ПРЕДИСЛОВИЕ
Актуальность подготовки специального учебного
пособия по курсу "Минералогия с основами
кристаллографии и петрографии" определяется
несколькими причинами:
1. Большинство существующих учебников и учебных
пособий по минералогии, кристаллографии
петрографии (А.В.Миловский, О.В.Кононов
- 1982, Н.А. Смольянинов - 1972, А.Г.Булах - 1989, А.А.Годовиков
- 1975, Ю.К.Егоров-Тисменко и др.- 1992 ) или выпущены
давно и за прошедшие годы стали
библиографической редкостью или рассчитаны на
прохождение студентами более полных курсов, в
каждом из которых вопросы кристаллографии,
минералогии и петрографии рассматриваются
гораздо более подробно, но без учета специфики
подготовки студентов по специальности
"Почвоведение и агрохимия".
2. В последние 5-10 лет, благодаря развитию современной техники и, прежде всего,
электронной микроскопии, получены новые уникальные данные
об особенностях состава и кристаллохимии силикатов, которые
нельзя не учитывать при подготовке специалистов в Московском Государственном
университете и которые авторы в доступной
форме пытаются передать студентам.
Настоящее учебное пособие имеет целевое
назначение - оно предназначено для студентов 2
курса факультета почвоведения,
слушающих курс "Минералогия с основами
кристаллографии и петрографии."
Программа курса "Минералогия с основами
кристаллографии и петрографии" рассчитана на 54
часа, включая 10 лекций и 13 лабораторных занятий.
Задачей курса является рассмотрение
особенностей химического состава и внутреннего
строения главных породообразующих и акцессорных
минералов, слагающих верхние горизонты земной
коры и являющихся субстратом при образовании
почвенного покрова. В соответствии с
поставленной задачей студенты в ходе
лабораторных занятий со специально подобранными
коллекциями минералов и другими наглядными
пособиями (модели кристаллов и кристаллических
структур минералов, определители и т.д.) должны
получить практические навыки макроскопической
диагностики минералов и квалифицированного
описания отдельных кристаллов минералов в
различных генетических ассоциациях.
Предусмотрена также самостоятельная работа
студентов с коллекциями минералов и наглядными
пособиями на кафедре и в минералогическом музее.
Пособие содержит необходимые сведения по всем
вопросам, которые рассматриваются на
практических занятиях. Оно позволит студентам
понять логику и последовательность
макроскопического описания минералов, освоить
определение основных физических свойств
минералов и их диагностику, сориентирует
выпускников факультета в разнообразии наиболее
распространенных минералов, условиях их
образования и областях практического
применения.
Пособие полностью соответствует типовой
программе курса для студентов этого потока, а
также плану проведения практических занятий.
Совместно с лекционным материалом оно даст ответ
на все вопросы программы.
Предлагаемое учебное пособие позволит
студентам, изучающим курс, лучше подготовиться к
регулярным опросам, проводимым на лабораторных
занятиях и к написанию контрольных работ и
рефератов после прохождения соответствующих
теоретических и практических разделов курса.
Особенно необходимо подчеркнуть, что энание
минералов невозможно без самостоятельных
занятий с коллекциями минералов. Трудности у
большинства студентов вызывают также навыки
самостоятельной диагностики минералов: не сразу
удается верно определить твердость минералов,
распознать оттенки его цвета, особенности
блеска, выявить спайность. Здесь необходимо
желание студентов научиться этому и
определенное упорство в достижении цели.
Минералогию невозможно изучать дома по
учебникам, не затратив достаточно серьезных
усилий на практическую самостоятельную работу с
минералогическими коллекциями.
Учебное пособие может быть полезным для
самостоятельной работы студентам других
специальностей, а также всем, кто интересуется
минералогией.
Оглавление| Следующая
страница
|