старт
где?
что?
кто?
когда?
Новый мир камня
Alevs03 | Alevs5 |
клуб
поиск по сайту
фототека
литература
новое на сайте
музеи | сокращения
обновление: 2006. 04. 07

 

В.И. Дворядкин

По минералогическим музеям Парижа

Какой любитель камня, завсегдатай отечественных музеев этого профиля, не мечтает побывать в минералогических музеях других стран, чтобы расширить кругозор и оценить красоту и разнообразие кристаллических и иных форм минералов, выставленных в них.

Воспользовавшись некоторыми привилегиями, вытекающими из членства в Ассоциации друзей Франции, я в начале 2006 г. побывал в Париже “с неофициальным визитом” со статусом вольного туриста. Понятно, что никаких преимуществ у меня по сравнению с другими туристами не было.

Наряду с осмотром достопримечательностей этого красивейшего города Европы, главное внимание было сосредоточено на посещении минералогических музеев города и магазинов по продаже образцов минералов.

Согласно литературным источникам, в Париже находятся 3 специализированных музея, имеющих богатые коллекции минералов со всех континентов. Это, во-первых, старейший во Франции Национальный музей естественной истории, располагающий комплексом зданий, в одном из которых размещается Галерея минералогии. Другим очень популярным музеем является Минералогический музей Горного института. Менее известен Минералогический музей Университета Пьера и Марии Кюри, но и его экспозиция имеет глубокие исторические корни.

Уже будучи в Париже, мне удалось найти адреса 3-х специализированных магазинов, торгующих минералами и изделиями из них.

Галерея минералогии Музея естественной истории.

Галерея находится на территории Ботанического сада (61, Rue de Buffon) и имеет протяженность более 180 метров при ширине 15 м. Экспозиция музея начала формироваться еще в 17 веке на существующей тогда медицинской базе. (Напомню, что до 1808 г., – года выхода Декрета Наполеона о создании новых факультетов, все 20 существующих тогда университетов Франции имели только 4 факультета: теологии, права, медицины и искусств). Одним из первых экспонатов являлась ступка для измельчения крупных лекарственных фракций, изготовленная из серпентина. Дальнейшая специализация и вытеснение медицинской тематики осуществлялись в 18 веке под руководством знаменитого естествоиспытателя Жоржа Бюффона.

В настоящее время этот музей является одним из самых крупных в мире: объем основного коллекционного фонда составляет 243 тысячи предметов хранения, включая коллекцию драгоценных исторических камней из королевской сокровищницы. Основная экспозиция Галереи является постоянно действующей и, ставя своей целью показ разнообразия минералов планеты, включает в себя систематику типов минералов и классификацию их месторождений. Значительное место занимают мемориальные коллекции, переданные музею частными лицами, в том числе выдающимся кристаллографом Рене Гаюи. Эта часть зала, на мой взгляд, имеет академическую направленность и, адресованная в первую очередь специалистам, студентам – геологам, минерологам и др., менее интересна для непосвященной аудитории. По этой причине посещение ее не всегда доступно для широкой публики.

Для посетителей же, не обремененных специальными знаниями, к коим я причисляю и себя, постоянно открыта выставка образцов минералов, найденных в не столь отдаленные времена. Экспозиция располагается на двух этажах правого от входа крыла галереи - нулевом (по нашему - первом) и подвальном. На нулевом этаже выставлены гигантские кристаллы – 80 образцов, среди которых 40 кристаллов весят от 100 до 4000 кг. Среди них абсолютно совершенные, без видимых дефектов, кристаллы горного хрусталя, мориона, амазонита, топаза, аквамарина, морганита, слюды. Эти образцы были специально закуплены французским правительством в 1982 году у Бразилии для пополнения фондов музея уникальными кристаллами. Кроме того, в 1990 г. музей приобрел еще ряд кристаллов из пегматитов Бразилии и 2 прекрасных золотых самородка, найденных в Калифорнии (США).

В самом удаленном от входа углу этого этажа демонстрируются минералы, люминесцирующие под воздействием ультрафиолетового света. Состав этих экспонатов аналогичен набору минералов, облучаемых на отечественных выставках (кальцит, гипс, флюорит, опал, содалит, виллемит, урановые минералы и т.д.), хотя сами образцы здесь заметно крупнее наших и практически люминесцируют по всей поверхности.

В подвальном помещении этого крыла Галереи в отделенных друг от друга нишах располагаются образцы хорошо знакомых минералов, представляющих месторождения всего мира. Витрины в нишах сформированы, в основном, по типам минералов, хотя встречаются и смешанные варианты. Обращают на себя внимание некоторые карбонаты, в т.ч. крупные образцы малахита из Заира и азурита из Франции в одной из ниш. Очень эффектно смотрятся флюориты голубого, зеленого, желтого и розового цветов, а также яркие щетки крокоита и вульфенита. Традиционно глаз задерживается на витрине с драгоценными камнями, где превалируют разноцветные турмалины, в том числе и полихромные, как в отдельных кристаллах, так и на породе; голубые (из Мурзинки) и желтые (из Бразилии) топазы. В одной из витрин привлекает внимание кристалл розового берилла на матрице, великолепен кунцит почти красного цвета из Афганистана. Значительную часть одной из витрин занимают крупные кристаллы ярко голубых аквамаринов на щетке мусковита из Пакистана. Разнообразные минералы, относящиеся к классам окислов, фосфатов, сульфатов, карбонатов, также широко представлены в витринах в виде неплохих образцов из традиционных месторождений.

Оценивая образцы, представленные для широкой публики, можно отметить уникальность выставленных гигантских кристаллов и их идеальное состояние. Другие минералы, экспонируемые в подвальном помещении, за исключением некоторых, не превосходят по уровню привлекательности образцы наших ведущих отечественных музеев. Мне показалось, что демонстрируемые образцы не подвергались препарированию и выставлены в том виде, как они были добыты.

Минералогический музей Горного института.

Минералогический музей Горного института размещается по адресу: 60, boulevard Saint-Michel. Созданный на основании решения Королевского Совета в 1783 году Горный институт первоначально располагался на территории отеля Моне. В 1790 году его деятельность была прекращена и возобновилась лишь в 1794 году, когда в нем стал работать известнейший кристаллограф Рене Жюст Гаюи (1743-1822 гг.), назначенный хранителем Кабинета минералогии. Гаюи в тот период являлся профессором всех крупнейших учебных и исследовательских институтов Франции: Горного института, Высшей школы, Музея естественной истории, а также Сорбонны. С 1794 по 1802 год институт располагался в отеле Де Муши. Работая в нем, Гаюи в 1801 году опубликовал свой важнейший Трактат по минералогии, просуммировав все знания и достижения науки того времени в этой области, а также опираясь на собственные кристаллографические исследования тысяч образцов, находящихся в его рабочем кабинете.

В 1802 году решением Наполеона Бонапарта Горный институт был передислоцирован в Альпы, в местечко Песей, возле которого находилась горнорудная шахта. Как было объяснено: наука должна быть ближе к практике. Это учебное заведение, названное Горным институтом Мон-Блан, просуществовало до 1814 года, когда власть Наполеона уже пошатнулась. В 1815 году в Париж вслед за институтом вернулась и его коллекция минералов. Новым “домом” для Горного института и его коллекции стал отель Вандом, где экспозиция получила, наконец, постоянную прописку.

В настоящее время экспозиционный фонд институтского Музея, насчитывающий свыше 100 тысяч образцов, является одним из крупнейших в мире. 80 тысяч из них представляют систематическую коллекцию, 15000 – горные породы, 4000 – руды, 700 – драгоценные камни, 400 – метеориты. Экспозиция музея, имеющая учебно-практическую направленность, размещается в галерее, протянувшейся в длину на 100м, с окнами, выходящими в Люксембургский сад. В ней на строго научной основе подобраны и систематизированы геологические материалы, собранные во Франции (в первую очередь) и за ее пределами. В основу систематики положено деление минералов на группы по типам химических соединений. Есть в зале и тематические экспозиции по отдельным направлениям, углубляющим теоретические познания студентов о минеральном мире.

Меня же в составе музейной экспозиции интересовали образцы, выделяющиеся размерами, красотой и интенсивностью окраски, изяществом кристаллографических форм, необычными формами выделения. С этих позиций к лучшим образцам коллекции можно отнести прекрасные друзы горного хрусталя из альпийских месторождений Франции, великолепные образцы азурита и куприта в крупнокристаллической форме из месторождения Шесси (Франция), изумительной чистоты кристалл ортоклаза с о-ва Мадагаскар. Уникальные образцы темно-синего вивианита из недр Камеруна вызывают удивление и восхищение: в друзе кристаллы достигают высоты 1,2м, в отдельных кристаллах – 75 и 60 см. Другой минерал, также относящийся к фосфатам, ванадинит представлен традиционно прекрасными образцами из Марокко. Среди сульфидов эффектно смотрятся друзы пирита из Мексики, образец реальгара с о-ва Корсика (Франция), щетка киновари размером 12 х 8 см с крупными (от 2 до 3 см) темно-малиновыми кристаллами. Из сульфатов выделяются прозрачностью и законченностью формы кристаллы гипса из европейских месторождений, а также кристаллы голубого целестина в жеодах, найденных на Мадагаскаре. Лучшими образцами из карбонатов можно считать родохрозит, представленный в щетках из Германии и Намибии, арагонит - из месторождений Венгрии, Испании, Италии и Австрии, а также уже упоминавшийся азурит. В этой же группе приятно удивляют разнообразием окраски и кристаллографических форм кристаллы кальцита из месторождений Марокко, Франции, Великобритании. Нельзя обойти вниманием и не отметить эстетическую привлекательность образцов крокоита (Тасмания) и вульфенита из Мексики и США.

Надо заметить, что среди многообразия экспонируемых минералов есть и российские представители: образцы топаза, берилла, циркона, малахита, актинолита, мусковита и др., впрочем, довольно посредственного качества.

Оценивая коллекцию Горного института, хочу заметить, что, на мой непрофессиональный взгляд, лишь несколько процентов от общего числа экспонатов может быть отнесено к образцам, вызывающим эстетический интерес при их созерцании. Остальные образцы, по моим представлениям, имеют средний уровень качества и эмоционального воздействия на посетителя не производят, что, впрочем, вполне соответствует задачам учебного характера, т.к. ориентирует студентов на реальные, а не на приукрашенные представления о минеральном мире нашей планеты.

Кроме того, к сожалению, наши отечественные минералы, получившие в последние десятилетия довольно широкое распространение у нас, слабо представлены в экспозиции института. Нашим минералогическим музеям следовало бы проявить инициативу и предложить соответствующим музеям Франции рассмотреть возможность взаимовыгодных обменов или покупки российских традиционных минералов, в частности, с полиметаллических и боросиликатных месторождений Дальнегорского рудного поля.

Минералогический музей Университета Пьера и Марии Кюри.

Фонд образцов минералогического музея Университета составляет одну из наиболее давних коллекций. Первоначально эта коллекция находилась в университете Сорбонна. Её комплектование началось сразу же после создания Кафедры минералогии в 1809 г., получившей самостоятельность в составе Факультета математических и физических наук, созданного декретом Наполеона во всех университетах Франции годом ранее. В последующие годы эта коллекция постоянно пополнялась за счет новых находок, путем обмена, покупок, а также за счет дарений. Находясь в составе Сорбонны, коллекция по разным причинам несколько раз меняла адрес “прописки”. В 1970 г. было признано целесообразным передать коллекцию Университету супругов Кюри, где по адресу: 4, place Jussieu и был открыт новый минералогический музей, более доступный для широкой публики, чем ранее.

Коллекция университетского музея насчитывает порядка 25000 единиц хранения, из которых 2000 самых красивых образцов, а также наиболее значимых для промышленных и художественных целей представителей минерального мира, находятся в экспозиции. Экспонаты содержатся в 24 панорамных, доступных со всех четырех сторон, трехъярусных стеклянных витринах.

В размещении образцов прослеживается общепринятая систематика группирования минералов по типам химических соединений, однако в экспозиции представлены только те из них, которые отличаются изысканностью и разнообразием форм, безукоризненным качеством кристаллов, интенсивностью окраски. Прекрасная экспозиция музея позволяет предположить, что этот музей интересен, в первую очередь, для широкой публики (туристов, студентов-гуманитариев, школьников и др.), слабо разбирающейся в тонкостях и хитросплетениях минерального мира, но понимающей толк в красоте, эстетике камня и в житейском применении некоторых из его представителей. Профессионалы же и студенты-геологи для своих научных и учебных целей могут воспользоваться обширнейшей экспозицией двух других минералогических музеев Парижа.

Не имея возможности описать всё великолепие минералов, экспонируемых в зале, остановлюсь лишь на некоторых. В первой витрине широко представлены самородные металлы – золото, серебро, медь в виде кристаллов, листочков, веточек. Но эта витрина, скорее всего, лишь неизбежная дань той классической систематике, без которой экспозиция становится хаотичной. Все поистине прекрасное начинается дальше, - глаза разбегаются от многообразия и многоцветья образцов, доступных для рассмотрения со всех сторон. Завораживают своей красотой и насыщенностью цвета великолепные щетки крокоита (20 см) из Тасмании, вульфенита (16 см) из Мексики, ванадинита из Марокко. Потрясающе хорош огромный (45 см) розовый кристалл кунцита из Афганистана. В одной из витрин представлены великолепные друзы кварца из разных месторождений, а также крупный двойник кварца (17 см) из Бразилии. Очень симпатично выглядит друза белого кварца с головками кристаллов нежно-розового цвета (США).

Заслуживают внимания прекрасные флюориты из Испании, уникальный (20 см) кристалл ильменита (Замбия), крупный (15 см) кристалл тетраэдрита из Франции, изумительной чистоты и геометрии кристалл гипса (10 см) из Мексики, очаровательная друза крупных (12 см) кристаллов кальцита оранжевого цвета.

Нельзя равнодушно пройти мимо витрины с драгоценными камнями, где представлено все их разнообразие в широкой палитре цветов. Как крупная объемная снежинка смотрится кристалл почти прозрачного церуссита (20 см) из Намибии, очаровывает образец купросклодовскита (10 см) из Заира, с густыми зелеными волосовидными кристаллами. Потрясающе выглядит образец (35 см) из США, в котором на фоне зелено-голубых кристаллов амазонита высятся черные кристаллы мориона. Запоминается идеальная по качеству группа из 4-х голубых кристаллов аквамарина разной высоты на основании из мусковита (Пакистан).

Крупные голубые кристаллы целестина в жеодах с о-ва Мадагаскар вызывают восторженные эмоции, так же как и замечательные образцы из Индии, представляющие собой друзы кристаллов зеленоватого апофиллита, желтоватого стильбита, полупрозрачного сколецита и мезолита – в виде белого “пушистого ежика”.

Я перечислил здесь лишь малую толику увиденного великолепия, и, будучи твердо уверен, что “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, советую при поездке в Париж обязательно посетить этот музей.

Не могу сказать, как обстоят дела в других странах, а во Франции в минералогических музеях фотографировать запрещено. При этом, в Минералогической галерее и музее Университета об этом напоминают при входе в зал размещения экспозиции, а в Горном институте - в зале постоянно дежурит служитель музея и следит за порядком. При мне сделали замечание одному из посетителей, рискнувшему нарушить установленные правила, сфотографировав одну из витрин музея Университета. В условиях слабого освещения зала мощный свет вспышки фотокамеры сразу привлёк внимание администрации музея, располагавшейся неподалеку.

Идти по стопам этого нарушителя было бессмысленно, но и оставлять без внимания уникальные создания природы было нельзя. Пришлось пойти на жертву – отключить вспышку. А что это значит в условиях тусклого освещения, невозможности пользования штативом и съемке “из-под полы”? Это значит, что выдержка будет порядка секунды, и избежать дрожания рук и “шевеленки” камеры не удастся. В результате снимки будут нерезкими и никаким “фотошопом” на компьютере этого уже не исправишь. В Галерее и Университете, где напрямую за посетителями не следили, мне удалось сделать несколько кадров, но, как я и предполагал, из-за нерезкости качество снимков оставляло желать лучшего. Бдительность служащей в музее Горного института не позволила сфотографировать интересные объекты даже без вспышки.

Помимо минералогических музеев, мне было также интересно посетить парижские магазины, продающие камни, чтобы сравнить предлагаемый покупателям ассортимент минералов и цены на них с московскими. Путем довольно непростых опросов таких торговых точек было выявлено три.

Один из магазинов находится на острове Сен-Луи по адресу: 92, Rue St-Louis en l'ile, владелец - Alain Carion. Занимаемое помещение небольшое - порядка 25 м2, образцы выставлены вдоль стен на стеллажах в несколько ярусов. В центре помещения, на большом столе, размещается традиционная мелочь: полированная галька разнообразных халцедонов и других яркоокрашенных камней, а также разные небольшие кристаллы гранатов, горного хрусталя, аметиста и цитрина (выколоток из жеод), арагонита, пирита и др.

Образцы на стеллажах представляют собой очень привлекательный коллекционный материал, при этом многие из них по своим параметрам (крупные размеры, яркие проявления доминирующего минерала, целостность кристаллов, грамотное, не бросающееся в глаза, препарирование и т.д.) вполне могут быть отнесены к музейным. В основном, на стеллажах выставлены распространенные минералы известных месторождений: полировки и почки малахита, щетки азурита, крокоита, ванадинита, пластины аргентинского родохрозита, агатов, яшм, жеоды с целестином, аметистом, цитрином, друзы горного хрусталя, аметиста, антимонита, кристаллы разнообразных драгоценных камней, куски афганского лазурита, желваки бирюзы, минералы из Пумы (Индия) и многие другие. При этом цены, как на мелочь, так и на все остальные образцы, очень высокие. По приблизительным прикидкам равноценные аналоги камням, продаваемым у нас на развалах ВВЦ, стоят здесь в 3-4 раз дороже.

Другой точкой по продаже минералов является один из множества торговых бутиков на площадке нижнего горизонта музея Лувр (“Le Carrousel du Louvre” 99, rue de Rivoli). Площадь торгового зала этого магазина составляет порядка 50-60 м2. Образцы минералов и изделия из них располагаются вдоль стен от самого пола и почти до потолка. Здесь ассортимент минералов богаче, чем у Alain Carion, но сами образцы, в основном, скромнее и по размеру, и по качеству (хотя есть и выдающиеся образцы). Перечислять продаваемые здесь камни не имеет смысла – это популярные у коллекционеров минералы в классической форме, многие из которых стали доступными у нас в стране, благодаря расширению географии поездок отечественных продавцов камней. Цены на продаваемые здесь образцы более умеренные и превышают отечественные аналоги лишь в 1,5-2 раза.

Магазин “Минералы Бразилии” - это третья торговая точка, найденная мною по адресу: 86, Rue de Miromesnil. Вопреки названию, здесь продаются образцы со всего мира, хотя наибольшее представительство имеют камни из Бразилии. Несмотря на тесноту помещения, 2 закутка отведены под исконно бразильские минералы: один – под аметистовые жеоды, другой - под горный хрусталь.

В первом – на стеллажах вдоль стен выставлены многочисленные жеоды, высотой от 20см до 1метра и более, инкрустированные аметистом и цитрином разной цветовой гаммы: от светлых до темных оттенков. Особенно эффектны жеоды с полостями, в которых на цветном кварце покоятся светлые кристаллы кальцита или гипса. Цены на жеоды упомянутых мною размеров колеблются от 200 до 3000 €. Уникальный же образец размером 115х46х23 см может стоить до 15000 €. Колебания цен зависят как от высоты, так и от ширины и глубины жеоды, а также от интенсивности цвета полости и наличия в ней включений.

В другом закутке – царство горного хрусталя: многочисленные друзы и отдельные кристаллы заполняют полки этого помещения. Цены на друзы колеблются от 20 (за небольшие, из 2-3 кристаллов) – до 300 € и более за крупные образцы с прозрачными идеальной сохранности кристаллами. Высоко оценены и единичные кристаллы крупных размеров.

Остальные камни по качеству либо не отличаются, либо незначительно уступают продаваемым в упомянутых выше торговых точках Парижа. При этом цены на ряд образцов (пластины агатов, гальку цветных халцедонов, “тигрового” и “соколиного глаза”, кристаллы распространенных минералов, друзы и кристаллы кварца, да, пожалуй, и аметистовые жеоды) сопоставимы с нашими ценами на ВВЦ. Другие минералы продаются несколько дороже, с коэффициентом до 1,5.

Главный вывод из посещения магазинов по продаже минералов не нов: как в России, так и за рубежом при большой партии одноименного камня цены на образцы существенно снижаются и становятся доступными для любителей. Именно так можно оценить тот факт, что в магазине “Бразильские минералы”, торгующем, в отличие от других двух магазинов, по умеренным ценам, достаточно много покупателей минералов и изделий из них.

Поездкой в Париж я остался очень доволен: незабываемы впечатления от достопримечательностей города, его музеев мирового значения, и даже от небольших магазинчиков, где я купил кое-что из минералов. Теперь Париж ждет Вас!

Январь 2006 г.

Дворядкин В.И.

старт
где?
что?
кто?
когда?
Новый мир камня
Alevs03 | Alevs5 |
клуб
поиск по сайту
фототека
литература
новое на сайте
музеи | сокращения
обновление: 2006. 04. 07