Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского (далее - Конкурс) является дистантно-очной образовательной программой, формой межрегиональной
организации исследовательской деятельности учащихся.
Цель Конкурса - духовно-нравственное, экологическое воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников России посредством исследований ее территории,
неповторимой природы, богатейшего культурно-исторического наследия, традиций и обычаев населяющих страну народов, жизни и деятельности людей, способствовавших развитию духовной
и материальной культуры России. Приветствуется участие учащихся из-за рубежа.
Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В.И.Вернадский занимает
особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского обобщения - учения о ноосфере - сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В
этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи.
Основные положения учения Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития.
Задачами Конкурса являются:
- обеспечение доступности, качества и эффективности образования детей на основе развития продуктивных образовательных технологий в период модернизации образовательной системы
Российской Федерации;
- развитие образовательных программ и методик, основанных на исследовательской деятельности учащихся как действенного средства повышения эффективности образовательного процесса;
- развитие творческого интереса школьников в области наук о Земле, биосфере, человечестве, его истории и культуре; стимулирование участия школьников в исследовательской
работе в областях науки, являвшихся сферой научных интересов В.И.Вернадского;
- формирование преемственности образовательных программ общего среднего, дополнительного, высшего профессионального образования на основе привлечения старшеклассников к
исследовательской работе;
- развитие интереса к фундаментальным наукам среди школьников;
- ознакомление учащихся и педагогов с творческим наследием выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского;
- развитие методической базы и инфраструктуры прикладной учебно-исследовательской работы со школьниками в России;
- привлечение обучающихся различных регионов страны в московские вузы.
Предметом рассмотрения на Конкурсе являются учебно-исследовательские работы школьников. Такие работы предполагают: осведомленность о современном состоянии
области исследования, владение методикой эксперимента, наличие собственных данных, их анализа, обобщений, выводов.
Учредителями Конкурса являются:
- Министерство образования Российской Федерации;
- Комиссия Российской академии наук по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского;
- Неправительственный экологический фонд им. В.И.Вернадского
- Учебно-научный Центр довузовского образования Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова;
- Департамент образования города Москвы;
- Южное окружное управление Департамента образования города Москвы;
- Институт физики атмосферы им А.М.Обухова Российской академии наук;
- Дом научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца творчества детей и юношества;
- Лицей на Донской 1553.
Научно-методическое руководство конкурсом осуществляет Комиссия РАН по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского.
Подготовку и проведение Конкурса осуществляют Лицей на Донской 1553 Южного окружного управления Департамента образования г. Москвы и Дом научно-технического творчества
молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.
Руководит проведением конкурса Оргкомитет, включающий в себя представителей учредителей конкурса. Для организации экспертизы работ обучающихся Оргкомитет формирует Экспертный
совет, в который привлекаются специалисты по соответствующим направлениям.
Конкурс проводится в 2 тура:
I тур - заочный. 1 сентября 2002 года - 15 января 2003 года. Экспертиза представленных в Оргкомитет работ.
II тур - очный. Апрель 2003 года. X Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского. Участие по результатам I тура.
На I тур Конкурса принимаются работы проблемного характера, включающие этапы методически корректной экспериментальной работы, обработки, анализа и интерпретации собранного
материала, имеющие обзор литературы по выбранной тематике. Тематика исследований в работах, представляемых на Конкурс, не ограничивается. Объект исследований должен быть локализован
(конкретная деревня, долина, водоем, гора, городище, архитектурный комплекс, определенный социум, психологическая проблема и пр.). Исследования должны иметь этап практической
работы на местности, в архиве, с населением и др.
В составе Конкурса традиционно выделяются следующие предметные направления:
Естественнонаучное направление:
Геология. География. Ландшафтоведение
Физиология. Экология человека. Прикладная медицина
Охраняемые природные территории
Биология и экология животных
Водная экология. Гидробиология
Геоботаника. Экология растений
Астрономия. Физика атмосферы. Метеорология
Городская среда обитания
Гуманитарное направление:
Обществознание (подсекции: Проблемы и вопросы отечественной истории, Проблемы и вопросы мировой истории и философии, Проблемы
и вопросы регионального краеведения, Проблемы и вопросы церковного краеведения, Человек в отечественной истории, Экономика, право
и социология, Археология)
Народная культура (подсекции: Фольклористика и этнография, История и культура российских деревень, Диалектология и ономастика)
Человек в современном мире (подсекции: Современная среда жизни человека, Проблемы современной молодежи, Психофизиология
и здоровье человека, Сознание человека)
Искусство и литература (подсекции: Литературоведение, Лингвистика, Язык в современном мире, Искусствоведение)
Философия и культурология
В Конкурсе могут принять участие отдельные юные исследователи, а также авторские коллективы. При наличии нескольких авторов необходимо отразить вклад каждого автора на
этапах сбора, обработки и интерпретации материала. Работы могут быть представлены общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, учреждениями дополнительного образования
детей, другими организациями, а также авторами лично.
От одной организации принимается не более 5 работ.
К рассмотрению не принимаются: реферативные и описательные работы, а также работы, представлявшиеся на другие конкурсы и конференции всероссийского уровня.
При оценке работ принимаются во внимание следующее:
- соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
- наличие литературного обзора, его качество;
- корректность методик исследований, наличие у авторов представлений о допущениях, производимых при реализации методики;
- проблемность работы;
- соответствие выводов полученным результатам;
- культура оформления материалов.
На конкурсе учреждаются отдельные номинации:
- лучшая работа по итогам 1 тура
- за лучшее исследование на территории заповедника или национального парка;
- за лучшее междисциплинарное исследование;
- за проблемность исследования;
- за лучшую работу, представленную сельской школой.
Для участия в Конкурсе необходимо по электронной почте направить в адрес Оргкомитета заявку на участие (прилагается в конце брошюры); текст работы - не более 5 м/п страниц,
кегль 14, интервал 1.5 (что соответствует примерно 10000 знакам); иллюстративные материалы (не более 3-х листов формата А4) до 15 января 2003 г. Работы из населенных
пунктов, не имеющих электронной почты в центральном отделении связи, могут быть направлены заказным письмом (с приложением дискеты с файлом работы в формате MSWord). В порядке
исключения, при отсутствии возможности предоставления работы в электронном виде, работа принимается в печатном варианте. Работы направляются по адресу: vernadsky@dnttm.ru
Работы, поступившие после 15 января, принимаются к рассмотрению в конкурсе 2003/2004 г.
Организуется конференция в Интернет для обсуждения поступающих на Конкурс работ.
Работы, присланные на Конкурс, не возвращаются.
Итоги I тура Конкурса подводятся до 20 марта 2003 г. Экспертным советом. Каждая работа получает рецензию, которая направляется автору.
Авторы работ, получивших положительные рецензии, а также их руководители, приглашаются на II тур - X Юношеские чтения им. В.И.Вернадского в апреле 2003 г. Письмо-вызов
направляется в учреждение, в котором выполнена работа, до 1 апреля 2003 г.
Победители II тура Конкурса награждаются дипломами организаций-учредителей, подарками.
Наиболее интересные работы публикуются в сборнике Конкурса. Итоги конкурса публикуются в печати. Лучшие работы будут делегированы на Национальный конкурс исследовательских
работ России.
Сайт конкурса: http://vernadsky.dnttm.ru