В практике гравиразведки применяются в основном статические гравиметры. Они
основаны на компенсации силы тяжести силой упругости пружины или
силой кручения нити. Гравиметры служат лишь для относительных измерений
ускорения силы тяжести. Абсолютное значение
в i-той точке получают, суммируя известное на исходной точке и измеренное приращение ускорения силы тяжести между i-той и исходной точками.
В гравиметрах 1-го рода мерой изменения ускорения
силы тяжести служит изменение длины пружины, один конец которой закреплен,
а к другому подвешен груз массой m (рис. 1.8, а).
Равновесие в этом случае достигается при , где - длина пружины, - коэффициент
упругости пружины. Проведя измерения на опорной точке , получим
Аналогично в i-той точке будем иметь . Тогда приращение силы тяжести между этими точками можно рассчитать по формуле
| | а | б | Рис.1.8 Пружинная (а) и крутильная (б) системы гравиметров |
Схема чувствительной системы гравиметра 2-го рода
представлена на рис. 1.8, б. Здесь рычаг с грузиком крепится
к горизонтальной упругой нити и под воздействием силы тяжести наклоняется,
закручивая нить. С помощью измерительных пружин с микрометрическим
винтом грузик выводится в горизонтальное положение. Переходя на другую
точку, под воздействием приращения силы тяжести грузик отклоняется.
Для вывода его в горизонтальное положение вновь необходимо использовать
измерительную пружину, а на микрометрическом винте по специальной
шкале взять отсчет Отсюда где - цена деления прибора,
зависящая от его конструктивных особенностей.
Для повышения точности гравиметров применяется астазирование,
т.е. искусственное увеличение чувствительности. Это достигается за
счет того, что упругая система устанавливается в положение, близкое
к неустойчивому, благодаря чему, небольшие изменения ускорения силы тяжести
вызывают большие изменения отсчета по шкале прибора.
На практике обычно используются гравиметры второго
рода. В зависимости от материала, из которого изготовлена чувствительная
система прибора, их делят на кварцевые, металлические и кварцево-металлические.
Наибольшее распространение получили кварцевые гравиметры, например,
отечественные ГАК-4М, ГАГ-2, ГНУ-КС и др. весом до 5 - 6 кг. Поскольку
свойства кварца зависят от температуры, чувствительные системы помещают
в термостатированные сосуды. Однако гравиметры обладают существенным
недостатком - сползанием нуль-пункта, которое необходимо учитывать.
При морских съемках используются гравиметры, чувствительная
система которых находится не в вакууме, а в вязкой жидкости, для
исключения влияния ускорений, вызванных качкой. Высокочастотные изменения
, связанные с качанием подвижного основания, отфильтровываются
путем взятия среднего отсчета за интервал времени. Вблизи берега
используются опускаемые для измерений на дно донные гравиметры. Используются
также цифровые гравиметры, например, СИНТ-РЕКС, выпускаемые в Канаде.
Точность измерений с разными типами гравиметров
на суше составляет 0,01 - 0,5 мГал, при измерениях на море и в
воздухе точность достигает 1 мГал.
Для измерения вторых производных потенциала силы тяжести применяют вариометры и
градиентометры. Гравитационные вариометры 1-го рода измеряют и
2-го рода - и Для измерения вертикального градиента силы тяжести используются
наблюдения гравиметрами на двух высотах. Гравитационные горизонтальные
градиентометры измеряют и
Чувствительным элементом данных
приборов являются крутильные весы, представляющие собой коромысло
с двумя грузиками равной массы на концах, закрепленные на вертикальной
нити. Один грузик располагают выше другого, вследствие чего крутильные
весы имеют вид, показанный на рис. 1.9.
| Рис.1.9 Чувствительная система вариометра: 1 - корпус прибора, 2 - упругая нить, 3 - коромысло, 4 - грузики |
Неоднородности поля силы тяжести вызывают поворот коромысла на определенный угол,
позволяющий судить об их величине. Для определения различных вторых
производных гравитационного потенциала чувствительную систему
устанавливают по нескольким (трем - пяти) азимутам. В градиентометрах
отсчеты берутся визуально, а в вариометрах фиксируются на фотопластинках.
Ограниченное применение данных приборов обусловлено громоздкостью
установки и низкой производительностью.
В разных странах изготовлялись разные вариометры
и градиентометры, в том числе цифровые.
Методика гравиразведки - это целая совокупность тесно связанных
принципов, объясняющих выбор тех или иных решений при проведении
работ в зависимости от геологической задачи, имеющихся материальных
и людских ресурсов. Эти решения касаются выбора конкретной аппаратуры,
проектной точности съемки, густоты сети наблюдений, направления профилей,
способа обработки данных и представления результатов исследований.
Прежде всего следует различать виды работ по месту
их проведения. Здесь выделяют наземную, морскую, воздушную, подземную
и скважинную съемки. Не менее важно разделение по масштабу работ.
Съемки, проводимые для выявления региональных аномалий и наиболее
общих закономерностей структуры поля в масштабах 1 : 200 000 и мельче,
называют региональными. Они дают конкретные сведения лишь о глубинном
строении литосферы. Однако по результатам региональных съемок можно
выделить отдельные крупные аномальные зоны, где затем производятся
так называемые поисковые съемки. Они выполняются в масштабах 1 :
100 000 - 1 : 50 000 и обычно направлены, как и следует из их названия,
на поиск месторождений полезных ископаемых. Если они дают положительный
результат, то это и является основанием предполагать перспективность
данного региона и проведения разведочных съемок в масштабе крупнее
1 : 10 000.
Наземная съемка с гравиметрами иногда называется гравиметровой. Чаще всего
применяется пешеходная съемка, реже для перемещения между пунктами
используется автотранспорт. Его применение позволяет сократить промежутки
времени между наблюдениями на разных точках, что повышает производительность
работ, а также их точность, поскольку позволяет снижать влияние
сползания нуль-пункта. Однако использование автотранспорта повышает
стоимость работ и часто неосуществимо из-за отсутствия дорог. Эпизодически
(как правило, при мелкомасштабных съемках) применяется авиатранспорт.
Обычно используется площадная съемка, при которой
некоторый участок покрывается сетью наблюдений. Маршрутная съемка
проводится по отдельному профилю и не дает достаточной информации
о структуре поля. Она применяется лишь при рекогносцировочных и поисковых
работах.
Одним из важнейших этапов методики является выбор
масштаба съемки. От него зависит и густота сети, поскольку расстояние
между профилями на итоговой карте не должно превышать 1 см в масштабе
съемки. Например, при проведении разведочной съемки в масштабе 1
: 10 000 расстояние между профилями должно составлять не более 100
м. Шаг по профилю (т.е. расстояние между точками профиля) либо равен
расстоянию между профилями (при квадратной съемке), либо меньше него,
но не более чем в 5 раз (при прямоугольной съемке). Профили располагаются
вкрест ожидаемого прости\-рания объектов аномальной плотности. Длина
профиля должна в 5 - 10 раз превышать ширину искомых тел.
Для привязки точек на местности,
внесения редукций необходимо проведение геодезических работ, предшествующих
гравиметрическим. Наличие заранее подготовленных топографических
карт и карт редукций существенно облегчает работу. Привязка точек
производится по аэрофотоснимкам или с помощью теодолитных работ и
нивелировки местности. Однако наиболее высокую точность обеспечивает
привязка с помощью спутников. Для этого имеется специальная аппаратура,
например, GPS.
Методическими инструкциями рекомендуется выполнять
определенные соотношения между масштабами съемок, погрешностью топопривязок,
густотой сети наблюдения и проектной точностью.
Съемки проводятся рейсами, начинающимися и заканчивающимися
на опорных пунктах. Часть рейса между двумя опорными пунктами называется
звеном. Опорная сеть разбивается для учета сползания нуль-пункта
и нахождения абсолютных значений ускорения силы тяжести. Она включает
до 5 - 10% от общего числа точек наблюдения, равномерно распределенных
по площади. Точность определения ускорения силы тяжести на опорных
точках должна в 1,5 - 2 раза превышать точность рядовых наблюдений.
Это достигается использованием более высокоточных приборов, многократными
измерениями на опорных точках, сокращения промежутка времени между
измерениями на соседних точках путем использования транспорта. При
создании опорной сети от 50 до 100% всех наблюдений должны составлять
повторные (контрольные). Существует несколько способов разбивки опорной
сети. Широко распространены измерения по центральной системе, когда
один из опорных пунктов (центральный) имеет связи со всеми остальными,
т.е. соединен с каждым из них одним звеном. Иногда разбивка сети
осуществляется по системам, не предусматривающим наличия центральной
точки.
В нашей стране существует так называемая государственная
сеть, включающая в себя пункты 1, 2 и 3 классов точности, на которых
ускорение силы тяжести измерено с высокой точностью. Расстояния между
этими пунктами составляют около 10 км, что не позволяет использовать
их для выявления аномальных значений поля силы тяжести. Однако, поскольку
на них известны абсолютные значения ускорения силы тяжести, к ним
осуществляется привязка опорных сетей.
Необходимо определять точность
опорной сети, характеризующуюся средней квадратичной ошибкой
. Она получается по контрольным наблюдениям
и рассчитывается по формуле:
где - погрешности ускорения силы тяжести по
контрольным наблюдениям (разность между основным и контрольным замером),
- общее число всех наблюдений, включая контрольные,
- число контролььных точек.
Съемкам на рядовой сети предшествует
исследование гравиметров, включающее в себя определение сползания
нуль-пункта. По этим данным выделяют промежуток времени, в течение
которого сползание нуль-пункта можно считать линейно зависящим от
времени. При рядовой съемке по истечении данного промежутка (1 -
2 часа) необходимо брать замер на одном из опорных пунктов. Съемка
на рядовых пунктах ведется как путем однократных наблюдений, так
и с повторениями при обратном ходе, позволяющем более гибко учитывать
сползание нуль-пункта. Для контроля точности рядовой съемки используются
повторные наблюдения на контрольных точках, составляющих не менее
5 - 10 % от общего числа точек. По ним рассчитывается среднеквадратичная
ошибка рядовой сети по формуле:
где - число контрольных точек.
Назад| Вперед
|