старт
где? - где?-1 - что?
кто?
когда?
литература
Новый мир камня
Alevs03 | Alevs5 |
клуб
поиск по сайту
фототека
новое фото
новое на сайте
музеи | сокращения
обновление: 2007. 05. 28

В.И. Дворядкин

Photoshop редактирует “портрет” минерала

В декабре 2006 г. мною на сайте http://geo.web.ru/druza/ была опубликована статья “Минералы под прицелом цифрового фотоаппарата”. Мои друзья-коллекционеры, прочитавшие статью, посоветовали мне расширить тематику, касающуюся обработки снимков в Photoshop, систематизировать материал применительно к этапам редактирования минералов, указать примерное время обработки на каждой из операций. Идя навстречу этим пожеланиям, я переработал ранее выложенный на сайте материал и подготовил новую редакцию статьи, которую предлагаю вниманию всем заинтересованным читателям, увлекающимся минералами и их фотографированием.

Введение

Для чего вообще нужна обработка снимков в Photoshop, разве фотоаппарат не справляется со своей задачей делать сразу хорошие снимки, пригодные к печати? Такие вопросы часто задают люди, напуганные содержанием увесистых книг по компьютерной обработке снимков с помощью программы Photoshop. К сожалению, на этот вопрос приходится ответить отрицательно. Две категории факторов влияют на качество снимка: объективные и субъективные.

К объективным относятся погрешности, свойственные цифровой технике, находящейся еще только на подступах к высокой ступени развития: “шумы”, возникающие из-за паразитных токов в цепи управления вследствие размещения на матрице размером 1/2,5 дюйма (у цифрового компакта) нескольких миллионов светочувствительных ячеек, а также из-за использования аппаратом, при недостатке света при съемке, высокой светочувствительности, генерирующей повышенный шум; цветовые сдвиги – как результат трудностей для автоматики камеры поддерживать баланс белого при различных условиях освещения; недостаточная резкость – часть резкости теряется при оцифровке световых импульсов и формировании изображения внутри самого фотоаппарата.

К субъективным относятся недостатки, вносимые в изображение самим фотографом. У профессионального фотографа их меньше, у любителя – больше. Вот только некоторые из ошибок: перекос образца в кадре, излишний фон, посторонние предметы на фоне, обрезанная верхушка образца из-за параллакса, передержка (недодержка), неправильная точка съемки, обнажившая видимые дефекты минерала, “шевеленка” при съемке с рук и др. Плюс ко всему, фотографу было бы желательно написать на снимке сопроводительный текст.

Ну, как вы считаете, стоит поработать над таким снимком или сразу его в печать? Тут даже махровый скептик почешет репу и, скрепя сердце, будет вынужден сказать да. Однако ему будет приятно узнать, что из всего многообразия инструментов и функций, заложенных в программе Photoshop, мы будем использовать лишь некоторые, а сами операции со снимком, изложение которых в статье занимает целую страницу, на практике осуществляются за 1-2 минуты.

На основании опыта компьютерного редактирования снимков можно предложить следующую полную последовательную схему корректировки и исправления дефектов фотоизображений образцов минералов в программе Photoshop. Сразу оговорюсь, что в зависимости от исходного качества изображения образца некоторые из перечисленных операций редактирования могут быть пропущены. Какие и сколько - каждый решает для себя сам. Далее. Каждая из операций может выполняться несколькими инструментами, но мы будем рассматривать один, наиболее удобный, исходя из сложившейся практики. Если кто не согласен, пусть изложит свою версию. Итак, схема нашей работы со снимками в Photoshop такова:

1. Краткое знакомство с программой Photoshop.

2. Кадрирование изображения.

3. Создание нового временного фона.

4. Тоновая коррекция изображения.

5. Коррекция цветового баланса и насыщенности.

6. Препарирование “внешности” образца.

7. Повышение резкости изображения

8. Установка окончательного фона.

9. Создание текста на изображении.

10. Сканирование и последующая обработка оцифрованных снимков.

1. Краткое знакомство с программой Photoshop

Одним из важнейших преимуществ фотоизображений, получаемых с помощью цифровых аппаратов и сканеров, является возможность их дальнейшего редактирования с использованием специальных программ, позволяющих исправить подавляющее большинство погрешностей, допущенных при съемке. Одной из наиболее популярных из числа продвинутых программ, предназначенных для этих целей, является впервые представленная на рынке издательской техники компанией Adobe в 1990 году программа Photoshop, получившая, как начальная версия, индекс “1”. В последующие годы эта программа усложнялась, обзаводилась новыми инструментами и функциями, а затем оказалась на гребне волны цифровой фотографии. В 2001 г. появилась 7 версия, в 2003 – версия CS, в 2005 – версия CS2. Ведутся работы по дальнейшему совершенствованию этого уникального графического пакета.

Несколько слов следует сказать о Программе “Adobe Photoshop 7”, с помощью которой мы будем редактировать снимки минералов.

Работа в этом графическом редакторе обстоятельно и доходчиво описана в ряде книг (Александр Тайц и Александра Тайц “Самоучитель Adobe Photoshop 7”, БХВ-Петербург, 2005 и др.). Аналогичная литература имеется и с описанием практики редактирования фотоснимков с использованием более поздних, еще более усложненных, версий программы Photoshop. Литература с описанием одной из этих программ должна стать настольной книгой каждого обладателя цифрового аппарата. В связи с этим, изложение последующего материала рассчитано на читателя, знакомого с одним из вариантов программы и установившего ее в компьютере, предпочтительнее в русифицированном варианте.

Сначала познакомимся с главным окном программы, где мы будем “издеваться” над изображением нашего образца минерала. В левой части окна вертикально расположена панель инструментов, используемых для редактирования изображений. Внизу этой панели расположены индикаторы основного и фонового цветов, имеющие вид квадратов. В верхней части окна под строкой заголовка “Adobe Photoshop” размещается строка меню, в которой расположены основные элементы редактирования, такие как Файл (File), Редактирование (Edit), Изображение (Image), Слой (Layer), Выделение (Select), Фильтр (Filter) и др., с помощью которых можно выполнять различные операции с изображением или его фрагментами. Расположенная ниже панель опций, по умолчанию размещенная непосредственно над рабочей частью главного окна, состоит из горизонтальных полей, обновляемых количественно и качественно при активизации каждого из инструментов для установления параметров его воздействия на изображение.

2. Кадрирование изображения

Первое, что часто бросается в глаза, когда мы открываем фотографию минерала в окне программы, это отсутствие центровки, перекос образца в кадре, избыточная площадь фона. Эти недостатки легко устраняются кадрированием с помощью инструмента “Рамка” (Crop), размещенного на вертикальной панели в левой части окна программы (третий сверху по левой стороне панели). При активизации этого инструмента (кликом мышью на его иконке) его символ в пределах кадра заменяет указатель мыши. До начала кадрирования целесообразно на панели опций установить параметры будущего снимка: ширину, высоту и разрешение. Если вы собираетесь в дальнейшем печатать снимки в формате 10х15 см с разрешением 300 ppi, то установите эти параметры и отцентрируйте изображение на этапе кадрирования. (Так вы будете гарантированы от того, что при печати у вас будет отрезана часть изображения по ширине, т.к. фотоаппарат снимает кадр с соотношением сторон 3:4 и при высоте 15 см его ширина будет 11,25 см).

Перетащив указатель мыши из левого верхнего в нижний правый угол и отпустив клавишу мыши, мы создадим рамку кадрирования с заданным соотношением сторон 2:3, за пределами которой изображение будет затемнено. Двунаправленная стрелка, появляющаяся при помещении указателя мыши на маркеры в углах рамки кадрирования, позволяет растягивать или сужать кадр до нужного размера, добавлять или уменьшать фон в нужных местах, центрируя объект съемки. Односторонняя стрелка, появляющаяся при помещении курсора на любую из сторон рамки, позволяет двигать рамку в любом направлении, не меняя ее размера. Для устранения перекоса камня следует подвести указатель мыши к нижней линии рамки и при появлении дугообразной двунаправленной стрелки слегка развернуть мышь таким образом, чтобы рамка повернулась и выровняла композицию фотоснимка. Точную установку при этом можно произвести, подведя в нужное место одну из сторон рамки с помощью односторонней стрелки. Проведя все необходимые манипуляции, фиксируем положение нажатием на клавишу Enter. Отмена операций, осуществленных этим инструментом, производится клавишей Esc и командой “Назад” (Undo) меню “Редактирование” (Edit).

Если все было сделано верно, то в окне программы перед нами предстанет кадрированное изображение минерала. Но какой же невзрачный фон окружает наш камень! И не мудрено, ведь при съемке мы не уделяли этому компоненту какого-то особого внимания. И правильно делали! Ибо нашему камню с помощью Photoshop мы можем создать такой фон, который в максимальной степени подчеркнет его достоинства. Но это будет позднее, а сейчас мы остановимся на создании более простого фона. Для сведения: время, затрачиваемое на операцию кадрирование, составляет от 1 до 1,5 мин.

3. Создание нового временного фона

3.1. Знакомство с инструментами выделения “Лассо”

Прежде чем создать новый фон необходимо удалить существующий. Успешно решается этот вопрос с применением инструментов “Магнитное лассо” (Magnetic Lasso) и “Полигональное лассо” (Polygonal Lasso). Они расположены непосредственно над “Рамкой” (Crop) под одной иконкой. Здесь необходимо пояснить, что подавляющее большинство корректировок фотографий в программе Photoshop осуществляется с использованием инструментов выделения. Выделение объекта позволяет производить с ним множество различных операций без риска затронуть соседние объекты и фон. Процесс выделения является очень ответственной и весьма непростой операцией, требующей терпения и точности. К числу наиболее эффективных инструментов, пригодных для этих целей, относятся и названные лассо. Чтобы активизировать инструмент, необходимо правой клавишей мыши кликнуть на его иконке на панели инструментов и левой клавишей выбрать желаемое лассо.

Магнитное лассо” (Magnetic Lasso) эффективно работает в условиях ощутимого контраста между изображением и фоном, позволяя выделить объект, обводя его по контуру. Параметры панели опций, расположенной над изображением, регулируют различные аспекты применения этого инструмента.

В поле “Ширина” (Width) задается ширина коридора, в котором программа ищет границу. Чем крупнее объект и чем он контрастнее относительно фона, тем бульшим можно выбрать ее значение. В поле “Контраст края” (Elge Contrast) устанавливается минимальный контраст между граничными цветами, чтобы программа их различила. По умолчанию это значение составляет 10%. Параметр “Частота” (Frequency) определяет, насколько часто программа расставляет фиксированные точки на границе. Чем более ровная у образца граница, тем меньше можно брать эту величину. Начните с 70%, а дальше – корректируйте.

Для более точной обводки любым из применяемых лассо целесообразно увеличить масштаб объекта до 200%. На панели инструментов “Лупа” (Zoom) расположена справа от “Руки” (Hand) над индикатором, отображающим цвет фона. Инструмент активизируется щелчком мыши. При этом указатель мыши превращается в лупу: каждый щелчок мышью на изображении увеличивает его размер. Чтобы увеличенный участок образца, интересующий нас, расположился удобно для редактирования, следует щелкать мышью, наведя ее указатель на этот участок. Для уменьшения масштаба щелчок должен производиться при нажатой клавише Alt.

Подведя “хоботок” лассо к границе выделения, щелчком мыши мы начинаем обводку минерала по контуру, завершая ее в начальной точке. Если изображение минерала выходит за рамки видимой зоны, нажатием клавиши “Пробел” можно прерывать обводку и появившемся инструментом “Рука” (Hand) сдвигать изображение в нужную сторону для продолжения обводки с того места, где мы ее прервали. Замкнув контур, необходимо снова щелкнуть клавишей мыши: по всему контуру возникнет движение пунктирных линий, называемое в Photoshop “марширующими муравьями”. Поскольку нашей задачей является замена цвета фона, в выпадающем списке строки меню “Выделение” (Select), мы выбираем команду “Инвертировать выделение” (Inverse), переводя “муравьиное движение” с объекта на фон. Мы почти у цели, но вынуждены прервать наш урок, чтобы познакомиться с другим лассо.

Другой инструмент, - “Полигональное лассо” (Polygonal Lasso) - эффективно выделяет объекты с прямыми сторонами. Активизировав инструмент, необходимо щелкнуть мышью на точке контура, принятой за начальную, и переместить указатель мыши по прямой линии до точки изгиба, где следует снова щелкнуть мышью и продолжать так до замыкания всего контура в начальной точке. Щелчок мышью завершит выделение, порадовав нас “марширующими муравьями”. Как и в случае использования магнитного лассо, для более точного выделения объекта его масштаб следует увеличить до 200%. Выделив образец и задав команду “Инвертировать выделение” (Inverse) в строке меню “Выделение” (Select), мы подготовили наш фон к замене. Несмотря на прямолинейность действий “Полигонального лассо”, его использование весьма эффективно для корректировки наружного контура минерала, в т.ч. для выравнивания поверхности, корректировки формы кристаллов, удаления остатков старого фона, а также для “очистки” образца от пальцев ассистента, поддерживающего неустойчивый камень во время его фотосъемки.

3.2. Создание фона для одиночных образцов

Теперь очередной задачей, стоящей перед нами, является установка для нашего образца требуемого фона, цвет которого настраивается на панели инструментов. Для этого надо щелкнуть мышью на его индикаторе (заднем цветном квадрате) и в появившемся диалоговом окне “Сборщик цветов” (Color Picker) выбрать нужный оттенок на вертикальной спектральной шкале, щелкнув на предпочтительном цвете. В обновившемся цветном квадрате диалогового окна установите кружок указателя мыши на желаемый оттенок цвета и нажмите левую клавишу. (Поскольку мы выбираем в качестве фона белый цвет, то щелкнуть мышью следует в левом верхнем углу квадрата). При этом верхняя половина малого квадрата диалогового окна окрашивается выбранным цветом, а щелчок мышью на ОК приводит к такой же окраске индикатора фона. Осталась последняя, самая приятная операция: нажав клавиши Ctrl +Delete, вы увидите, как белый фон заполнит снимок. Если вы ошиблись и случайно залили цветом фона изображение камня, не пугайтесь. В строке меню нажмите “Редактирование” (Edit) и в выпавшем списке выберите команду “Назад” (Undo). Камень вернется к вам. Подумайте, почему вышла такая промашка, и действуйте дальше.… Если вас все устраивает, кликните в меню “Выделение” (Select) строку “Убрать выделение” (Deselect). Если что-то упущено, и надо вернуть выделение, щелкните в том же меню на строке “Выделить заново” (Reselect) и “муравьиное движение” появится снова.

3.3. Создание фона для группы образцов

Мы рассмотрели с вами создание фона для одиночных образцов. Но в практике часто встречаются случаи, когда на снимке изображено несколько разных минералов или несколько образцов какого-то одного минерала. Для редактирования в Photoshop качественный состав образцов роли не играет, значение имеет только количество объектов. Работа по созданию нового фона начинается, как и в случае с одиночным образцом, с выделения объектов одним из инструментов лассо. Разница только в том, что в нашем случае для этого инструмента мы на панели Опций активизируем кнопку “Добавить к выделению” (Add to selection), обеспечивающую возможность последовательного выделения с помощью лассо всех образцов с созданием вокруг каждого из них “муравьиного движения”. При этом возле курсора-указателя появляется маленький знак “плюс”, указывающий на добавление объектов к первоначально выделенному. Далее следуем по знакомому пути. Войдя в меню “Выделение” (Select), выбираем команду “Инвертировать выделение” (Inverse). “Муравьи” побежали по границам кадра, оставаясь и вокруг образцов, что свидетельствует о выделении существующего фона. Задаем в индикаторе фона на панели инструментов белый цвет (через диалоговое окно “Сборщик цветов”) и нажимаем клавиши Ctrl +Delete. Цвет фона меняется на белый.

Если необходимо упорядочить на снимке несколько хаотично расположенных камней и создать определенный зазор между ними, поможет следующий прием. После кадрирования и создания однородного фона, с чем мы только что познакомились, нам предстоит поместить каждый камень в отведенное ему место, т.е. переместить его. Однородный фон помогает это сделать достаточно быстро. “Полигональным лассо” (Polygonal Lasso) выделяется прямоугольник, включающий камень с охватывающим его участком фона. Кликом мыши активизируется инструмент “Перемещение” (Move), размещенный в правом верхнем ряду панели инструментов. Затем выделенный прямоугольник нажатой левой клавишей мыши перетаскивается на нужное место и фиксируется снятием с него выделения. Аналогично поступают и с другими камнями. Если нужная площадка оказывается занятой, можно временно переместить мешающий камень с частью фона в любое свободное место. Поскольку фон на снимке создавался с помощью индикатора цвета фона, то при перемещении камня никакой “дырки” не образуется.

Итак, на этом этапе мы создали белый фон для удобства проведения дальнейших операций по корректировке снимка. К созданию более сложных фонов мы вернемся позднее. Необходимо также иметь в виду, что почти все дальнейшие операции должны вестись с выделенными объектами, т.к. в противном случае вносимые в изображение изменения будут затрагивать и фон, который желательно сохранять неизменным. Для сведения: время, затрачиваемое на проведение каждой из рассмотренных операций замены фона, составляет 2,5 – 3 мин.

4. Тоновая коррекция изображения

Тоновая корректировка снимка необходима, если изображение кажется вам недостаточно сбалансированным тонально, т.е. соотношение света и тени на снимке явно нарушено в пользу одного из них. В подавляющем большинстве случаев эта проблема легко решаема. Суть тоновой коррекции состоит в перераспределении светов и теней в изображении, т. е. в регулировке яркости и контрастности.

4.1. Знакомство с инструментом “Волшебная палочка”

Для начала выделим наши образцы, чтобы корректировка относилась не ко всему изображению, а только к этим объектам. Вот тут-то мы и применим новый инструмент, называемый “Волшебной палочкой” (Magic Wand), который расположен под инструментом “Перемещение” (Move). (“Волшебная палочка” является самым удобным инструментом для выделения одноцветного фона и должна применяться в случаях, когда в процессе редактирования “утеряно” выделение объекта или фона). Активизировав эту “Палочку”, поставим флажок в поле “Непрерывный” (Contiguous) на панели Опций, чтобы исключить воздействие инструмента на наши образцы. При щелчке на однородном фоне весь этот фон полностью выделяется, и, произведя “Инвертирование” (Inverse) в строке меню “Выделение” (Select), мы автоматически выделим и все наши объекты. Если образец на снимке представлен в единственном числе, все только что изложенное относится и к нему.

Здесь необходимо сделать маленькое лирическое отступление. Все выделения “Волшебной палочкой” будут только повторять контуры образцов, ранее выделенных одним из инструментов лассо. Уповать на то, что эта палочка волшебным образом исправит недостатки первоначального выделения, к сожалению, не приходится. Поэтому, еще раз обращаю ваше внимание на то, что первоначальному выделению объектов (раздел 3) надо уделить особое внимание.

Если необходимо отдельно редактировать каждый образец из группы, представленной на снимке, поступаем следующим образом: удаляем общее выделение командой (Deselect) и произвольно с захватом фона обводим с помощью “Полигонального лассо” этот образец. Активизируем “Волшебную палочку” и, нажав клавишу Alt, щелкаем мышью на фоне, оставленном при образце. Камень будет выделен и окружен “бегущими муравьями”. (Так же поступают и с другими образцами, находящимися на снимке, после корректировки предыдущих и снятия с них выделений).

4.2. Корректировка снимка с помощью гистограммы

Выделив образцы, мы, тем самым, подготовились к их тоновой корректировке. Далее мы входим в меню “Изображение” (Image) и в строке “Регулировка” (Adjust) - выбираем команду “Уровни” (Levels). При этом открывается соответствующее диалоговое окно с гистограммой, представляющей собой график уровней яркостей – по горизонтали, и числа пикселей, обладающих этой яркостью, – по вертикали. Под гистограммой находятся три бегунка, настраивающие темные, средние и светлые тона изображения. (Другие параметры окна практически не используются). Перемещение левого бегунка вправо усиливает черный тон, правого влево - осветляет изображение, а манипуляции средним бегунком изменяют промежуточные тона: влево - осветляют, вправо - затемняют. Суть корректировки изображения заключается в растягивании тонового диапазона за счет удаления как темных, так и светлых пикселей, представленных слишком малым количеством. На практике, левый бегунок передвигается вправо до уровня заметного подъема кривой, а правый бегунок – влево, до того же уровня. Щелчок на ОК растягивает кривую по горизонтальной оси, улучшая тональность снимка. Можно воспользоваться автоматической корректировкой уровней, выбрав в строке “Регулировка” (Adjust) команду “Автоуровни” (Auto Levels), и если результат вас не удовлетворит, произвести коррекцию вручную с помощью бегунков. Указанные регулировки позволяют добиться четкого изображения с оптимальной тональностью.

Теперь попытаемся убрать тени и блики на отдельных кристаллах. Здесь нам на помощь придет та же команда “Уровни”, но уже относящаяся к конкретному фрагменту изображения. Для начала выделим этот фрагмент одним из лассо и применим к нему команду “Регулировка” (Adjust) - “Уровни” (Levels). Изменения тона с помощью бегунков будет относиться только к выделенному фрагменту: тени будут высветлены, блики – полностью или частично нейтрализованы. Возможные погрешности (видимые границы переходов, разная тональность и др.) можно будет исправить с помощью инструмента “Штамп” (Clone Stamp), рассмотренного ниже.

4.3. Коррекция тональности в диалоговом окне “Яркость/Контраст”

Помимо “Уровней” (Levels) выпадающее меню строки “Регулировки” (Adjust) содержит команду “Яркость / Контраст” (Brightness/Contrast), которую можно использовать для корректировки соответствующих тоновых параметров предварительно выделенных образцов. Эта команда действует как на объект в целом, так и на его фрагменты, которые в этом случае выделяются индивидуально. Работа в диалоговом окне этой команды весьма проста: следует двигать каждый из двух бегунков влево-вправо, уменьшая или увеличивая яркость и контраст. Чтобы видеть, как коррекция отражается на изображении, следует установить флажок на поле “Предварительный просмотр” (Preview). Для сведения: время, затраченное на операцию по тоновой корректировке снимка, составляет 1 – 2 мин.

5. Коррекция цветового баланса и насыщенности

В ряде случаев из-за условий съемки на снимке преобладает какой-либо один цвет. Кадры, снятые в помещении, имеют желтый оттенок, снятые на воздухе – голубой. Снимки при лампах дневного цвета имеют зеленоватый оттенок. Такое явление носит название “цветовой сдвиг”, другими словами - цветовой дисбаланс.

Если цветовой баланс снимка нарушен, в программе Photoshop имеются специальные диалоговые окна “Баланс цветов” (Color Balance) и “Оттенок / Насыщение” (Hue/Saturation) для его коррекции. Эти окна вызываются соответствующими командами из выпадающего списка строки “Регулировка” (Adjust) меню “Изображение” (Image). В первом из названных окон регулируются противоположные цвета: голубой – красный, фиолетовый – зеленый, желтый – синий. Суть настройки заключается в перемещении бегунков в этих парах цветов в сторону тех из них, которые надо добавить, чтобы нейтрализовать преобладающие на снимке цвета. Флажок в поле “Предварительный просмотр” (Preview) позволит визуально наблюдать за изменением цвета нашего образца. В разделе “Тоновый баланс” (Tone Balance) следует выбрать “Средние тона” (Midtones) и установить флажок “Сохранить яркость” (Preserve Luminosity).

Во втором диалоговом окне можно менять оттенки всех основных цветов, их насыщенность и яркость. Для этого в раскрывающемся списке “Редактирование” (Edit) выбираются нужные из 6-ти цветов и с помощью 3-х бегунков настраиваются указанные параметры. Для наших же целей вполне достаточно выбрать строку “Мастер” (Master) и получить возможность, передвигая бегунки, плавно управлять всей гаммой изображения, а также менять насыщенность и яркость всех цветов одновременно. Особенно эффектно смотрится повышение цветовой насыщенности (средняя шкала), которое пригодно не только для изображений минералов, но и для улучшения любых снимков. Для сведения: время на корректировку цветового баланса снимка составляет от 1 до 1,5 мин.

6. Препарирование “внешности” образца

6.1. О компьютерном “препарировании” снимков минералов

До сих пор мы наводили косметический лоск на наш образец, теперь мы поработаем над его “внешностью” более основательно. Что вы делаете с образцами, когда их препарируете? Вы отбиваете молотком лишнюю породу, удаляете поломанные кристаллы, вытравливаете налеты окислов и растворимые в кислотах минералы, закрывающие нужные вам кристаллы. Вы готовы идти на все, чтобы препарированный образец являл собой эталон изящества и красоты. Увы, если все эти ухищрения и удаются, то крайне редко. И наоборот, если вам не удастся с помощью программы Photoshop превратить изображение минерала в маленький шедевр, - это нонсенс. Цифровая фотография помогает реализовать потаенную мечту каждого коллекционера об идеальном образце. Попробуем в этом ему помочь.

6.2. Препарирование изъянов периметра образца

Начнем с “препарирования” контура изображения. В отличие от натурного образца здесь можно не опасаться, что мы отколем что-то лишнее. В случае ошибки всегда можно вернуться назад. Прежде всего следует обратить внимание на основание образца и инструментом “Лассо полигональное” (Polygonal Lasso) сформировать желаемый профиль, замкнув контур на фоне. Теперь, нажав клавиши Ctrl + Delete, мы отсекаем от образца все, что наметили, переводя это в фон. Последовательно проводя аналогичные действия, мы отредактируем изображение образца по всему его периметру.

Как упоминалось ранее, с помощью выделения этим лассо можно проредить кристаллы, граничащие с фоном, придать нужную форму этим кристаллам, сгладить выступающие части и острые углы, удалить остатки старого фона. Упомянутая комбинация клавиш при нажатии замещает вырезанные части минерала цветом фона. В случае ошибки можно вернуться назад, выбрав команду “Редактирование” (Edit) - “Назад” (Undo).

6.3. Инструмент “Клонирующий штамп” и его возможности

Несколько сложнее производить корректировку фрагментов внутри самого образца. Здесь нам понадобится новый инструмент, иконка которого на панели инструментов смотрится как штемпель и именуется “Rubber Stamp”. Кликом правой клавиши мыши по этой иконке вызывается меню, в котором левой клавишей выбирается строка “Клонирующий штамп” (Clone Stamp). Теперь указатель мыши превращается в штемпель, который мы будем в дальнейшем называть “Штамп”. Что может делать этот инструмент? Устранять практически любые недостатки изображения: заделывать каверны, затушевывать сколы, ликвидировать трещины, воссоздавать естественную корку на агатах, восстанавливать и убирать кристаллы, клонировать интересные элементы на другие участки изображения и т.д.

6.4. Устранение “Штампом” раковины в агате

Вам надо убрать раковину в агате? Пожалуйста. Активизируем “Штамп”, находим на агате участок, которым было бы целесообразно закрыть дырку и, предварительно нажав клавишу Alt, щелкаем мышкой на этом участке. Теперь мы можем закрашивать раковину пикселями выбранного участка, двигая наш инструмент нажатой клавишей мыши по дефектной части агата.

Но мы немного забежали вперед. Сначала надо задаться некоторыми параметрами, расположенными на панели Опций. Во-первых, установить диаметр кисти (Brush), которой мы клонируем фрагмент. С кистями надо обязательно поэкспериментировать, т.к. конкретных рекомендаций по их параметрам дать невозможно. Но, чем тоньше работа, тем меньше должен быть диаметр кисти и наоборот. Кисть может быть жесткой или мягкой. Можно рекомендовать начать с мягкой. Во-вторых, надо решить, будем ли мы клонировать на место раковины какой-то конкретный фрагмент, или просто ретушировать дефект близлежащими пикселями. В первом случае следует поставить флажок на опции “Выравнивание” (Aligned), во втором - не ставить, или снять имеющийся. Далее, мы как бы стираем “Штампом” дефект. При флажке на опции “Выравнивание” (Aligned) место дефекта постепенно замещается выбранным нами фрагментом.

6.5. “Выращивание” кристалла инструментом “Штамп”

Если источником пикселей был кристалл, то точно такой же кристалл образуется на месте дефекта. Надо учитывать, однако, что ось этого клона будет строго параллельна оси исходного кристалла. При клонировании приходится также точно рассчитать точку привязки, чтобы кристалл “вырос” в нужном месте и постараться сделать незаметным стык на границе клонированного и оставшегося участков. На помощь и здесь приходит инструмент “Штамп”. Задав опцию “Мутность” (Opacity) небольшим процентом (15-20%) и применив мягкую кисть, мы ретушируем стык, добиваясь нужного эффекта. Нет нужды напоминать, что вся эта процедура делается с привлечением “Лупы” (Zoom) и увеличением до 200%.

6.6. Знакомство с командами трансформации “Поворот” и “Масштаб”

Другим, более продвинутым и универсальным способом восстановления поврежденного или отсутствующего кристалла, а также добавления в друзу нового, является перемещение клона кристалла, с поворотом и, при необходимости, изменением размера применительно к намеченному месту его “посадки”. Итак, аккуратно выделяем наш “эталонный” кристалл инструментом “Лассо полигональное” (Polygonal Lasso), активизируем инструмент “Перемещение” (Move) и перетаскиваем наш кристалл, при нажатой клавише Alt, к месту его дислокации. Наш оригинал остался на месте, но с его копией сразу же возникают проблемы: надо изменить угол посадки, уменьшить или увеличить масштаб, чтобы вписаться в друзу, не нарушая ее гармонии. Да, не соскучишься с этими кристаллами! Но продолжим. В меню “Редактирование” (Edit) нажимаем строку “Трансформация” (Transform), где последовательно выбираем команды “Поворот” (Rotate) и “Масштаб” (Scale).

При выборе команды “Поворот” вокруг выделенного кристалла появляется габаритная рамка с манипуляторами в виде полых квадратиков в углах и на серединах сторон. За ее пределами указатель принимает вид закругленной двойной стрелочки. Щелкнув мышью, тащите указатель по кругу вокруг центральной точки до создания требуемого угла, после чего отпустите кнопку мыши. Внутри рамки указатель принимает форму короткой стрелки, позволяющей двигать кристалл в любом направлении. Манипулируя поворотом (центральную точку можно перетащить в любое место нажатым указателем мыши) и перемещением кристалла, мы можем установить его точно на предусмотренное для него место.

Если кристалл окажется великоват, или, наоборот, маловат, выбирайте команду “Масштаб”. Снова появится рамка с манипуляторами. Чтобы изменить оба размера кристалла, сохранив пропорции, следует перемещать угловые манипуляторы, удерживая нажатой клавишу Shift. Перетаскивая манипуляторы на серединах сторон, вы меняете либо ширину, либо высоту объекта. По завершении операции по подгонке кристалла следует нажать кнопку с галочкой на правой стороне панели Опций и снять выделение. Аналогичным образом можно “вырастить” и другие недостающие в друзе кристаллы.

6.7. Корректировка “рубашки” и трещин в агате

Наиболее кропотливая работа ожидает того, кто задумает работать с агатами. Зачастую неприятная трещина пронизывает множество тонких агатовых слоев разных оттенков, каждый из которых требует индивидуального подхода. Для достижения хороших результатов необходимо, прежде всего, увеличить редактируемый фрагмент до 200 и более процентов. Далее следует аккуратно, точно по границе оттенка, выделить участок корректируемого слоя агата, пересеченный трещиной, с помощью “Полигонального лассо” (Polygonal Lasso), не забывая чаще щелкать мышью, закругляя контур кольцевого сектора. “Марширующие муравьи”, появившиеся при замыкании контура, покажут, что участок успешно выделен. Теперь, не боясь повредить соседние слои агата, с помощью инструмента “Штамп” надо замазать трещину цветом выделенного оттенка и затем снять выделение. Точно так же следует поступить и со всеми последующими слоями, через которые пролегла трещина.

Если “рубашка” агата в каком-то месте повреждена, срезана из-за параллакса или отсутствует, ее можно легко восстановить. “Полигональным лассо” (Polygonal Lasso) оконтурьте и выделите дефектный участок с желаемым очертанием его обновляемой “одежды”. Инструментом “Штамп” клонируйте выбранный бездефектный участок “рубашки” на выделенный контур, затем снимите выделение, и целехонький агат предстанет перед вами. Для сведения: время, затрачиваемое на проведение этих операций, отнесенных к творческим, ограничивается лишь вашей фантазией.

7. Повышение резкости изображения.

Как уже отмечалось, объективные и субъективные факторы при съемке частично снижают резкость изображения. Кроме того, тоновая и цветовая коррекция также может приводить к потере мелких деталей. Тем не менее, положение можно исправить за счет применения специального фильтра, осуществляющего визуальное усиление контурной резкости.

Используя “Волшебную палочку”, выделите фон, а затем образец, инвертируя выделение. В списке меню “Фильтр” (Filter) выберите “Резкость” (Sharpen) и в ней команду “Нечеткая маска” (Unsharp Mask). На экране появится одноименное диалоговое окно с полем просмотра в увеличенном масштабе. Фрагмент, по которому определяется изменение резкости, выбирается курсором на рабочем изображении. Изменение резкости можно наблюдать и применительно ко всему изображению, если установить флажок в поле “Предварительный просмотр” (Preview). Главным параметром является “Радиус” (Radius), задающий ширину контрастной области вокруг границ. Эта величина задается в долях пикселя в пределах от 0,1 до 2,0. Бульшие величины искажают цветовой баланс снимка. Если изображение предназначено для экранного просмотра, предпочтение следует отдать величине 0,5, а для печати с разрешением 300 ppi – около 2. Небольшая излишняя резкость при этом нивелируется при печати за счет некоторого растекания капель чернил по бумаге. Параметр “Количество” или “Сила” (Amount) управляет степенью усиления контрастности и выбирается от 100 до 500%. Параметр “Порог” (Threshold) можно оставить равным 0, хотя некоторые издания рекомендуют его величину от 2 до 6. Рекомендовать какие-то конкретные значения упомянутых параметров не представляется возможным, т.к. из-за влияния разных факторов при съемке и редактировании снимков они могут в значительной степени отличаться. Эти показатели следует устанавливать опытным путем. Фиксация выбранных параметров производится нажатием кнопки ОК. Для сведения: продолжительность операции по корректировке резкости, при определенном навыке, составляет 1 - 1,5 мин.

8. Установка окончательного фона

До сих пор мы с вами создавали однородный цветной фон. (Кстати, белый фон, созданный нами ранее, можно не менять, экономя тем самым дорогостоящие цветные чернила при печати на собственном принтере). А может ли Photoshop создать более сложный фон, например, одноцветный с постепенным переходом от темного тона к светлому, двухцветный – с плавным переходом от одного цвета к другому, или даже текстурный? Может. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

8.1. Создание градиентного фона

Первые два варианта фона создаются с помощью инструмента, называемого “Градиент” (Gradient), размещенного в середине правой половины панели.

Итак, начинаем. В качестве примера создадим градиент ясного неба, которое характеризуется постепенным переходом голубого цвета от светлого на горизонте до насыщенного тона в зените. Активизируем инструмент “Градиент”. Устанавливаем в индикаторах цветов на панели инструментов в качестве основного цвета – синий, фонового цвета – светло-голубой. На панели Опций выбираем наиболее часто применяемый первый образец палитры инструментов - линейный градиент – “от основного цвета к фоновому” (Foreground to Background). Инструментом “Волшебная палочка” сразу выделяется наш белый фон (выделяется не своим белым цветом, а “марширующими муравьями!”). Далее мы ставим курсор мыши, превратившийся в тонкий крестик, на верхнюю границу кадра и, щелкнув, перетаскиваем указатель сверху вниз. Результат тот, который мы и ожидали увидеть: плавный переход синего цвета в светло-голубой. Установив флажок в поле “Реверсия” (Reverse) панели Опций, и повторив операцию, мы получим обратную картину, как, впрочем, и в первом варианте, если начнем проводку указателем снизу вверх. Градиент можно создать и в горизонтальной плоскости, если проводить вектор горизонтально, и диагонально, начиная проводку с угла. Если при этом держать нажатой клавишу Shift, то линия проводки будет строго вертикальна, горизонтальна или по диагонали.

Раз уж мы взяли в качестве примера небо, попробуем создать на нем двухцветный градиент, предположив, что небо синее, а закат красный. Как и в первом случае, предполагается, для упрощения, что линия горизонта проходит по нижней границе снимка. (В пейзажном снимке, естественно, выделению подлежит только небо). Порядок действий аналогичен предыдущему варианту: активизируем “Градиент”, основной цвет выбираем синий, фоновый – красный. Флажок с поля “Реверсия” (Reverse) на панели Опций снимаем. Задействуем тот же линейный вариант градиента.

Чтобы перейти к созданию нового градиента, надо предварительно удалить имеющийся. Для этого мы отменяем ряд операций командой “Назад” (Undo) в строке меню “Редактирование” (Edit) вплоть до выделенного “муравьями” белого фона. Затем проводим вектор градиента сверху вниз и через несколько секунд видим, как синее небо плавно переходит в красное, закатное небо, окружая наш минерал. Поняв суть процесса, можете дальше экспериментировать с градиентным переходом между различными цветами, с различными типами градиентов, выведенными на панель Опций.

8.2. Создание текстурного фона

Текстурный фон создается с помощью фильтров Texturizer, выбираемых в группе Texture меню Фильтр (Filter) панели Опций. Порядок создания такого фона уже другой: снимаем выделение с нашего объекта и фона, подбираем нужную текстуру в диалоговом окне фильтров Texturizer (Bricks – кирпичи, Burlap – мешковина, Canvas – холст, Sandstone – песчаник) и с помощью бегунков Scaling и Relief выбираем масштаб и контрастность текстуры. Чтобы оценить будущую структуру левой кнопкой (со знаком минус) уменьшаем увеличение просмотрового квадрата диалогового окна, по умолчанию составляющее 100%, до значения аналогичного параметра снимка. Если реальная картина нас устраивает, запоминаем или записываем все установленные нами параметры и закрываем диалоговое окно. Далее, “Волшебной палочкой” выделяем наш белый фон, входим в диалоговое окно фильтра Texturizer (имейте в виду, что теперь текстура не видна, т.к. выделение не попадает в зону просмотрового окна), восстанавливаем ранее настроенные нами параметры по текстурам и численным значениям бегунков, так как они могли измениться, и нажимаем ОК. Для сведения: время создания любого из описанных фонов составляет 1 – 1,5 мин.

Итак, мы с вами рассмотрели создание разных вариантов фонов, и наверняка один из них уже радует ваш глаз. Осталось нанести на этот фон последний штрих – сопроводительный текст.

9. Создание текста на изображении

Часто на снимке под изображением минерала необходимо написать какой-либо сопроводительный текст (например, название минерала, его размеры, месторождение и т.д.). Как правило, его следует писать после окончательной установки фона, т.к. цвет букв должен четко выделяться на этом фоне.

9.1. Знакомство с инструментом “Текст” и палитрой “Символ”

Инструмент “Текст” (Type) активизируется щелчком мыши на иконке Т. При этом на панели Опций появляются соответствующие поля, в которых задаются основные параметры: гарнитура шрифта, его кегль (подбирается экспериментально соразмерно образцу) и цвет букв. Для установки цвета букв щелчком мыши на поле цвета панели Опций вызывается окно “Сборщик цветов” (Color Picker), выбирается нужный колер и нажимается ОК. Далее щелчком на фоне вызывается мерцающий курсор и вводится текст. Имейте в виду, что текст не переносится автоматически: чтобы начать новую строку, надо нажать на клавишу “Enter”. Исправление текста производится обычным образом, как в программе Word. Для изменения параметров шрифта и расстояния между строками после ввода текста можно воспользоваться палитрой “Символ” (Character), вызываемой нажатием крайне правой кнопки на панели Опций. Перед установлением новых атрибутов форматирования текст необходимо выделить проводкой по нему нажатой мышью. Выделенный текст воспримет все ваши последующие изменения. Сразу после ввода или изменения текст можно перемещать по полю снимка в любое место курсором, при смещении с текста принимающим вид крестика со стрелкой. Завершается работа с текстовым слоем нажатием кнопки с галочкой на панели Опций.

9.2. Знакомство с палитрой “Окно” и сведением слоев

Теперь изображение состоит из двух слоев – (фон, которым является наш снимок, и текст), что отчетливо видно в палитре, вызываемой щелчком по строке “Слои” (Layers) меню “Окно” (Window). Если вы не успели исправить или перетащить текст в подходящее для этого место, отчаиваться не стоит. Активизируйте в палитре текстовый слой (он окрасится синим цветом) и вызовите инструмент “Перемещение” (Move). Щелкнув мышью в пределах кадра, перемещайте курсор, принявший вид стрелки, вместе с текстом в нужное место. Для сведения слоев в палитре “Слои” нажмите кнопку, раскрывающую меню (круглая кнопка с направленной вправо стрелкой – расположена под кнопкой закрытия палитры) и в выпавшем списке выберите команду “Выполнить сведение” (Merge Visible или Flatten Image). Оба слоя (их может быть и больше) объединятся, и палитру можно закрыть. Далее отредактированный снимок сохраняется в установленном порядке в нужной папке и на “ковер” рабочего окна Photoshop вызывается следующий снимок. Для сведения: время, затраченное на создание текста, составляет 2,5 – 4 мин.

10. Сканирование и последующая обработка результатов

Эта тема идет отдельным разделом, но все те операции, о которых мы говорили в разделах 2 - 9, относятся и к обработке сканированных снимков.

В периодической литературе (журналах, минералогических альманахах и др.), а также в книгах по минералогической тематике, полиграфическое качество которых в настоящее время неизмеримо изменилось в лучшую сторону, появляются нетривиальные снимки минералогических образцов, как из отечественных, так и зарубежных месторождений, представляющие интерес для коллекционеров – любителей. Современные средства оцифровки снимков позволяют практически без потери качества создать копию любого снимка в компьютере, откуда, при необходимости, можно отправить изображение на принтер. В любительской практике этим целям в наибольшей степени отвечают планшетные сканеры. Общеизвестно, что с помощью таких сканеров можно также оцифровывать негативы и слайды.

10.1. Сканирование плоских пластин с рисунчатой поверхностью

Как показывает практика, область применения сканера может быть расширена за счет его использования для сканирования плоских полированных пластин минералов, горных пород и окаменелостей, имеющих интересную рисунчатую поверхность, таких как агаты, яшмы, чароит, малахит и др. Образец укладывается гладкой поверхностью на предварительно тщательно протертое стекло сканера, укрывается плотной темной материей, чтобы не было паразитных засветок оптического сенсора, и прикрывается крышкой. В установках сканера во вкладке “Главная” задается 48-битовый режим, позволяющий создавать файлы с глубиной цвета в 16 бит на каждый из 3-х каналов цветовой модели RGB, используемой в мониторах и большинстве цифровых фотоаппаратов. Разрешение сканера устанавливается в зависимости от размера образца. Если его параметры близки к стандартному формату 10х15 см и в дальнейшем его снимок будет распечатан в масштабе 1:1, то разрешение устанавливается в 300 dpi. Если размер образца меньше, то разрешение берется соответственно больше, и наоборот (думаю, это ясно и без объяснения). В строке “сглаживание” установите режим - “журнал” или “по умолчанию”. Во вкладке “Усилить” (следующей после “Главной”) необходимо щелкнуть мышью на опции “Уровень” и в появившейся гистограмме с помощью бегунков осветлить изображение камня, если оно в режиме “Предварительный просмотр” (Preview) кажется слишком темным. Другие параметры сканера, заданные “по умолчанию”, можно не менять, имея в виду провести окончательную коррекцию полученного изображения на компьютере в программе Photoshop.

Вполне приемлемые результаты получаются и при сканировании полированных срезов объемных агатов с внутренними полостями. На полученных изображениях кристаллики кварца или аметиста, выстилающие полость, примерно до сантиметра в ее глубину, считая от плоскости среза агата, имели удовлетворительную резкость, постепенно теряя ее по мере дальнейшего углубления. Думаю, что каждому любителю камня, имеющему планшетный сканер, будет интересно самому провести опыты по сканированию поверхности каменных пластин, имеющих интересный рисунок, применив различные режимы и разрешение.

10.2. Проблемы, возникающие при сканировании – “муар” и “шум”

Не следует думать, что сканированные изображения лишены недостатков. К сожалению, иногда после оцифровки на них появляются артефакты: “муар” или “шум”. Как правило, “муар”, возникающий при сканировании, представляет собой видимый, периодически повторяющийся узор в виде разноцветных полос или сетки, проявляющийся при наложении двух и более растровых изображений.

“Шум”, представляющий собой мелкие цветные пятна, разбросанные по всему полю кадра и видимые даже при небольшом увеличении, может возникать как при съемке цифровым аппаратом (в условиях низкой освещенности аппарат использует высокую светочувствительность, приводящую к шуму), так и при сканировании с высоким разрешением журнальных снимков, изначально сфотографированных с низким разрешением.

10.3. Устранение “муара” и “шума”

Если снимок образца минерала имеет фоновый “муар”, то это не должно вызывать беспокойства: как мы уже отмечали, при редактировании изображения образца фон будет заменен. Сложнее, если “муар” образовался непосредственно на минерале (такое может случиться при сканировании тонкополосчатых агатов). В этом случае лучшее решение – снова оцифровать снимок, “поиграв” разными режимами и, в небольшом диапазоне, разрешением. Иногда помогает оцифровка снимка с поворотом оригинала в сканере на 15 градусов против первоначального его расположения, при котором появился муар.

Если на изображении нашего многострадального камня после оцифровки и выведения на экран монитора компьютера вы заметили шум, то имейте в виду, что избавиться от него можно несколькими способами, но мы остановимся на простейших. Откройте проблемный снимок в окне Photoshop и выделите “шумный” объект. Далее войдите в меню “Фильтр” (Filter) и в группе “Размытие” (Blur) выберите фильтр “Размытие по Гауссу” (Gaussian Blur), или в группе “Шум” (Noise) – фильтр “Серединный” (Median), усредняющий области более-менее ровной окраски. В одноименном диалоговом окне любого из этих фильтров поставьте флажок в поле “Предварительный просмотр” (Preview) и, перемещая бегунок, контролируйте в окне просмотра степень размытия. Значение Радиуса (Radius) при этом выбирается минимальным, с таким расчетом, чтобы и шум устранить, и не допустить слишком заметного падения резкости. При этом запомните общее правило для фильтров групп “Размытие” (Blur) и “Шум” (Noise): лучше трижды применить фильтр с R=1, чем один раз с R=3. Затем надо повысить резкость (см. раздел 7), следя за уровнем шума. Для сведения: время, необходимое для проведения этих операций, зависит от объема ваших экспериментов. На удаление “шума” затрачивается не более 1 – 1,5 мин.

Итак, полный цикл “косметического” редактирования снимка образца минерала занимает 10-15 минут, в зависимости от соответствующей практики читателя. Безусловно, первая попытка провести полный цикл коррекции займет значительно больше времени, чем указано, но эту работу надо довести до конца, чтобы понять и прочувствовать логику и инструментарий редактирования в программе Photoshop. В дальнейшем, с приобретением навыков и опыта визуальной оценки качества снимка, некоторые операции можно будет пропустить, сократив время обработки до минимума. Успехов тебе, дорогой читатель!

В.И. Дворядкин

старт
где? - где?-1 - что?
кто?
когда?
литература
Новый мир камня
Alevs03 | Alevs5 |
клуб
поиск по сайту
фототека
новое фото
новое на сайте
музеи | сокращения
обновление: 2007. 05. 28
© Александр Евсеев, 2003 - 2007. © Фото и текст принадлежат авторам, 2007