудить в форуме  Добавить новое сообщение

ВВЕДЕНИЕ

Практика, проходившая в Хибинах, длилась с 10 по 25 июля. Наша группа состояла из 12-ти школьников, двух руководителей, двух стажеров и завхоза. Жили на базе Института минералогии и геохимии редких элементов (ИМГРЭ) - на втором этаже. Квартира состояла из 3-х комнат, кухни и холла. На кухне мы готовили, а одна из комнат служила столовой. Готовили на кипятильниках. Спали на кроватях, которые пришлось сдвинуть, чтобы уместиться всем, потому что их не хватало. Из окна открывался вид на первую на Кольском п-ове церковь. Из другого окошка можно было увидеть железную дорогу, по которой ходили электровозы и товарные поезда, перевозившие руду, а также гору Юкспор. Неподалеку от дома текла река. Оттуда мы брали воду для питья.

Остановка наша называлась "23-й километр", а Кировск находился южнее. Туда мы ходили за продуктами. Кировск - довольно маленький городок. Половину его занимает апатит-нефелиновая обогатительная фабрика. Дома в Кировске невзрачные на вид, обветшалые. Люди одеваются плохо. Большая часть населения занята шахтерским делом. Платят им мало. В магазинах цены примерно такие же, как и в Москве. Еще в городе есть баня, куда мы ходили пару раз.

Погода в Хибинах очень изменчива. Мы испытали на себе почти все: были снег и комары, солнце и град, дождь и ветер. Единственное, куда нам не пришлось попасть, так это под "обезьяну" (низкие тучи, опускающиеся на горы), хотя они довольно частое явление в Хибинах. Когда они находят на гору, то не видно ее вершины.

Когда мы приехали, температура воздуха не поднималась выше 15-ти градусов, а в конце практики было довольно тепло. Два дня шел такой дождь, что мы не ходили в маршруты.

Целью всех маршрутов было как можно лучше ознакомиться с геологией и минералогией Хибин, а еще мы учились ориентироваться на местности по карте с помощью компаса. Всего у нас было 6 маршрутов.

Маршрут первый проходил 12-ого июля на апатитовом цирке плато Расвумчорр.

Второй маршрут состоялся 13-го числа того же месяца. А был он на гору Вудъяврчорр. Наша группа шла по шоссейной дороге до озера Большой Вудъявр. Мы перешли через мост, проходящий через реку Белую. И вот, мы оказались у подножья горы Вудъяврчорр. Она очень красивая. Наверху лежал снег, ниже шли скальники, а ближе к низу, до высоты метров в 10 лежала тундра. Тут мы и поставили первую точку в этом маршруте (их всего было две). Здесь была проведена ориентировка. Вскоре тундровая растительность осталась внизу, и все мы оказались у подножья скальников. В этом месте поставили вторую точку. Там были найдены нефелиновые сиениты, или хибиниты. Поиск пегматитовых тел оказался неудачным. Из-за труднодоступности коренных пород мы не нашли коренных выходов пегматитовых тел. А увидели их только в высыпках.

Третий маршрут состоялся только 16-ого числа, т. к. перед этим шел дождь. Пошли мы по шоссе на отвалы Кукисвумчорского рудника, поставили одну точку.

Четвертый маршрут на гору Юкспор был 17 июля. Поставили одну точку - ущелье Гакмана. Далее, по склону поднялись на рудоспуск к старой штольне. Там искали кристаллы апатита, в котором были иголочки эгирина, а также были найдены довольно интересные сростки натролита с альбитом.

Маршрут пятый. "Экскурсия на действующий рудник" - так назывался этот маршрут, проходивший 18 числа. Мы пришли к руднику по шоссейной дороге, а потом нас спустили в карьер на машине. Там мы увидели весь разрез апатитовой залежи. Сначала шли уртиты - подстилающие породы, потом нефелиновая руда - бедная зона, далее апатитовая и сфено-апатитовая руда - это богатая зона, а затем бедные руды - нефелиновая, сфеновая, а сверху надстилающие породы. После рудника нам разрешили посетить музей, в котором были собраны все породы, представляющие Хибинский массив.

Шестой маршрут был самым долгим и продолжался с 19 по 21 июля. Он разбился как бы на две небольшие части. Перешли через перевал Юкспорлак и пошли по долине вдоль реки Вуониемьок. Наша группа добралась до озера около ущелья, которое находилось рядом с Астрофиллитовым. Там мы поставили лагерь.

Итак, мы пошли в первый маршрут - на гору Эвеслогчорр по южному склону. На ее вершине была поставлена первая точка. Там мы собрали некоторые образцы астрофиллита в альбите.

Далее спустились ниже по тому же склону горы и увидели окисленные породы оранжевого цвета, содержащие мелкие кристаллики корунда (ксенолит вмещающих пород). Там была поставлена вторая точка.

На следующий день мы отправились на Восточный рудник (гора Суолайв). Шли вдоль реки Вуониемйок, к ее устью. Маршрут был достаточно долгим. Многие натерли ноги из-за того, что пришлось переходить реку вброд, а одевать ботинки на мокрое. Но шли в основном по ровной поверхности.

На следующий день предстояло вернуться на базу. Утром все поели, собрали рюкзаки и отправились домой по той же дороге, что и пришли. Когда путь был преодолен, все очень обрадовались, т. к. оказалось, что мы идем в баню. Придя на базу, все поели и занялись полевыми дневниками.

Оставшиеся два дня были камеральными. 22 июля к нам приходил минералог Игорь Викторович Пеков, очень хорошо знающий Хибинский массив. Он рассказал много полезного для всех нас, после чего был небольшой зачет по практике. Позже мы поиграли немного в волейбол.

Следующий день тоже считался камеральным. Мы посетили соседний подъезд домика, в котором была куча разных минералов не только Хибинского месторождения. Некоторые, понравившиеся, образцы мы взяли. Позже коллекторы и некоторые из группы стали разбирать и упаковывать коллекцию. Когда с ней было покончено, все убрали свои комнаты и стали укладывать рюкзаки, которые позже были отнесены в машину, на которой нас отвезли на вокзал. Там мы на улице перекусили и стали играть в футбол, пока не подошел поезд, который отправлялся приблизительно в три ночи.

В поезде мы завалились спать. Следующий день провели довольно весело. До Москвы осталась одна ночь. 25 июля в 11 часов 30 минут мы приехали в Москву.

Фото 2. Вид на город Кировск с горы Вудъяврчорр

Фото 3. На Кукисвумчоррском руднике

Фото 4. В маршруте на перевале Юкспорлак

См. также
ДиссертацииРазработка компьютеризованной технологии одноканальных и многоканальных сейсмоакустических исследований на акваториях: Общая характеристика работы.
Анонсы конференцийX научная студенческая школа "Металлогения древних и современных древних океанов2004. Достижения на рубеже веков."