На международной научно-педагогической конференции Геологическое образование и наука в ХХ ст. Проблемы преподавания геологических дисциплин, состоявшейся на прошлой неделе,
представители образовательной сферы обсуждали концептуальные принципы и направления развития геологического образования в Украине, а также проблемные вопросы перехода на европейские
стандарты подготовки студентов-геологов.
По мнению большинства участников конференции, интеграция в европейское образовательное пространство должна проходить обязательно с учетом национальных особенностей
образования и лучших достижений геологического учебного процесса в высшей школе Украины. В этой связи преподаватели геологических факультетов вузов выступают за сохранение
полноценных учебных и производственных геологических практик, без которых невозможно представить подготовку высококлассных специалистов, но которые в европейской геологической
высшей школе имеют тенденцию к сокращению.
Будущий геолог не может состояться без прохождения полевых практик. Мы не сможем выпускать качественных специалистов, если они будут лишены возможности изучения геологических
обнажений в полевых условиях, не смогут увидеть скважинный керн, не испытают себя на геологоразведочном производстве. Поэтому мы должны укореняться в мировое пространство,
в том числе образовательное, не забывая о достижениях отечественной образовательной сферы в части практического обучения. Их не нужно выбрасывать, убежден декан геологического
факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Владимир Михайлов.
Неоднозначное отношение у преподавателей-геологов также к введению в высшей школе кредитно-модульной системы обучения и оценки знаний, а также к предоставлению студентам
права выбора дисциплины. Мы уже имеем плохой опыт запада. Скажем, когда наши выпускники 80-х годов, работающие сегодня успешно за рубежом, общаются с иностранными специалистами,
получившими геологическое образование в Европе или Америке, то слышат нередко удивленные возгласы иностранных коллег: Как, ты учил кристаллографию? Конечно, а как же иначе?
А ты что, не учил? Нет. Она сложная и я не выбрал ее. А он, скажем, выбрал, как я иногда говорю студентам на лекциях, читая Болонский процесс, историю мирового секса.
Да, это необходимо, но это не должно быть прерогативой выбора того студента, который выбирает это, считает декан геологического факультета Львовского национального университета
имени Ивана Франко Николай Павлунь.
Вместе с тем преподаватели не отрицают, что переход на европейские стандарты образования сулит также много позитивных реформ и обязывает ко многим прогрессивным преобразованиям.
В частности, к обеспечению учебного процесса современной лабораторной базой, качественной учебной литературой; к организации углубленного изучения иностранных языков, без
знания которых трудно представить международный обмен студентами и преподавателями; увеличению объемов индивидуальной работы преподавателя со студентами и мн. др.
Источник: GEOnews.com.ua