Все о геологии :: на главную страницу! Геовикипедия 
wiki.web.ru 
Поиск  
  Rambler's Top100 Service
 Главная страница  Конференции: Календарь / Материалы  Каталог ссылок    Словарь       Форумы        В помощь студенту     Последние поступления
   Геология | Тезисы
 Обсудить в форуме  Добавить новое сообщение

Совокупная стоимость владения - возможный подход к экономической оценке информационной безопасности

Лугачев М.И.

1. Информация в семантическом и экономическом аспекте.

Информация в контексте анализа безопасности - традиционно рассматривается как единый физический феномен. Вместе с тем существует семиотический подход к анализу информации, выделяющий синтаксический, семантический и прагматический аспекты ее сущности. Это позволяет выделять соответственно количественные, смысловые и ценностные параметры информации. При этом, как известно, информация может существовать в трех видах - как: данные, собственно информация и знания. Данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях. Информация - это обработанные данные, представленные в виде, пригодном для принятия решений или для проведения аналитических исследований. Знания - это обработанная информация, используемая для принятия решений и решения задач, а также сведения о способах обработки информации для приведения ее к виду, пригодному для принятия решений.

Таблица 1.
Меры отдельных видов информации в различных аспектах

Данные Информация Знания
Синтаксический Объем данных Изменение энтропии.
Количество информации по Шеннону
Объем знаний: количество и объем опубликованных документов, прослушанных индивидуумом курсов, число используемых компанией технологий
Семантический 0 Изменение глоссария1: появление новых терминов, понятий, языков Изменение тезауруса2 - появление в нем новых знаний: явлений, методов, технологий
Прагматический 0 0 Изменение целевой функции: измеренный результат от использования полученных знаний

Если рассмотреть матрицу аспекты/виды информации (Табл.1), разнообразие подходов к обеспечению ее безопасности станет особенно очевидным.

Безопасность данных - проблема чисто технологическая, защита знаний - помимо технологического аспекта имеет сильную экономическую составляющую, в то время как собственно информация - сочетает в себе и то и другое. Такой дуализм информации объясняется ее способностью выступать, в зависимости от содержания, либо - в качестве общественного блага, либо - как коммерческий продукт. Знания - это конечный продукт и всегда могут получить экономическую оценку, будь то конкретные, концептуальные или метазнания, хранящиеся и представляемые в самых различных формах.

2. Измерение знаний - основа для оценки необходимого уровня безопасности.

Приведенные в табл.2 оценки позволяют представить значение знаний для получателей различного уровня: индивидуума, бизнеса, компании или отрасли и государства в целом. Для индивида синтаксическая мера обладаемых им знаний дается в графе анкеты: "уровень образования", семантическая мера поученных им знаний определяет возможность расширения круга решаемых задач, благодаря изменению тезауруса, а с прагматической точки зрения новые приобретенные знания расширяют доступный индивиду выбор: работы, отдыха, жизни в целом. Две следующие строчки для более высоких уровней иерархии вряд ли требуют комментариев, отметим лишь важность принципиальной возможности повышения конкурентного преимущества за счет получения организацией новых знаний. Важно при этом представлять, что такое получение для сохранения достигнутого уровня конкурентного преимущества должно быть динамическим и все проблемы защиты знаний здесь весьма актуальны.

Таблица 2.
Меры знаний в различных аспектах на разных уровнях

Синтаксический Семантический Прагматический
Индивид Уровень образования Изменение тезауруса Изменение доступного выбора
Бизнес/ Компания/ Отрасль Уровень технологии Изменение уровня технологий как основной, так и вспомогательной составляющих цепочки добавления стоимости Изменение уровня конкурентного преимущества
Государство Уровень науки и образования Изменение структуры науки и образования Изменение доли наукоемких и информационно-интенсивных отраслей в ВВП страны

По-видимому, следует выделять технологический (данные, аппаратура, каналы связи), семантический (защита информации от целенаправленного искажения) и экономический аспекты информационной безопасности.

Экономическое оценивание - его принципиальная возможность и необходимость здесь важны для того, чтобы ответить на вопрос: сколько надо заплатить, чтобы обеспечить безопасность информации в том или ином ее виде. Ответ на этот вопрос может быть получен, если удастся оценить возможные потери в случае, когда затраты на безопасность информации равны нулю. Спектр подходов к оцениванию здесь довольно широк - от учета необходимых затрат труда на восстановление утраченных данных на диске - до измерения альтернативных издержек в случае утраты уникальной технологической документации о новейшем оружии. Задаваясь уровнем риска, соответствующим реальной ситуации, таким образом можно определить оценку сверху затрат на обеспечение информационной безопасности.

Рассмотрим для определенности данный подход в приложении к защите знаний, которые передаются студентам в процессе обучения в вузе.

Образование, в особенности, высшее - дает прекрасную возможность применить представленную классификацию для анализа реальных процессов формирования, передачи и развития знаний. Высшее образование предоставляет не только (возможно - и не столько) знания как конечный продукт, сколько способы их получения. Не столько сами "готовые" знания, но изучаемые и применяемые способы их получения, а также используемые технологии образования - создают конкурентное преимущество вуза.

3. Совокупная стоимость владения в применении к знаниям.

Попытаемся применить известный в экономике метод оценки совокупной стоимости владения - ССВ (английское название - Total Cost of Ownership - метод, часто применяемый для оценки бюджета, требуемого на информационные технологии) к знаниям, которыми располагает и предоставляет студентам вуз.

ССВ в общем случае выделяет следующие группы затрат, связанные с владением:

  • на приобретение;
  • на содержание или поддержание (maintenance);
  • на развитие;
  • на администрирование (управление);

Приобретение знаний, формирующих интеллектуальный капитал вуза, происходило в течение всей его истории и поэтому с трудом может получить достоверную затратную оценку - можно считать что современники получают этот капитал в наследство от предшественников, пользуются им и далее также передают потомкам.

Содержание или поддержание знаний, в свою очередь, имеет ряд составляющих:

  • обеспечение материально-технических условий передачи знаний (приобретение и содержание технических средств обучения, поддержание в рабочем состоянии аудиторий, рабочих помещений преподавателей, сотрудников, обслуживающего персонала);
  • воспроизводство знаний: организация непрерывного цикла подготовки высококвалифицированных специалистов (например, опыт мехмат факультета МГУ: интернат А.Н.Колмогорова, поставляющий талантливых студентов, которые после аспирантуры могут претендовать на преподавательское место на кафедрах факультета и постепенно заменять своих учителей), создание и поддержка вузовских школ;
  • методическое обеспечение учебного процесса: учебные планы, программы, пособия, учебники.

Развитие знаний в вузе в значительной степени основывается на научной работе, в которой обязательно принимают участие преподаватели. Таким образом, затраты на финансирование вузовской науки являются полноправной компонентой ССВ знаниями, предоставляемыми студенту вузом.

Администрирование или управление всеми процессами, связанными с обучением, также является составной частью ССВ, причем это администрирование должно обеспечивать наряду с прочим - и безопасность знаний.

Наша недавняя история дает нам реальный пример отмены или значительного сокращения затрат на практически все статьи ССВ: безопасность вузовских знаний была не обеспечена. Огромный интеллектуальный капитал, накопленные знания не были защищены, что серьезно повлияло на качество современного образования. Более конкретно, по статьям ССВ:

1. Поддержание знаний

  • экономические условия функционирования вузов вынуждают увеличивать набор на популярные специальности при неизменном ресурсном обеспечении обучения. В результате, материально-техническая обеспеченность студента снижается. Для прочих специальностей сокращение или прекращение финансирования означает быстрое моральное старение технических средств обучения, отсутствие необходимых материалов.
  • воспроизводство знаний нарушается: преподавательский состав стареет, вузовские школы разрушаются.
  • методическое обеспечение устаревает, редко разрабатываются новые программы, нечасто появляются новые учебники.

2. Развитие знаний существенно тормозится, вузовская наука теряет позиции вслед за академической. Еще существуют успешные результаты в прикладных областях, фундаментальная наука - главный источник прогресса для фундаментального университетского образования - не подает признаков активности.

3. Управление (governance) вузовской системой накопления, развития и предоставления знаний находится в уже достаточно длительном кризисе3 и радикальное сокращение финансирования российского образования лишило его возможности принять реальные меры по улучшению деятельности административных структур. Очевидно, что именно в этой области радикальной реструктуризации возможно приведение в соответствие реальным потребностям российского общества выпуск высококвалифицированных специалистов.

Как мы видим, отсутствие достаточного финансирования по основным статьям ССВ вузовскими знаниями привело к тяжелым последствиям, ожидающим иногда и негативные стратегические последствия прежде всего, в области развития знаний. Действительно трагических последствий незащищенности знаний мы не ощущаем благодаря гигантской инерции, которой обладает накопленная масса знаний. Наработанные ранее результаты позволяют пока сохранять мировой уровень в производстве отдельных видов военной техники и создании телекоммуникаций, а также в подготовке молодых специалистов для областей фундаментальных наук, в частности, математики, физики, химии. Впрочем, российское общество не всегда может применить блестящие способности выпускников своих вузов: лучшие из них легко находят работу за границей, что явно не способствует созданию условий для воспроизводства и развития знаний в российской высшей школе.

Какие же выводы можно сделать из предпринятого анализа совокупной стоимости владения знаниями? Такой подход помогает упорядочить предпочтения различных статей ССВ при восстановлении необходимых финансовых потоков, питающих высшую школу. Можно попытаться определить, какие виды деятельности, определяющие совокупную стоимость владения, восстанавливать первыми, вторыми и т.д.

  • Безусловный приоритет имеет развитие знаний - этот процесс требует самого длительного интервала времени на восстановление. Возрождение вузовской науки нуждается в срочном и самом приоритетном финансировании.
  • Воспроизводство знаний - приоритет номер два, хотя этот процесс и связан теснейшим образом с развитием знаний - активизацией вузовской науки. Полное восстановление четкой и качественной цепочки: школа - вуз - наука \ образование потребует реанимации привлекательности научной и педагогической работы для молодых специалистов. Это невозможно осуществить, если сегодняшние учителям будущих звезд науки сохранят сегодняшние размеры довольствия. Однако, в любом случае, если финансовый поток на эти нужды будет иметь реальное необходимое наполнение, время на восстановление процесса воспроизводства знаний можно хотя бы приблизительно оценить в одно поколение.
  • Изменение администрирования стоит на третьем месте, поскольку на это потребуется гораздо меньше времени - не более десяти лет. Причем главная составляющая реорганизации по нашему представлению должна быть финансовой: необходимо сформировать и институционализировать многоресурсные финансовые потоки (федеральные, региональные, коммерческие, частные, личные) для достижения главной цели: обеспечить безопасность знаний с точки зрения ССВ. Одним из решений этой проблемы в смысле формирования финансового потока для вуза из личных источников - может быть организация кредитования всех поступающих в вузы из специальных государственных фондов. Молодой специалист, поступающий по окончании на работу в государственное учреждение (в том числе, вуз или научный институт), освобождается от возврата кредита при выполнении определенных условий. Остальные - кредит должны вернуть в оговоренный срок.
  • Восстановление материально - технического обеспечения образования при наличии финансирования может осуществиться достаточно быстро. Тем не менее эта позиция следует за реструктуризацией управления, поскольку формирование материального обеспечения процессов развития, воспроизводства и предоставления знаний в новой структуре управления должно соответствовать стратегическим целям развития национального образования и конкретного вуза.

    Заключение.

    Тематика экономических проблем информационной безопасности нова, сложна и безгранична. В этой связи представляется целесообразным детальное рассмотрение даже некоторых ее фрагментов, выделяя отдельные виды информации, рассматривая их в различных аспектах для конкретных отраслей. В условиях, когда финансирование, вернее - его уровень, представляют реальную опасность вузовскому образованию, мы сочли уместным попытаться применить известную методику оценивания совокупной стоимости к знаниям, которыми владеет и передает студентам вуз.



    1 Глоссарий - совокупность слов, понятий и сведений, которыми располагает пользователь или система.

    2 Тезаурус - совокупность слов, понятий и сведений, а также семантических связей между ними, которыми располагает пользователь или система.

    3 См., например, М.И.Лугачев, П.Хейр. Коммерциализация российского высшего образования: первые результаты и ближайшие перспективы. Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. 1999. N 1, стр. 24-39.


  •  См. также
    Анонсы конференцийМолодежная школа-конференция XXXVII Тектонического совещания "Эволюция тектонических процессов в истории Земли"

    Проект осуществляется при поддержке:
    Геологического факультета МГУ,
    РФФИ
       

    TopList Rambler's Top100