Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата
геолого-минералогических наук.
Бабарина Ирина Ивановна |
Cодержание |
Глава 4. Деформации
комплексов пород центральной части
Кукасозерского сегмента. Структура Хирвинаволок
(Южный борт).
Центральная часть сегмента сложена
разновозрастными комплексами нижнего
протерозоя и в структурном отношении имеет
сходное строение с восточным флангом. Шовная
зона, разделяющая Южный и Северный борта
структуры, скрыта под водами оз. Кукас, ширина
которого достигает здесь трех километров. На
обоих бортах в береговых частях породы образуют
асимметричные складки, наклоненные в сторону
сутуры, что свидетельствует о наличии
конвергентной складчатости в зоне сочленения
Беломорского и Карельского мегаблоков.
Комплексы претерпели те же деформации, что и в
пределах восточного фланга. Для детальных
исследований был выбран небольшой участок
Хирвинаволок в пределах Южного борта сегмента.
Участок Хирвинаволок занимает территорию
одноименного мыса на южном берегу Кукаса и
сложен нижнепротерозойскими комплексами сумия и
людиковия, находящимися в тектонических
соотношениях. Породы хорошо обнажены и образуют
асимметричные пологошарнирные складки
северно-восточной вергентности. Структура
осложнена наложенным широтным разрывом, косо
срезающим оси складок. Разрыв субпараллелен
простиранию сутуры и имеет взбросовую
кинематику; поднято северное крыло, где в ядре
крупной антиформы обнажаются сариолийские
конгломераты. Крылья складки образованы
метакарбонатами людиковия, которые к югу от
разрыва имеют значительно большее
распространение и чередуются с амфиболитами,
вероятно, имеющими аналогичный возраст. Кроме
того, отмечаются тектонические линзы
метагабброидов, ориентированные субпараллельно
осевым поверхностям складок.
Выделяемые этапы деформаций коррелируются с
проявленными в пределах восточного фланга
сегмента.
Данные геометрического анализа показывают, что
структура участка Хирвинаволок центральной
части Кукасозерского сегмента имеет
особенности, которые характерны также для
Карельского борта юго-восточного фланга. Первые
четыре этапа деформаций осуществлялись в едином
поле напряжений, о чем свидетельствует
пространственное распределение линейных и
плоскостных элементов. Установлена
последовательная смена во времени пластических
деформаций хрупкими с синхронным изменением
тангенциального сжатия на радиальное.
Направление тектонического транспорта при
пластических (Dn+1) и хрупкопластических
деформациях (Dn+2) определяется по вращению
будин (первый этап) и вергентности складок
(второй этап). По этим признакам перемещение
материала происходило с юга на север (в
современных координатах). На третьем этапе
осуществлялась преимущественно хрупкая
деформация с сохранением ориентировки оси
сжатия. При этом ранее сформированные структуры
подверглись расплющиванию с формированием
взбросов и прямых складок.
|