Бершов А.В.
Современная концепция эксплуатации сложных инженерных сооружений предполагает переход от идеологии <абсолютная безопасность> к <приемлемому риску>. Для этого необходимо проведение анализа рисков и выработки системы по управлению рисками, т.е. снижению рисков до приемлемого уровня. В данной работе рассматриваются некоторые аспекты риск-анализа в сложных литотехнических системах <локальный нефтепровод-литосфера>.
Любой анализ начинается с определения понятий. Так, на сегодняшний день, общепринятым для количественного анализа рисков может считаться следующее определение: риск - это вероятностные потери, которые могут быть установлены путем умножения вероятности (относительной частоты) негативного события определенной интенсивности на величину возможного ущерба от него. Таких позиций придерживаются А.Быков [1], А.Рагозин [4], О.Ренн [5]. Такое определение вполне подходит для проведения риск-анализа аварийности на локальных нефтесборных сетях (ЛНС) нефтяных месторождений Западной Сибири.
Начальный этап риск-анализа предполагает выявление источников опасностей и реципиентов риска. В нашем случае источником опасности служат нефтяные проливы, возникающие при эксплуатации сложных литотехнических систем локальный нефтепровод-литосфера. Реципиентом риска, т.е. субъектом опасного воздействия, для которого оценивается ущерб, в данном случае выступают окружающие сооружение экосистемы. Причем оценивается не снижение биоразнообразия и т.п., а стоимость ликвидации аварии, в которую в том числе входит и стоимость рекультивации пораженных нефтью экосистем, включающих в себя, в широком смысле, ландшафты, биоту, реки, озера, болота.
На втором этапе необходимо оценить вероятность опасного события того или иного масштаба. Здесь перед нами встает ряд вопросов. Во-первых, как классифицировать размеры аварий на ЛНС, т.е. какова интенсивность аварий? Во-вторых, как учесть в определении вероятности аварии (пролива определенного масштаба) влияние на нее различных факторов (пространство, время, количество трубопроводов)? Нормативная классификация чрезвычайных ситуаций, связанных с проливами нефти построена по десятичному принципу с использованием объемов пролитой нефти. Однако в ней не обоснованы выделяемые границы и, кроме того, информация об объемах проливов не может быть получена дистанционными методами. Нами разработана классификация проливов на основе закона распределения площадей проливов. В ее основе лежит СКО логнормального закона, по которому распределены площади проливов на одном из крупнейших месторождений Западной Сибири. Таким образом, вероятность аварии должна определяться для каждого класса проливов, обоснованного в этой классификации. Вопрос определения вероятности появления на территории пролива определенного размера, значительно более сложен. В общем виде алгоритм может быть представлен следующим образом: районирование территории по инженерно-геологическим признакам (наклоны рельефа, коррозионная активность и сжимаемость грунтов, плотность тектонических линеаментов); определение вероятности возникновения пролива любого размера в определенных инженерно-геологических условиях (пространственная оценка) на основании карты проливов и инженерно-геологического районирования; определение вероятности возникновения определенного количества проливов на территории месторождения в год, приведенную на километр длины ЛНС, оцениваемую на основании статистических данных по разным годам (временная оценка); определение вероятности возникновения пролива строго определенного размера на основании выведенного закона распределения площадей проливов. Произведение трех описанных вероятностей позволяет ответить на вопрос c какой вероятностью на конкретной территории месторождения за определенное время возникнет пролив определенного масштаба?
На третьем этапе риск-анализа изучаются потенциально загрязняемые экосистемы. Расчет ущербов от проливов определенной площади производится на основе изучения лесной карты территории месторождения и действующих нормативных документов, предусматривающих размер штрафов и стоимость рекультивации различных природных объектов: поверхностных водоемов и земель лесного фонда. Примерами таких документов служат [2,3].
Полученная на последних двух этапах информация позволяет построить количественную карту экологического риска эксплуатации ЛНС на всю территорию месторождения. Эта карта необходима для выявления приемлемого уровня риска эксплуатации ЛНС, принятия управляющих решений по данным объектам и страхования от аварий на ЛНС, т.е. на заключительном этапе риск-анализа.
Литература:
Быков А.А. К читателям журнала <Вопросы анализа риска> // Вопросы анализа риска. 1999. том 1, N1 С.2-6.
Методика исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Постановление Правительства ХМАО N288-п от 17 июля 2003 г.
Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации N388 от 21 мая 2001 г.
Оценка и управление природными рисками. Под редакцией А.Л. Рагозина - М.: <КРУК>, 2003. - 320 с.
Ренн О. Три десятилетия исследования риска: достижения новые горизонты // Вопросы анализа риска. 1999. том 1, N1 С.80-100.
|