Уральская
железорудная провинция охватывает территории
Свердловской, Челябинской, Оренбургской,
Курганской областей России и Республики
Башкортостан. Железорудные месторождения
сосредоточены в эвгеосинклинальной области
Уральской палеозойской геосинклинали в виде
линейно вытянутых железорудных зон. Общие
разведанные запасы в 74 месторождениях
составляют 14 613,3 млн. тонн по категориям А+В+С1+С2,
в том числе по категориям А+В+С1 - 9117,6 млн.
тонн и прогнозными ресурсами 1988 млн. тонн. Самая
большая доля (87,8%) прогнозных ресурсов приходится
на скарново-магнетитовые руды. Именно
скарново-магнетитовые месторождения составляют
основу сырьевой базы предприятий черной
металлургии Урала.
Однако,
несмотря на значительные запасы и прогнозные
ресурсы железных руд Урала, по количеству
разведанных запасов (15,9%), добыче сырой (21,7%) и
производству товарной (19,8%) руды Уральская
провинция занимает второе место после Курской.
Железорудная база Уральского района находится
на грани истощения в результате длительного
срока интенсивной эксплуатации месторождений, а
также неоднократной реконструкции
металлургических предприятий Урала в сторону
увеличения их мощностей без учета сырьевого
потенциала. В результате дефицит в товарной руде
приходится покрывать за счет поставок ее из
Центральных районов Российской Федерации,
Северного Казахстана и частично из северных
районов. Фактически свыше 60% мощностей по добыче
железной руды и около 80% разрабатываемых запасов
находятся в Центрально-черноземном и
Северо-западном районах Европейской части
России, где размещено только 32% мощностей
предприятий черной металлургии. В то же время
свыше 68% мощностей металлургии сосредоточено на
Урале и Сибири, где имеется лишь 33% мощностей по
добыче и около 20% разрабатываемых запасов на
месторождениях, большинство из которых может
обеспечить работу горнорудных предприятий
только на 10-20 лет. В результате сложилась
традиционная схема грузопотоков, в соответствии
с которой на металлургические заводы Урала и
Западной Сибири ежегодно завозится около 55%
потребного железорудного сырья. При увеличении
стоимости дальних перевозок существенно
увеличивается и себестоимость добычи сырья и
производимой продукции. В этих условиях остро
встает проблема укрепления местной сырьевой
базы металлургических предприятий Урала за счет
открытия новых промышленно-рентабельных
месторождений скарново-магнетитовых руд.
|