Все о геологии :: на главную страницу! Геовикипедия 
wiki.web.ru 
Поиск  
  Rambler's Top100 Service
 Главная страница  Конференции: Календарь / Материалы  Каталог ссылок    Словарь       Форумы        В помощь студенту     Последние поступления
   Геология >> Геоэкология >> Экологическая геология | Тезисы
 Обсудить в форуме  Добавить новое сообщение

Научная конференция ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, ноябрь 2011 года
СЕКЦИЯ ГЕОЛОГИЯ

содержание
МУЗЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ - НОВЫЙ ФОРМАТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПАЛЕОНТОЛОГИИ
Е.М. Тесакова

Смена научной и образовательной парадигмы в постсоветской России повлекла за собой неизбежность новых форм и методик преподавания в высшей школе. Это особенно актуально для мало востребованных в новых условиях отраслей науки, таких как палеонтология. Резкое сужение сферы применения привело к критическому сокращению числа студентов палеонтологов и сильному снижению их начального образовательного уровня. Хуже всего, что новые студенты уже не столь хорошо усваивают предмет, преподаваемый им классическим образом. Причины две: первая и главная - появление компьютера в раннем детстве и, как следствие, привычка к очень быстрому, очень плотному и весьма поверхностному усвоению информации (информация в картинках), что противоречит классическому обучению, основанному на методичном чтении книг и учебников. Вторая причина - снижение общеобразовательного уровня в средней школе и, как следствие, неспособность студентов справляться с обязательной программой.

Однако палеонтология - наука консервативная, и многие новые современные методики преподавания к ней неприменимы. Но именно эта консервативность (специалистом становятся, лишь отсмотрев и запомнив огромное число фоссилий), позволяет открыть новое направление в преподавании палеонтологии - музейное обучение.

Цель у аудиторного и музейного обучения одна - преподать предмет. Задачи и методики - разные. Аудиторное обучение закладывает теоретическую основу курса, знакомит с базовыми объектами (типичными представителями), дает практические навыки и умения. Музейное обучение позволяет, с одной стороны - проводить обобщения, с другой - углубляться в частности и исключения, восполняет недостатки аудиторных коллекций, многократно расширяя и дополняя иллюстративную базу, включая уникальные образцы.

Особые возможности музейного обучения заключаются в ярком эмоциональном настрое, возникающем во время его посещения. Преподнесенное в неформальной, красивой, можно сказать праздничной обстановке, знание впитывается не только умом, но и душой, всегда стремящейся к прекрасному, что создает чрезвычайно благоприятную почву для интенсивного эмоционального обучения. В такие минуты мозг способен вместить и удержать большее количество информации, чем обычно (больше информации за то же время). Более того, эмоционально окрашенная новая информация существенно легче взаимодействует с уже имеющейся, что приводит к возникновению из разрозненных фрагментов знания более объемной и целостной картины (лучшее владение материалом), чем в результате классического аудиторного обучения, и достигается этот результат гораздо быстрее (повышается скорость обучения).

Музейное обучение может быть трех типов, которые различаются по целям и методикам, и применяются в зависимости от конкретной поставленной задачи.

I. Первое, это регулярное посещение музея в течение долгого времени, когда методично отсматривается только та часть экспозиции, которая отвечает теме занятия. Поэтому вся экспозиция бывает освоена только к концу цикла, но достаточно полно.

II. Второе, это однократное посещение музея с экскурсией, когда студентам показывают иллюстрации к ключевым моментам изучаемого курса. В этом случае музей бывает осмотрен полностью за один раз, но весьма поверхностно.

III. Третье, это самостоятельная работа студентов в музее.

Ни в коем случае, этот новый формат не может заменить классическое аудиторное обучение, воспитывающее узких специалистов, но применяемое вкупе с ним, позволит достичь гораздо большей универсальности подготовки. Это должно привести к востребованности выпускников не только в сфере фундаментальной науки и ее прикладных областей, но также в разных аспектах музейного дела, в среднем и дополнительном детском образовании, в сфере популяризации науки. Изменяя форму влияния на общество, палеонтология сильно расширяет свои возможности, что, в конечном счете, поможет ей сохраниться как науке.


 См. также
ТезисыТезисы научной конференции ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Апрель 2003 года, Секция ГЕОЛОГИЯ
ТезисыТезисы научной конференции ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2004 года, Секция ГЕОЛОГИЯ
ТезисыГеохимия литогидросферы. Некоторые результаты изучения пограничных морей России. Ю.Н.Гурский: Тезисы научной конференции ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2004 года, Секция ГЕОЛОГИЯ
ТезисыСимплектиты клинопироксена и плагиоклаза в гранат-клинопироксеновых породах Кольского полуострова: продукты реакций прогрессивного гранулитового метаморфизма или результат декомпрессионного разложения омфацита? В.О.Япаскурт, П.Ю.Плечов: Тезисы научной конференции ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2004 года, Секция ГЕОЛОГИЯ
ТезисыГеомиграционное моделирование переноса микробов и вирусов в подземных водах. В.М. Шестаков, И.К. Невечеря: Тезисы научной конференции ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2004 года, Секция ГЕОЛОГИЯ
ТезисыСтроение литосферы по Анголо-Бразильскому геотраверсу по сейсмическим данным. В. Б.Пийп, Р.М.Гылыжов, А.П.Тинакин : Тезисы научной конференции ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2004 года, Секция ГЕОЛОГИЯ
ТезисыСостав метаморфизующих растворов на Парнокском железомарганцевом месторождении (Полярный Урал). Н.Н.Зыкин: Тезисы научной конференции ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2004 года, Секция ГЕОЛОГИЯ

Проект осуществляется при поддержке:
Геологического факультета МГУ,
РФФИ
   

TopList Rambler's Top100