[ Оглавление | Главы : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ]
****Начало горбачевской перестройки ознаменовалось тенденцией увеличения числа объединений по интересам (клубов, групп) одинакового профиля в пределах одного города, даже относительно небольшого. Немаловажную роль в этом процессе сыграла демокра- тизация общества, но она лишь устранила препоны на пути роста числа клубов. Сами же причины этого роста заключаются в другом и рассматриваются в этой главе.
****В 70-е годы в отношении ряда клубов (например, КСП) существовало распространенное мнение, что в городе достаточно иметь только одно подобное заведение. Мнение это было особенно распространено среди работников тех структур, которые само понятие клуба "пасли" в диапазоне между морокой и крамолой. Удивительным же, на наш сегодняшний взгляд, было то, что и большинство клубных активистов как бы находилось под воздействием чар этого административного антиэнтузиазма. На самом же деле, скорее всего, это их состояние-отношение вписывалось в промежуток между инертностью (с таким трудом пробили и удерживаем на плаву этот клуб, так кому-то еще один понадобился!) и ревностью (как приятно быть единственными в своем роде!). Так или иначе, считалось, в частности, что в городе с миллионным населением вряд ли наберется больше интересных авторов и исполнителей, нежели способен переварить один КСП. Аналогичные рассуждения касались и клубов с дорогостоящей базой (к чему лишние затраты!) - таких, как, например, клубы любителей антикварных автомобилей. При этом факторы социально-психологи- ческие не учитывались вовсе.
**** Все же, несмотря на своеобразное это единство представителей столь разных слоев общества, жизненная реальность поставила его (общество) перед, ни больше, ни меньше, как необходимостью существования нескольких однотипных объединений на достаточно ограниченном участке пространства, неизбежностью их размножения.
**** А дело, собственно, вот в чем.
**** Поскольку объединение по интересам является формой организации досуга, члены такого объединения, пытаясь вести себя адекватно, кто невольно, а кто и вольно - стремятся к созданию в нем наиболее благоприятного психологического климата. А так как характеры, вкусы, жизненные принципы различных людей нередко бывают взаимоисключающими, то каждый из них, если он хочет оставаться членом не просто клуба данного профиля, а еще и возможно более бесконфликтного, психологически комфортного, - становится перед необходимостью выбора или создания вновь наиболее подходящей для себя группы. Неформальность отношений и мобильность групп только способствуют появлению таких объединений на все вкусы. Мешает же, повторим, всякого рода инерция, в том числе и перенесенная из сферы официальных отношений (например, в производственных подразделениях), где выбор - понятие экзотическое, а переходы затруднены, ограничены всевозможными резонами (непрерывностью стажа, очередью на квартиру, зарплатой, транспортом, детсадом и т.д.). Создание же своего собственного подразделения (напомним, речь идет о 80-х годах) практически немыслимо. Привычка терпеть несправедливое на- чальство, неважные условия труда, скверный микроклимат и многое другое ради ряда более серьезных выгод механически переносится в сферу досуга.
**** (А, положа руку на сердце, - такие ли уж мы "не такие" сейчас?)
**** Тем не менее, последние годы отмечены массовостью появления альтернативных образований. Альтернативных - потому, что новый клуб, возникший при наличии уже имеющегося, того же профиля, сознательно или интуитивно пытается разрешить какую-либо проблему, неразрешимую в рамках существующего (или всех существующих в пределах досягаемости).
**** Зачастую в таком случае может быть и несколько альтернатив, каждую из которых несложно выделить и проанализировать самостоятельно.
**** Вот наиболее распространенные из них (ярлыки придуманы авторами), а также причины их появления.
**** Перечень можно продолжить, упражняясь в изобретении названий альтернатив.
**** Анализ удовлетворенности клубом всех его членов хотя бы в плане вышеперечисленных причин необходим для того, чтобы избежать весьма распространенной ошибки: многие члены клубных объединений, недовольные родными клубами, причины своего недовольства представляют весьма смутно, а чаще просто не дают себе труда разобраться в них. В лучшем случае, выделяют одну-две наиболее заметных или привычных. Создав новый клуб и попытавшись устранить в нем осознанные недостатки, они повторяют все прочие ошибки и несовершенства старого, обрекая новый на преждевременный кризис. Чтобы избежать этого, необходимы как грамотный анализ причин своего недовольства, так и соответствующие знания в области основного интереса, организации и социальной психологии клубов.
**** Завершая эту главу, авторы предлагают провести самостоятельный анализ аналогичных ситуаций следующим категориям трудящихся практиков:
[ Оглавление | Главы : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ]
Страница взята с сервера Все о Геологии. Оригинальная версия находится на www.bards.ru |