Все о геологии :: на главную страницу! Геовикипедия 
wiki.web.ru 
Поиск  
  Rambler's Top100 Service
 Главная страница  Конференции: Календарь / Материалы  Каталог ссылок    Словарь       Форумы        В помощь студенту     Последние поступления
   Геология >> Геоэкология | Анонсы конференций
 Обсудить в форуме  Добавить новое сообщение

Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского

20.12.2002 | А.М. Кузнецов
    

ПОЛОЖЕНИЕ
о Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского на 2002-2003 учебный год

1. Общие положения

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского (далее - Конкурс) является дистантно-очной образовательной программой, формой межрегиональной организации исследовательской деятельности учащихся.

Цель Конкурса - духовно-нравственное, экологическое воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников России посредством исследований ее территории, неповторимой природы, богатейшего культурно-исторического наследия, традиций и обычаев населяющих страну народов, жизни и деятельности людей, способствовавших развитию духовной и материальной культуры России. Приветствуется участие учащихся из-за рубежа.

Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В.И.Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского обобщения - учения о ноосфере - сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи.

Основные положения учения Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития.

Задачами Конкурса являются:

  • обеспечение доступности, качества и эффективности образования детей на основе развития продуктивных образовательных технологий в период модернизации образовательной системы Российской Федерации;
  • развитие образовательных программ и методик, основанных на исследовательской деятельности учащихся как действенного средства повышения эффективности образовательного процесса;
  • развитие творческого интереса школьников в области наук о Земле, биосфере, человечестве, его истории и культуре; стимулирование участия школьников в исследовательской работе в областях науки, являвшихся сферой научных интересов В.И.Вернадского;
  • формирование преемственности образовательных программ общего среднего, дополнительного, высшего профессионального образования на основе привлечения старшеклассников к исследовательской работе;
  • развитие интереса к фундаментальным наукам среди школьников;
  • ознакомление учащихся и педагогов с творческим наследием выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского;
  • развитие методической базы и инфраструктуры прикладной учебно-исследовательской работы со школьниками в России;
  • привлечение обучающихся различных регионов страны в московские вузы.

Предметом рассмотрения на Конкурсе являются учебно-исследовательские работы школьников. Такие работы предполагают: осведомленность о современном состоянии области исследования, владение методикой эксперимента, наличие собственных данных, их анализа, обобщений, выводов.

2. Руководство Конкурсом

Учредителями Конкурса являются:

  • Министерство образования Российской Федерации;
  • Комиссия Российской академии наук по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского;
  • Неправительственный экологический фонд им. В.И.Вернадского
  • Учебно-научный Центр довузовского образования Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова;
  • Департамент образования города Москвы;
  • Южное окружное управление Департамента образования города Москвы;
  • Институт физики атмосферы им А.М.Обухова Российской академии наук;
  • Дом научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца творчества детей и юношества;
  • Лицей на Донской 1553.

Научно-методическое руководство конкурсом осуществляет Комиссия РАН по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского.

Подготовку и проведение Конкурса осуществляют Лицей на Донской 1553 Южного окружного управления Департамента образования г. Москвы и Дом научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

Руководит проведением конкурса Оргкомитет, включающий в себя представителей учредителей конкурса. Для организации экспертизы работ обучающихся Оргкомитет формирует Экспертный совет, в который привлекаются специалисты по соответствующим направлениям.

2. Порядок участия в Конкурсе

Конкурс проводится в 2 тура:

I тур - заочный. 1 сентября 2002 года - 15 января 2003 года. Экспертиза представленных в Оргкомитет работ.

II тур - очный. Апрель 2003 года. X Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского. Участие по результатам I тура.

На I тур Конкурса принимаются работы проблемного характера, включающие этапы методически корректной экспериментальной работы, обработки, анализа и интерпретации собранного материала, имеющие обзор литературы по выбранной тематике. Тематика исследований в работах, представляемых на Конкурс, не ограничивается. Объект исследований должен быть локализован (конкретная деревня, долина, водоем, гора, городище, архитектурный комплекс, определенный социум, психологическая проблема и пр.). Исследования должны иметь этап практической работы на местности, в архиве, с населением и др.

В составе Конкурса традиционно выделяются следующие предметные направления:

Естественнонаучное направление:

  • Геология. География. Ландшафтоведение
  • Физиология. Экология человека. Прикладная медицина
  • Охраняемые природные территории
  • Биология и экология животных
  • Водная экология. Гидробиология
  • Геоботаника. Экология растений
  • Астрономия. Физика атмосферы. Метеорология
  • Городская среда обитания
  • Гуманитарное направление:

  • Обществознание (подсекции: Проблемы и вопросы отечественной истории, Проблемы и вопросы мировой истории и философии, Проблемы и вопросы регионального краеведения, Проблемы и вопросы церковного краеведения, Человек в отечественной истории, Экономика, право и социология, Археология)
  • Народная культура (подсекции: Фольклористика и этнография, История и культура российских деревень, Диалектология и ономастика)
  • Человек в современном мире (подсекции: Современная среда жизни человека, Проблемы современной молодежи, Психофизиология и здоровье человека, Сознание человека)
  • Искусство и литература (подсекции: Литературоведение, Лингвистика, Язык в современном мире, Искусствоведение)
  • Философия и культурология
  • В Конкурсе могут принять участие отдельные юные исследователи, а также авторские коллективы. При наличии нескольких авторов необходимо отразить вклад каждого автора на этапах сбора, обработки и интерпретации материала. Работы могут быть представлены общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями, а также авторами лично.

    От одной организации принимается не более 5 работ.

    К рассмотрению не принимаются: реферативные и описательные работы, а также работы, представлявшиеся на другие конкурсы и конференции всероссийского уровня.

    При оценке работ принимаются во внимание следующее:

    • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
    • наличие литературного обзора, его качество;
    • корректность методик исследований, наличие у авторов представлений о допущениях, производимых при реализации методики;
    • проблемность работы;
    • соответствие выводов полученным результатам;
    • культура оформления материалов.

    На конкурсе учреждаются отдельные номинации:

    • лучшая работа по итогам 1 тура
    • за лучшее исследование на территории заповедника или национального парка;
    • за лучшее междисциплинарное исследование;
    • за проблемность исследования;
    • за лучшую работу, представленную сельской школой.

    Для участия в Конкурсе необходимо по электронной почте направить в адрес Оргкомитета заявку на участие (прилагается в конце брошюры); текст работы - не более 5 м/п страниц, кегль 14, интервал 1.5 (что соответствует примерно 10000 знакам); иллюстративные материалы (не более 3-х листов формата А4) до 15 января 2003 г. Работы из населенных пунктов, не имеющих электронной почты в центральном отделении связи, могут быть направлены заказным письмом (с приложением дискеты с файлом работы в формате MSWord). В порядке исключения, при отсутствии возможности предоставления работы в электронном виде, работа принимается в печатном варианте. Работы направляются по адресу: vernadsky@dnttm.ru

    Работы, поступившие после 15 января, принимаются к рассмотрению в конкурсе 2003/2004 г.

    Организуется конференция в Интернет для обсуждения поступающих на Конкурс работ.

    Работы, присланные на Конкурс, не возвращаются.

    4. Подведение итогов

    Итоги I тура Конкурса подводятся до 20 марта 2003 г. Экспертным советом. Каждая работа получает рецензию, которая направляется автору.

    Авторы работ, получивших положительные рецензии, а также их руководители, приглашаются на II тур - X Юношеские чтения им. В.И.Вернадского в апреле 2003 г. Письмо-вызов направляется в учреждение, в котором выполнена работа, до 1 апреля 2003 г.

    Победители II тура Конкурса награждаются дипломами организаций-учредителей, подарками.

    Наиболее интересные работы публикуются в сборнике Конкурса. Итоги конкурса публикуются в печати. Лучшие работы будут делегированы на Национальный конкурс исследовательских работ России.

    Сайт конкурса: http://vernadsky.dnttm.ru


    Проект осуществляется при поддержке:
    Геологического факультета МГУ,
    РФФИ
       

    TopList Rambler's Top100