Бабарина Ирина Ивановна
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
геолого-минералогических наук
|
оглавление |
Глава 4. Деформации комплексов пород центральной
части Кукасозерского сегмента. Структура Хирвинаволок (Южный борт).
Центральная часть сегмента сложена разновозрастными комплексами нижнего протерозоя
и в структурном отношении имеет сходное строение с восточным флангом. Шовная зона,
разделяющая Южный и Северный борта структуры, скрыта под водами оз. Кукас, ширина
которого достигает здесь трех километров. На обоих бортах в береговых частях породы
образуют асимметричные складки, наклоненные в сторону сутуры, что свидетельствует
о наличии конвергентной складчатости в зоне сочленения Беломорского и Карельского
мегаблоков. Комплексы претерпели те же деформации, что и в пределах восточного
фланга. Для детальных исследований был выбран небольшой участок Хирвинаволок в
пределах Южного борта сегмента.
Участок Хирвинаволок занимает территорию одноименного мыса на южном
берегу Кукаса и сложен нижнепротерозойскими комплексами сумия и людиковия,
находящимися в тектонических соотношениях. Породы хорошо обнажены и образуют
асимметричные пологошарнирные складки северно-восточной вергентности. Структура
осложнена наложенным широтным разрывом, косо срезающим оси складок. Разрыв
субпараллелен простиранию сутуры и имеет взбросовую кинематику; поднято
северное крыло, где в ядре крупной антиформы обнажаются сариолийские конгломераты.
Крылья складки образованы метакарбонатами людиковия, которые к югу от разрыва
имеют значительно большее распространение и чередуются с амфиболитами,
вероятно, имеющими аналогичный возраст. Кроме того, отмечаются тектонические
линзы метагабброидов, ориентированные субпараллельно осевым поверхностям
складок.
Выделяемые этапы деформаций коррелируются с проявленными в пределах
восточного фланга сегмента.
Данные геометрического анализа показывают, что структура участка Хирвинаволок
центральной части Кукасозерского сегмента имеет особенности, которые характерны
также для Карельского борта юго-восточного фланга. Первые четыре этапа
деформаций осуществлялись в едином поле напряжений, о чем свидетельствует
пространственное распределение линейных и плоскостных элементов. Установлена
последовательная смена во времени пластических деформаций хрупкими с синхронным
изменением тангенциального сжатия на радиальное. Направление тектонического
транспорта при пластических (Dn+1) и хрупкопластических деформациях
(Dn+2) определяется по вращению будин (первый этап) и вергентности
складок (второй этап). По этим признакам перемещение материала происходило
с юга на север (в современных координатах). На третьем этапе осуществлялась
преимущественно хрупкая деформация с сохранением ориентировки оси сжатия.
При этом ранее сформированные структуры подверглись расплющиванию с формированием
взбросов и прямых складок.
|