Все о геологии :: на главную страницу! Геовикипедия 
wiki.web.ru 
Поиск  
  Rambler's Top100 Service
 Главная страница  Конференции: Календарь / Материалы  Каталог ссылок    Словарь       Форумы        В помощь студенту     Последние поступления
   Геология >> Геоэкология | Диссертации
 Обсудить в форуме  Добавить новое сообщение

Оценка воздействия промышленности и транспорта на экосистему национального парка "Лосиный остров"

 
Автор: Маркова Юлия Леонидовна
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук
содержание >>

Глава 3. Оценка воздействия промышленности и транспорта на экосистему парка

Основным механизмом загрязнения компонентов окружающей среды на территории национального парка являются пылевые выпадения из атмосферы, поступающие от промышленных источников и транспорта. Расчеты интенсивности пылевых выпадений по данным опробования снегового покрова показывают, что величина этого показателя в различных частях парка меняется в широких пределах: от первых десятков до сотен кг/км2/сутки.

Рис.1

Распределение пылевых выпадений за зимний период 2000 г. (рис. 1) отражает существующие в настоящее время соотношения между промышленными и транспортными выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от объектов, производящих воздействие на территорию парка.

Воздействие промышленных предприятий г.Москвы определяет общий план распределения пылевой нагрузки. Пылевые выпадения от этих источников равномерно покрывают всю московскую часть парка. Их интенсивность составляет 30-60 кг/км2/сутки с возрастанием к краевым частям парка до 90 кг/км2/сутки.

На фоне относительно равномерного распределения пылевых выпадений от многочисленных промышленных предприятий г. Москвы выделяется перекрывающий практически всю территорию парка ореол загрязнения от ТЭЦ-23. Максимум выпадения пыли от этого наиболее мощного источника приходится на долину р.Яузы. Интенсивность пылевых выпадений на этом участке достигает 100 кг/км2/сутки.

Глубокое проникновение переносимой атмосферными потоками пыли наблюдается в местах, где открытые пространства вклиниваются внутрь парка.

Наиболее отчетливо это проявляется в районе пос. Абрамцево, где пылевые выпадения распространяются до долины р.Яузы и водоканала. Источником пыли наряду с промышленными предприятиями в этом районе является транспортная развязка МКАД и Щелковского шоссе.

Происхождение одной из самых крупных аномалий пыли в снеговом покрове внутри Алексеевского лесопарка может быть связано как с выбросами промышленных предприятий г.Балашихи и Щелково. Наличие ветровых инверсий в зимний период не исключает того, что эта крупная аномалия сформировалась от двух источников. Воздействие выбросов промышленных предприятий городов Королева и Мытищи приводит к интенсивным выпадениям пыли только в краевых частях парка.

Общий план распределения пылевой нагрузки, связанный с выбросами промышленных предприятий городов, осложнен аномалиями, обусловленными загрязнением от транспортных магистралей. Пылевые выпадения вблизи автомобильных дорог характеризуются наиболее высокой интенсивностью, достигающей в максимумах значений, превышающих 130 кг/км2/сутки (МКАД, Щелковское шоссе).

По результатам картографирования геохимических аномалий в снеговом покрове присутствующие в них химические элементы можно разделить на следующие группы: наиболее распространенные, площадь аномалий которых составляет 50-75% от общей территории парка (Pb, Zn, Mn); широко распространенные, площадь аномалий которых составляет 30-50% от общей территории парка (Cu, Co, Cr, Ag, W, Sn, P, В, Fe); умеренно и слабо распространенные, площадь аномалий которых составляет менее 30% (Cd, Ni, V, Mo, Bi, As, Sb, Ba, Sc, Ti, Li, Y, Zr, La, Ga, Sr).

По степени концентрации в аномалиях (средние значения по парку): со средней степенью концентрации (кс=8-16) - Co, P (взвешенная форма), Ag (растворенная форма); с низкой степенью концентрации (кс=4-8) - Pb, Zn, Cu, Cd, Mn, Ni, Cr, W, V, Mo, В, As, Sc (взвешенная формa), Cd (растворенная форма).

По совокупности данных основными элементами-загрязнителями снегового покрова являются Co, W, Zn, Pb, Cu, B и P. В пылевых выпадениях на участках, находящихся под воздействием промышленных предприятий г. Москвы в составе геохимических ассоциаций доминируют Co, Zn, Сu, Ni; г. Мытищи - W, Mo; г.г. Щелково и Балашиха - компоненты минеральной пыли B, Р, Zr, Cr, Ga, Ti.

На участках с наиболее загрязненным снеговым покровом (рис. 2) загрязнение по суммарному показателю соответствует среднему, а степень концентрации отдельных элементов (В, Р) - высокому уровню (табл.2).

Таблица 2

Ассоциации элементов в снеговом покрове в наиболее загрязненных частях парка.

Участки

Ассоциация загрязнителей

Zc

Уровень загрязне-ния

Источник воздействия

1

Co10,3 - Zn6,0 - Сu5,5 - W5,4 - Ni5,3 - Cr5,1 - P4,7 - Mn4,1 - Pb3,8

42,2

средний

Промышленные предприятия г.Москвы, автотранспорт

2

Co8,9 - Zn5,6 - Mn5,5 - Ni4,9 - Сu4,6 - V4,6 - W4,5 - Ti4,4 - Pb4,2 - Cr4,1 - Ba4,1

45,4

средний

Промышленные предприятия г.Москвы, ТЭЦ-23, МКАД

3

P17,4 - Mn6,3 - W4,4 - B4,2 - Co4 - Cr3,8 - Pb3,8 - Ni3,7

40,6

средний

Промышленные предприятия г. Балашиха, Щелковское шоссе

4

W15,7 - Mo8,9 - Ba6,6 - Ga6,6 - As6,5 - Co4,8 - Mn4,7 -Sb4,6 - V4,4 - Ti4,4 - Cr4,3

61,5

средний

Промышленные предприятия г.Мытищи

5

Zn5,5 -Pb4,1 - Mn4,1- Ti3,8 - V3,8 - Cr3,7 - W3,4 - Сu3,1 - Sr3,0

26,5

низкий

Промышленные предприятия г.Королева

6

B28,7 - Zr10 - Cr8,9 - Co8,7 - Ga7,2 - Ti7,1 - Sb7 - Zn6,9 - Mn6,5 - V6,1 - As5,9 - Pb4,4

96,4

высокий

Промышленные предприятия г.Щелково, Щелковское шоссе

 

Рис.2

По балансовым соотношениям между количествами взвешенной и растворенной форм тяжелых металлов в снеговом покрове все проанализированные элементы делятся на пять групп: с очень высоким преобладанием взвешенной формы (Pвзв./ Pраст > 10) - Pb, Co; с высоким преобладанием взвешенной формы (Pвзв./ Pраст = 5-10) - Cu, Ni; с умеренным преобладанием взвешенной формы (Pвзв./ Pраст. = 2-5) - Zn, Mn, Cr; с примерным равенством взвешенной и растворенной форм (Pвзв./ Pраст $\approx$ 1) - Ag; с преобладанием растворенной формы (Pвзв./ Pраст <0,5) - Cd.

Транспортное загрязнение при картировании выпадений по снеговому покрову наиболее отчетливо проявляется в аномалиях Na, Cl, SO4, Pb и Cd. Несмотря на то, что интенсивность пылевых выпадений, связанных с автотранспортом, резко убывает по удалению от автомагистралей, его вклад в общее загрязнение снегового покрова парка является весьма существенным.

Оценка пылевой нагрузки за летний период (1998 г.), проведенная по результатам смывов пыли с листьев древесной растительности, свидетельствует о сохранении общего характера пылевых выпадений, основная доля которых приходится на московскую часть парка. Интенсивность пылевых выпадений в летний период в среднем в 2 раза превышает интенсивности выпадений зимой (средняя интенсивность выпадений по парку летом 109 против 48 кг/км2 в сутки зимой). Основные элементы-загрязнители пыли Ag, Co, Mo, Pb, Sn, Ni, Cu, Cr, W, Zn.

Для выявления динамики загрязнения снегового покрова парка использовались данные снеговых съемок ИМГРЭ за 1987, 1997гг. и собственные материалы 2000 г. По этим данным были рассчитаны средняя интенсивность пылевых выпадений и общее количество пыли, выпадающей за сутки на всю территорию парка и на участки, прилегающие к транспортным магистралям. Полученные результаты использовались для определения доли транспортной составляющей в общем количестве выпадений в разные годы.

В составе современных выпадений из атмосферы установлена возросшая роль транспортного загрязнения, уровень и масштабы которого по некоторым элементам достигают и даже превышают промышленное. Интенсивность пылевых выпадений в 2000 году на всей территории парка увеличилась более чем в два раза по сравнению с 1997 годом, а в районе МКАД возросла с 31 до 75 кг/км2 в сутки. Доля же транспортной составляющей в общем загрязнении парка возросла почти в два раза, с 11% в 1987 до 19% в 2000 году (табл.3).

Таблица 3

Динамика загрязнения снегового покрова парка тяжелыми металлами

Параметр

1977

1987

1997

2000

Интенсивность пылевых выпадений на всей территории парка, кг/км2 в сутки

200

54

24

49

Интенсивность пылевых выпадений в районе транспортных магистралей, кг/км2 в сутки

-

54

31

75

Количество загрязнителей, выпадающих на всю территорию парка за сутки, кг/сут

-

7182

3452

7282

Количество загрязнителей, выпадающих на придорожную территорию, кг/сут

-

810

620

1500

Доля транспортной составляющей в общем количестве выпадений, %

-

11

18

19

Средний суммарный показатель загрязнения Zc для всей территории парка

17,5

10

18,2

18,4

В 2000 году увеличилось не только содержание металлов в пылевых выпадениях, но и количество натрия и хлора в снеговой воде (табл. 4).

Таблица 4

Динамика загрязнения солевыми компонентами в районе МКАД

элемент

Сф, мг/л

Сmax, мг/л

Kс=Cmax/Сф

1996

2000

1996

2000

1996

2000

Na+

1,0

3,0

8,0

63,7

8,0

21,2

Cl-

3,5

7,5

17,0

83,1

4,9

11,0

<< предыдущая | содержание | следующая >>
Полные данные о работе Геологический факультет МГУ
 См. также
КнигиЗахоронение радиоактивных отходов в геологических структурах на Дальнем Востоке: 2.3. Экономические подходы к оценке
Научные статьиГлобальные и Региональные Аспекты Политики,Энергии,Общества,Экологии и Юбилеи Радиоактивных Аварий на Урале

Проект осуществляется при поддержке:
Геологического факультета МГУ,
РФФИ
   

TopList Rambler's Top100