обновление:
2007. 03. 23
|
Дворядкин В.И.
Минералы под прицелом цифрового фотоаппарата
Введение
Многие издания книжно-журнального ассортимента пестрят фотографиями образцов различных минералов, однако качество этих снимков порой не выдерживает никакой критики: невыразительная композиция (ракурс), нарушенная цветопередача, недостаточная резкость, глубокие тени, угрюмый фон и т. д. искажают зрительное восприятие камня, нивелируют его особенности и отличительные черты. И причина здесь не столько в низком качестве бумаги, сколько в неумении авторов публикаций и привлеченных фотографов правильно расположить и осветить образец, грамотно выставить параметры камеры, и довести снимок до кондиции, отвечающей требованиям, предъявляемым к печатной продукции. В значительной степени такая ситуация объясняется отсутствием соответствующего технического пособия для лиц, занимающихся съемкой минералогических образцов. В то же время ряд изданий и, прежде всего, журналы, привлекают внимание читателей отличными снимками таких образцов. И неспроста! Их авторами являются отечественные корифеи-фотографы мира минералов (Кантор Б., Лейбов М., Свердлов А., и др.). Казалось бы, кому, как ни им, знатокам этого дела, заняться разработкой такого пособия? Нельзя сказать, что все они полностью открестились от данной проблемы. Отдельные аспекты проблематики фотографирования минералов поднимали в своих работах Кантор Б., Листратова Д.(Журнал К-093), однако целостного методического пособия по этой тематике так и не было издано. Это тем более обидно, что для коллектива переводчиков на английский язык статей в журнале “Мир камня” не составило бы труда перевести на русский язык пользующиеся большой популярностью, как в Америке, так и в Европе, книги и статьи именитого фотографа минералов американца Джефа Сковила или других знаменитостей в этой сфере. Ну да ладно. Журнал “почил в бозе” давно, скоро будем отмечать юбилей – 10 лет. Лишь бы авторы не забыли эту печально знаменательную дату…
Таково сегодня положение дел с методическими материалами по фотографированию минералов аналоговыми (пленочными) камерами.
Цифровая техника, появившись на фотографическом рынке, в значительной степени изменила присущую аналоговым аппаратам технологию всего цикла фотосъемки (от подготовки к съемке до получения фотоснимков), и потребовала нового подхода к проведению этого процесса.
На первых порах (а это было всего несколько лет назад) обладатели пленочных камер, особенно дорогих зеркалок, скептически отнеслись к появлению цифровых камер, посчитав их забавными игрушками, не более того. Однако стремительное улучшение технических параметров аппаратов и фотографических характеристик снимков, при существенном снижении цен на эти фотокамеры, заставили фотографов взглянуть на них другими глазами.
Теперь уже даже скептики признают тот факт, что цифровые фотоаппараты, в силу ряда преимуществ перед аналоговыми, все активнее вытесняют последних из рядов пользователей.. Возможность непосредственно после съемки увидеть на экране монитора камеры, а затем и компьютера, только что отснятый кадр, а через несколько минут получить с помощью принтера и готовый снимок, делает эти фотоаппараты надежными помощниками людей в работе, и незаменимыми спутниками на досуге. При этом, неудавшиеся снимки можно тут же удалить в аппарате, освободив место для новых кадров. И никаких пленок: купив одну карту памяти, вы можете фотографировать на нее практически вечно. При этом многие модели цифровых аппаратов позволяют осуществлять звуковой комментарий снимка. Кроме того, возможности наиболее продвинутых компьютерных программ редактирования фотоизображений (Photoshop 7, CS, CS2) позволяют легко исправлять многие недостатки снимка, как в отношении композиции кадра, так и в части его содержания.
Особенно интересным представляется использование цифровой фотографии в минералогии. Авторы научной и популярной литературы, ученые-минералоги, студенты и любители камня с приобретением цифрового аппарата получают уникальную возможность быстро и качественно провести съемку натурных образцов минералов на месторождениях, на всевозможных выставках и ярмарках, в минералогических музеях, а также в частных коллекциях (если их допустят) для использования в своих целях (в печатных изданиях, в научной работе, в диссертации и т. д.) Любители камня, помимо накопительного собрания снимков разных минералов, могут создавать фотокартотеки собственных коллекций.
Появилась возможность “препарировать” изображение образца минерала в той степени, в какой мы желали бы видеть этот камень в натуре, а именно, эстетично обрезанным по контуру, с восстановленными дефектными кристаллами, удаленными засоряющими минералами, с залеченными трещинами и кавернами, с насыщенно окрашенными в нужный цвет кристаллами и т.д. Помимо этого, к фото образца может быть подобран любого цвета фон, наиболее гармонично сочетающийся с цветом минерала. И, наконец, на снимке может быть напечатан сопроводительный текст.
Современный уровень фототехники позволяет оцифровывать с помощью сканера, практически без потери качества, снимки образцов камня из минералогических и других журналов и книг, а также изображения минералов, запечатленные на негативах пленочных аппаратов, и передавать информацию в компьютер. Там с помощью специальных программ из изображений, полученных как из фотокамеры, так и из сканера, можно формировать альбомы образцов минералов отечественных и зарубежных месторождений в любом тематическом разрезе для научных и учебных целей, в дополнение к натурным образцам университетских музеев. Любители камня получают возможность дополнять собственные каталоги фотографий коллекционируемых минералов снимками образцов, переснятыми из других информационных материалов, публиковать фотоснимки минералов в сети Internet.
Перечисленные и другие возможности цифровой фототехники позволяют утверждать, что эта передовая технология найдет эффективное применение в минералогии.
1. Оборудование для создания цифровых снимков
Для полноценного процесса создания цифровых фотографий различных объектов, в т.ч. образцов минералов, необходимы следующие компоненты:
1. Цифровой фотоаппарат;
2. Компьютер с программой Photoshop;
3. Фотопринтер.
Если оставлять фото в компьютере, не выводя их в печать, или, записав на компакт-диск или флэш-диск, сдавать в фотолабораторию для печати, то принтер не понадобится. С другой стороны, появилась возможность, при наличии фотоаппарата и принтера, произведенных одной и той же компанией, печатать снимки без компьютера, используя настройки программного обеспечения принтера.
Оставим, однако, эти частные случаи за рамкой нашего разговора и вернемся к классическому комплекту технических средств для создания фотоизображений.
Цифровой фотоаппарат. По данным статистики 2006 г. производством цифровых камер занимаются десятки фирм, которыми в минувшем году выпущено в продажу более 150 новых моделей. Каковы же основные направления и тенденции развития и совершенствования цифровой фототехники?
1. Увеличение разрешения фотокамеры. Если 5-6 лет назад верхом совершенства считались камеры, оснащенные матрицами с разрешением 2 мегапикселя (Мп), то теперь стандартом является 5-6 мегапиксельное разрешение, а некоторые бюджетные камеры имеют уже разрешение 8 и даже 10 Мп.
2. Совершенствование технологии подавления “шумов” и повышение, в связи с этим, диапазона светочувствительности камер с максимального значения 400-800 ед. ISO до ISO 1600 и даже ISO 3200.
3. Повышение кратности зумирования объективов. Такие компании, как Canon, Niкоn, Fujifilm, Olympus, Коdак, Panasonic и некоторые другие выпускают камеры с 10-12 кратными зум-объективами, а Samsung - с 15- кратным (28-420 мм).
4. Применение оптических стабилизаторов изображения к камерам, упомянутым в п.3.
5. Увеличение размеров экрана ЖК – монитора до 3,0 – 3,5 дюйма.
6. Увеличение количества сюжетных программ, выполняемых автоматикой, что существенно облегчает пользование аппаратом начинающим и малоопытным фотографам.
Направлениями, перечисленными в пп. 1-6, не исчерпываются пути модернизации различных узлов и совершенствования важнейших функций цифровых камер: жесткая конкуренция на рынке фотоаппаратуры заставляет ведущие компании постоянно разрабатывать и использовать разнообразные технические новшества при создании новых моделей цифровых камер.
В настоящее время выпускается много специальных журналов, обстоятельно представляющих новые модели цифровых аппаратов с их основными параметрами и даже тестирующих некоторые модели разных фирм близкого ценового диапазона для облегчения выбора покупателя. Среди них можно выделить такие, как “Digital Photo”, “Фото Гид” от Digital Photo, “Digital camera”, “Фототехника и видеокамеры” из серии “Потребитель” и др.
При выборе аппарата для фотографирования минералов следует иметь в виду, что съемка образцов коллекционного размера будет производиться, в основном, в режиме “Макро”, поэтому соответствующий параметр камеры в сантиметрах должен быть минимальным. Размеры отпечатков, обеспечивающих получение изображений минералов “журнального” качества, т. е. 300 пикселей на дюйм (300 ppi), в зависимости от разрешения камеры, составляют:
для 3 Мп - 13,0 х 17,34 см;
для 4 Мп - 14,4 х 19,2 см;
для 5 Мп - 16,3 х 21,7 см;
для 6 Мп - 18,0 х 24,5 см и т.д.
Для своего фотоальбома оптимальными могут считаться снимки размером 10х15 см. Для такого формата, с учетом возможного кадрирования и отсечения при этом части пикселей, достаточно разрешения камеры 3-4 Мп. Если же предстоит делать фото крупного размера для размещения на стене или стенде (что, в основном, касается докладов ученых, диссертантов, устроителей выставок, презентаций и т.п.), то здесь следует подумать о приобретении фотокамеры с большим разрешением – от 8 Мп и выше, и не дешевого бюджетного цифрового компакта, а добротной зеркальной камеры. Журналы, рекомендованные выше, периодически публикуют рейтинги лучших фотокамер различных классов и к их советам следует прислушиваться.
Кстати о ценах на цифровые фотоаппараты. В чем причина того, что эти аппараты стоят существенно дороже пленочных камер сопоставимого класса? Все дело в начинке: цифровая аппаратура нашпигована точнейшим электронным оборудованием,
выполняющим множество специальных задач. Взять хотя бы процесс создания снимка. В отличие от аналогового фотоаппарата, где пара объектив - пленка создает готовое фотоизображение, за объективом цифрового аппарата располагается целый арсенал электронных устройств, обеспечивающих получение цифровых снимков. Всеми перемещениями и преобразованиями снимка в камере управляет центральный процессор, или чипсет.
Как же создается цифровое изображение? Лучи света из объектива встречают на своем пути светочувствительную ПЗС-матрицу фотоаппарата, представляющую собой микросхему с миллионами мельчайших светочувствительных ячеек, число которых определяет разрешение камеры. Свет, попадая в эти ячейки, создает локальные электрические заряды, тем большие, чем более интенсивным было воздействие света. Образовавшиеся заряды переносятся в аналогово-цифровой преобразователь (АЦП), где производится их оцифровка. Бóльшим зарядам присваиваются бóльшие числа, меньшим - меньшие. Затем оцифрованная информация попадает в оперативную память камеры (ОЗУ). Здесь происходит цифровая обработка снимка: улучшается тоно- и цветопередача, корректируется резкость, контрастность и т.д. по применяемому каждой фирмой собственному алгоритму обработки.
Преобразованный таким образом снимок переносится на встроенную или сменную карту памяти, представляющую собой одну или несколько микросхем, расположенных в небольшом пластмассовом корпусе. Сюда же направляются после соответствующей обработки и другие снимки, снятые камерой.
Количество кадров, вмещаемых картой памяти, зависит от ее емкости (до нескольких гигабайт), формата файла (TIFF и RAW, а также сжимаемого JPEG) и размера файла изображения (зависит от применяемого разрешения камеры и степени сжатия файла JPEG). После перезаписи изображений с карты памяти на жесткий диск компьютера карта очищается для новых фотоснимков.
Компьютер для работы с цифровыми фотографиями может быть, как вариант, на базе процессора Pentium IV, иметь оперативную память не менее 256 Мбайт, а лучше 512 Мбайт, жесткий диск на 40-80 Гбайт и операционную систему Microsoft Windows МЕ, 2000, ХР или выше. При этом, на компьютере должна быть установлена программа редактирования фотоизображений, лучше – одна из последних версий Photoshop.
Фотопринтер. Можно рекомендовать струйный принтер. Марка не имеет особого значения: все фирмы, выпускающие эти изделия, обеспечивают вполне приемлемое качество фотографий, так что конкретная модель выбирается, исходя из финансовых возможностей покупателя. Фотобумагу и краски (чернила) для принтера лучше всего приобретать “родные”, т.е. выпускаемые той же компанией, имея в виду, что такие расходные материалы лучше адаптированы по своим свойствам и характеристикам к аналогичным параметрам печатающего устройства принтера.
2. Знакомство с программой “Adobe Photoshop”
При фотографировании минералов цифровой камерой условия освещения могут быть аналогичными используемым при съемке пленочными аппаратами. Хорошие результаты дает съемка образца при солнечном освещении с возможной подсветкой глубоких теней. Преимущества цифровика в том, что можно сразу же проверить на экране его монитора качество снимка и, в случае необходимости, переснять его. Съемку желательно производить со штативом. Можно рекомендовать снять каждый образец несколько раз, меняя положение камня, что позволит выбрать оптимальный вариант его изображения. О фоне можно не беспокоиться заранее, т.к. впоследствии его можно сделать любого цвета, но если позволяют условия - желателен одноцветный фон. Съемка мелких и среднего размера образцов производится в режиме “Макро” либо в автоматическом, либо, при наличии творческих режимов, с приоритетом диафрагмы, выставляемой в зависимости от желаемой глубины резкости. Визирование должно производиться исключительно по ЖК-монитору во избежание параллакса, свойственного оптическому видоискателю.
Экспонированные снимки через кабель USB передаются из карты памяти камеры в память компьютера, записываются на его жесткий диск и открываются в окне Программы, предусмотренной изготовителем фотокамеры для накопления и редактирования снимков. Отсюда изображения можно направлять в программу Photoshop для дальнейшей работы с ними.
Работа в графическом редакторе “Adobe Photoshop 7” обстоятельно и доходчиво описана в ряде книг (Александр Тайц и Александра Тайц “Самоучитель Adobe Photoshop 7”, БХВ-Петербург, 2005 и др.). Аналогичная литература имеется и с описанием практики редактирования фотоснимков с использованием более новых версий программы Photoshop. Литература с описанием одной из этих программ должна стать настольной книгой каждого обладателя цифрового аппарата. В связи с этим, изложение последующего материала рассчитано на читателя, знакомого с одним из вариантов программы и установившего ее в компьютере, предпочтительнее в русифицированном варианте.
Поскольку задача корректировки цифрового снимка минерала в подавляющем большинстве случаев не представляется сложной, в описании этого процесса будут задействованы лишь некоторые инструменты и действия с ними. Я думаю, здесь читателю не придется испытывать чувство, высказанное моим приятелем, взявшимся изучить книгу по Photoshop: “Взял книгу в руки, раскрыл, и руки опустились”. Все не так сложно, как кажется.
Несколько слов о главном окне программы, где мы будем “издеваться” над изображением образца минерала. В левой части окна вертикально расположена панель инструментов, используемых для редактирования изображений. В верхней части окна под строкой заголовка “Adobe Photoshop” размещается строка меню, в которой расположены основные элементы редактирования, такие как Файл (File), Редактирование (Edit), Изображение (Image), Слой (Layer), Выделение (Select) и др., с помощью которых можно выполнять различные операции с изображением или его фрагментами. Расположенная ниже панель опций, по умолчанию размещенная непосредственно над рабочей частью главного окна, состоит из горизонтальных полей, обновляемых при активизации каждого инструмента для установления параметров его воздействия на изображение.
3. Практика редактирования снимков
Итак, наш эрудированный читатель знает, что размер файла изображения, появляющегося в окне программы Photoshop, в пикселях соответствует заложенному в фотокамере разрешению (Мп), а физический размер изображения при печати с разрешением изображения в 300 ppi приведен ранее в таблице размера отпечатков. При допустимом с точки зрения качества изображения уменьшении разрешения фотоснимка до 200 ppi размер отпечатка может быть увеличен. Настройка нужных параметров разрешения и размера снимка производится в диалоговом окне, вызываемом командой “Размер изображения” (Image Size) меню “Изображение” (Image).
Первое, что часто бросается в глаза, когда мы открываем фотографию минерала в окне программы, это отсутствие центровки, перекос образца в кадре, избыточная площадь фона. Эти недостатки легко устраняются кадрированием с помощью инструмента “рамка” (Crop), размещенного на вертикальной панели в левой части окна программы (третий сверху по левой стороне панели). При активизации этого инструмента (кликом мышью на его иконке) его символ в пределах кадра заменяет указатель мыши. Перетащив указатель мыши из левого верхнего в нижний правый угол и отпустив клавишу мыши, мы создадим рамку кадрирования, за пределами которой изображение будет затемнено. Двунаправленная стрелка, появляющаяся при помещении указателя мыши на маркеры в углах рамки кадрирования, позволяет растягивать или сужать кадр до нужного размера, добавлять или уменьшать фон в нужных местах, центрируя объект съемки. Для устранения перекоса камня следует подвести указатель мыши к нижней линии рамки и при появлении дугообразной двунаправленной стрелки слегка развернуть мышь таким образом, чтобы рамка повернулась и выровняла композицию фотоснимка. Нажатием на клавишу Enter это положение фиксируется. Отмена операций, осуществленных этим инструментом, производится клавишей Esc и командой “Назад” (Undo) меню “Редактирование” (Edit).
Если все было сделано верно, то в окне программы перед нами предстанет кадрированное изображение минерала. Но какой же невзрачный фон окружает наш камень! И не мудрено, ведь при съемке мы и не уделяли этому компоненту какого-то особого внимания. И правильно делали! Ибо нашему камню с помощью Photoshop мы можем создать такой фон, который в максимальной степени подчеркнет его красоту.
Прежде чем создать новый фон необходимо удалить существующий. В программе Photoshop заложено несколько способов решения этой задачи, но, перепробовав их, каждый находит свой излюбленный метод избавления от непривлекательного фона.
Успешно решается этот вопрос с применением инструментов “магнитное лассо” (Magnetic Lasso) и “полигональное лассо” (Polygonal Lasso). Они расположены непосредственно над “рамкой” (Crop) под одной иконкой. Здесь необходимо пояснить, что подавляющее большинство корректировок фотографий в программе Photoshop осуществляется с использованием инструментов выделения. Выделение объекта позволяет производить с ним множество различных операций без риска затронуть соседние объекты и фон. К числу наиболее эффективных инструментов такого рода относятся и названные лассо. Чтобы активизировать инструмент, необходимо правой клавишей мыши кликнуть на его иконке на панели инструментов и левой клавишей выбрать желаемое лассо.
“Магнитное лассо” (Magnetic Lasso) эффективно работает в условиях ощутимого контраста между изображением и фоном, позволяя выделить объект, обводя его по контуру. Параметры панели опций, расположенной над изображением, регулируют различные аспекты применения этого инструмента. Для более точной обводки любым из применяемых лассо целесообразно увеличить масштаб объекта. На панели инструментов “лупа” (Zoom) расположена справа от “руки” (Hand) над квадратом, отображающим цвет фона. Инструмент активизируется щелчком мыши. При этом указатель мыши превращается в лупу: каждый щелчок мышью на изображении увеличивает его размер. Чтобы увеличенный участок образца, интересующий нас, расположился удобно для редактирования, следует щелкать мышью, наведя ее указатель на этот участок. Для уменьшения масштаба щелчок должен производиться при нажатой клавише Alt.
Подведя “хоботок” лассо к границе выделения, щелчком мыши мы начинаем обводку минерала по контуру, завершая ее в начальной точке. Замкнув контур, необходимо снова щелкнуть клавишей мыши: по всему контуру возникнет движение пунктирных линий, называемое в Photoshop “марширующими муравьями”. Поскольку нашей задачей является замена цвета фона, в выпадающем списке строки меню “Выделение” (Select), мы выбираем команду “Инвертировать выделение” (Inverse), переводя “муравьиное движение” с объекта на фон.
Теперь очередной задачей, стоящей перед нами, является установка нужного фона. Есть ли какие-то научные рекомендации по подбору цвета фона относительно цвета минерала? - не знаю. Видимо, каждый рассматривает этот вопрос с учетом своего понимания гармонии цветового сочетания. Сначала на панели инструментов следует настроить желаемый цвет фона. Для этого надо щелкнуть мышью на его пиктограмме (заднему цветному квадрату) и в появившемся диалоговом окне “Сборщик цветов” (Color Picker) выбрать нужный оттенок на вертикальной спектральной шкале, щелкнув на предпочтительном цвете. В цветном квадрате этого окна установите кружок указателя мыши на желаемый колер и нажмите левую клавишу. (Если желательно выбрать цветом фона существующий фон, то следует щелкнуть на нем мышью). При этом верхняя половина малого квадрата окрашивается выбранным цветом, а нажатие кнопки мыши на ОК приводит к такой же окраске пиктограммы фона на панели инструментов. Осталась последняя, самая приятная процедура: нажав одновременно клавиши Ctrl и Delete, вы увидите, как радующий глаз фон заполнит снимок. Если вы ошиблись и случайно залили цветом фона изображение камня, не пугайтесь. В строке меню нажмите “Редактирование” (Edit) и в выпавшем списке выберите команду “Назад” (Undo). Камень вернется к вам. Подумайте, почему вышла такая промашка, и действуйте дальше…
Другой инструмент, - “полигональное лассо” (Polygonal Lasso) - эффективно выделяет объекты с прямыми сторонами. Активизировав инструмент, необходимо щелкнуть мышью на точке контура, принятой за начальную, и переместить указатель мыши по прямой линии до точки изгиба, где следует снова щелкнуть мышью и продолжать так до замыкания всего контура в начальной точке. Щелчок мышью завершит выделение, порадовав нас “марширующими муравьями”. Задав команду “Инвертировать выделение” (Inverse) в строке меню “Выделение” (Select), и нажав клавиши Ctrl + Delete, вы получите заданный фон. Если выбранный фон вас не удовлетворил, подберите новый, и нажмите ту же комбинацию клавиш. Если все устраивает, кликните в меню “Выделение” (Select) строку “Убрать выделение” (Deselect). Если что-то упущено, и надо вернуть выделение, кликните в том же меню строку “Выделить заново” (Reselect).
Встречаются случаи (например, на снимке несколько отдельно расположенных минералов), когда удобнее начинать выделение сразу с фона, последовательно отрезая его от камней “полигональным лассо” (Polygonal Lasso) за несколько приемов и заменяя нужным нам фоном, установленным заранее в панели инструментов, нажатием клавиш Ctrl + Delete. Несмотря на прямолинейность действий “полигонального лассо”, его использование весьма эффективно для корректировки наружного контура минерала, т.к. позволяет “препарировать” изображение (удалять фрагменты, выравнивать поверхности, корректировать форму кристаллов, убирать остатки старого фона и т.д.).
Итак, у вас есть кадрированное изображение камня на выбранном вами фоне. Теперь пора переходить к тоновой корректировке снимка, т.к. изображение вам может не очень нравиться: оно темноватое (светловатое), кристаллы сливаются, тени закрывают некоторые фрагменты и т.д. В подавляющем большинстве случаев эти проблемы легко решаемы.
Для начала следует войти в меню “Изображение” (Image) и выбрать команду “Регулировка” (Adjust) - “Уровни” (Levels). Перед вами откроется соответствующее диалоговое окно с графиком, называемым гистограммой, под которой находятся три бегунка, настраивающие темные, средние и светлые тона изображения. (Другие параметры окна практически не используются). Перемещение левого бегунка вправо усиливает черный тон, правого влево - осветляет изображение, а манипуляции средним бегунком изменяют промежуточные тона: влево - осветляют, вправо - затемняют. Указанные регулировки позволяют добиться четкого изображения с оптимальным соотношением яркости и контрастности тонов.
Теперь попытаемся убрать тени и блики на отдельных кристаллах. Здесь вам на помощь придет та же команда “Уровни” (Levels), но уже относящаяся к конкретному фрагменту изображения. Для начала выделим этот фрагмент одним из лассо и применим к нему команду “Регулировка” (Adjust) - “Уровни” (Levels). Изменения тона с помощью бегунков будет относиться только к выделенному фрагменту: тени будут высветлены, блики – полностью или частично нейтрализованы. Возможные погрешности (видимые границы переходов, разная тональность и др.) можно будет исправить с помощью инструментов, рассмотренных ниже.
Помимо “Уровней” (Levels) выпадающее меню строки “Регулировки” (Adjust) содержит несколько команд для изменения цветовой гаммы, насыщенности, яркости объектов, изображенных на снимке. Эти команды действуют как на изображение в целом, так и на его фрагменты. В последнем случае изменение цветности отдельных деталей производится после предварительного их выделения. Затем, при необходимости, следует воспользоваться одной из команд: “Баланс цветов” (Color Balance), “Оттенок / насыщение” (Hue/Saturation), “Яркость / контраст” (Brightness/Contrast). Работа в диалоговых окнах этих команд весьма проста: следует двигать бегунки влево-вправо и находить оптимальные варианты цветовой тональности. Для удаления цветовых оттенков, преобладающих на снимке, можно воспользоваться командой “Варианты” (Variations), позволяющей выбрать нужный колорит изображения.
Если изображение кажется вам недостаточно резким, положение можно поправить. В списке меню “Фильтр” (Filter) выберите “Резкость” (Sharpen) и в ней команду “Нечеткая маска” (Unsharp Mask). На экране появится одноименное диалоговое окно с полем просмотра в увеличенном масштабе. Фрагмент, по которому определяется изменение резкости, выбирается курсором на рабочем изображении. Главным параметром является “Радиус” (Radius), задающий ширину контрастной области вокруг границ. Эта величина задается в долях пикселя в пределах от 0,1 до 2,0. Бóльшие величины искажают цветовой баланс снимка. Параметр “Количество” или “Сила” (Amount) выбирается от 100 до 500%. Параметр “Порог” (Threshold) лучше оставить равным 0. Фиксация выбранных параметров производится нажатием кнопки ОК.
Описанными действиями практически завершаются работы по корректировке внешнего вида образцов, с целью максимального приближения изображения к оригиналу. Такие фото демонстрируются там, где искажения минерала недопустимы по научным и этическим соображениям.
Другое дело - любительская практика. Что вы делаете с образцами, когда их препарируете? Вы отбиваете молотком лишнюю породу, удаляете поломанные кристаллы, вытравливаете налеты окислов и растворимые в кислотах минералы, закрывающие нужные вам кристаллы. Вы готовы идти на все, чтобы препарированный образец являл собой эталон изящества и красоты. Увы, если все эти ухищрения и удаются, то крайне редко. И наоборот, если вам не удастся с помощью программы Photoshop превратить изображение минерала в маленький шедевр, - это нонсенс. В цифровой фотографии реализуется потаенная мечта каждого коллекционера об идеальном образце. Попробуем в этом ему помочь.
Начнем с “препарирования” изображения. В отличие от натурного образца здесь можно не опасаться, что мы отколем что-то лишнее. В случае ошибки всегда можно вернуться назад. Прежде всего следует обратить внимание на основание образца и инструментом “лассо полигональное” (Polygonal Lasso) сформировать желаемый профиль, замкнув контур на фоне. Теперь, нажав клавиши Ctrl + Delete, мы отсекаем на изображении все, что наметили, переводя это в фон. Последовательно проводя аналогичные действия, мы отредактируем изображение по всему контуру.
Как упоминалось ранее, с помощью выделения этим лассо можно проредить кристаллы, граничащие с фоном, придать нужную форму этим кристаллам, сгладить выступающие части и острые углы, удалить остатки старого фона. Упомянутая комбинация клавиш при нажатии замещает вырезанные части минерала цветом фона. В случае ошибки можно вернуться назад, выбрав команду “Редактирование” (Edit) - “Назад” (Undo).
Несколько сложнее производить корректировку фрагментов внутри изображения. Здесь нам понадобится новый инструмент, иконка которого на панели инструментов смотрится как штемпель и именуется “Rubber Stamp”. Кликом правой клавиши мыши по этой иконке вызывается меню, в котором левой клавишей выбирается строка “Клонирование штампа” (Clone Stamp). Теперь указатель мыши превращается в штемпель, который мы будем в дальнейшем называть “штамп”. Что может делать этот инструмент? Устранять практически любые недостатки изображения: заделывать каверны, затушевывать сколы, ликвидировать трещины, воссоздавать естественную корку на агатах, восстанавливать и убирать кристаллы, клонировать интересные элементы на другие участки изображения и т.д.
Вам надо убрать раковину в агате? Пожалуйста. Активизируем “штамп”, находим на агате участок, которым было бы целесообразно закрыть дырку и, предварительно нажав клавишу Alt, щелкаем мышкой на этом участке. Теперь мы можем закрашивать раковину пикселями выбранного участка, двигая наш инструмент нажатой клавишей мыши по дефектной части агата.
Но мы немного забежали вперед. Сначала надо задаться некоторыми параметрами опций, расположенных на соответствующей панели. Во-первых, установить диаметр кисти (Brush), которой мы клонируем фрагмент. С кистями надо обязательно поэкспериментировать, т.к. конкретных рекомендаций по их параметрам дать невозможно. Но, чем тоньше работа, тем меньше должен быть диаметр кисти и наоборот. Кисть может быть жесткой или мягкой. Можно рекомендовать начать с мягкой. Во-вторых, надо решить, будем ли мы клонировать на место раковины какой-то конкретный фрагмент, или просто ретушировать дефект близлежащими пикселями. В первом случае следует поставить флажок на опции “Выравнивание” (Aligned), во втором - не ставить, или снять имеющийся.
Далее, мы как бы стираем “штампом” дефект. При флажке на опции “Выравнивание” (Aligned) место дефекта постепенно замещается выбранным нами фрагментом. Если источником пикселей был кристалл, то точно такой же кристалл образуется на месте дефекта. При клонировании приходится немного потрудиться, чтобы кристалл вырос в нужном месте и постараться сделать незаметным стык на границе клонированного и оставшегося участков. На помощь и здесь приходит инструмент “штамп”. Задав опцию “Мутность” (Opacity) небольшим процентом (15-20%) и применив мягкую кисть, мы ретушируем стык, добиваясь нужного эффекта. Нет нужды напоминать, что вся эта процедура делается с привлечением “лупы” (Zoom) и увеличением 100-200%.
Наиболее кропотливая работа ожидает того, кто задумает работать с агатами. Зачастую неприятная трещина пронизывает множество тонких агатовых слоев разных оттенков, каждый из которых требует индивидуального подхода. Для достижения хороших результатов необходимо, прежде всего, увеличить редактируемый фрагмент до 200 и более процентов. Далее следует аккуратно, точно по границе, выделить участок корректируемого слоя агата, пересеченный трещиной, с помощью “полигонального лассо” (Polygonal Lasso), не забывая чаще щелкать мышью, закругляя контур кольцевого сектора. “Марширующие муравьи”, появившиеся при замыкании контура, покажут, что участок успешно выделен. Теперь, не боясь повредить соседние слои агата, с помощью инструмента “штамп” надо замазать трещину цветом соответствующего слоя и затем снять выделение. Точно так же следует поступить и со всеми последующими слоями, через которые пролегла трещина.
Если “рубашка” агата в каком-то месте повреждена или отсутствует, ее можно легко восстановить. “Полигональным лассо” (Polygonal Lasso) оконтурьте и выделите дефектный участок с желаемым очертанием его обновляемой “одежды”. Инструментом “штамп” клонируйте выбранный бездефектный участок “рубашки” на выделенный контур, и целехонький агат предстанет перед вами.
Если на фото имеется несколько камней, расположенных хаотично, а хотелось бы как-то их упорядочить и создать определенный зазор между ними, поможет следующий прием. После кадрирования и создания однородного фона, с чем мы познакомились ранее, нам предстоит поместить каждый камень в отведенное ему место, т.е. переместить его. Однородный фон помогает это сделать достаточно быстро. “Полигональным лассо” (Polygonal Lasso) выделяется прямоугольник, включающий камень с охватывающим его участком фона. На панели инструментов кликом мыши активизируется инструмент “перемещение” (Move) -правый в верхнем ряду, затем выделенный прямоугольник нажатой левой клавишей мыши перетаскивается на нужное место и фиксируется снятием с него выделения. Аналогично поступают и с другими камнями. Если нужная площадка занято другим камнем, можно временно переместить мешающий камень с частью фона в любое свободное место. Если фон на снимке создавался с помощью цвета фона (задний квадрат на панели инструментов), то при перемещении камня никакой “дырки” не образуется.
Если вы хотите написать на фото какой-либо текст, активизируйте инструмент “Текст” (Type), спрятанный под иконкой Т. На панели опций появятся соответствующие поля. Задав в них определенный шифр, его кегль и цвет букв (щелчком мыши на цветовом прямоугольнике вызывается окно “Сборщик цветов” (Color Picker) и выбирается нужный цвет), определите место для текста и печатайте. Корректировку расположения текста производите, активизировав инструмент “перемещение” (Move). Теперь изображение состоит из двух слоев – (снимок и текст), которые надо объединить. Для этого в меню “Окно” (Window) задайте строку “Слои” (Layers). В появившейся палитре нажмите кнопку, раскрывающую меню (круглая кнопка с направленной вправо стрелкой – расположена под кнопкой закрытия палитры) и в выпавшем списке выберите команду “Выполнить сведение” (Merge Visible или Flatten Image). Оба слоя (их может быть и больше) объединятся, и палитру можно закрыть. Последняя операция – усиление резкости фильтром “нечеткая маска” (Unsharp Mask).
В процессе работы всегда имейте в виду, что каждое диалоговое окно (палитру), появившееся в неудобном месте и закрывающее нужный фрагмент снимка, можно перетащить в любое место за строку заголовка нажатой левой клавишей мыши. Значок, расположенный в правом нижнем углу палитры, служит для ее уменьшения или увеличения: движение мышью по стрелке вглубь палитры уменьшает ее, движение наружу – увеличивает.
Конечно, в Photoshop много и других инструментов, выполняющих описанные выше и многие другие функции, однако и представленный здесь набор обеспечивает основной спектр работ по корректировке фотоизображений не только образцов минералов, но и многих других объектов. Освоение новых инструментов и приемов редактирования пополнит арсенал камнелюбителя новыми возможностями, расширит фотографический кругозор, поднимет его авторитет среди коллег.
В.И. Дворядкин
обновление:
2007. 03. 23
|