Все о геологии :: на главную страницу! Геовикипедия 
wiki.web.ru 
Поиск  
  Rambler's Top100 Service
 Главная страница  Конференции: Календарь / Материалы  Каталог ссылок    Словарь       Форумы        В помощь студенту     Последние поступления
   Геология >> Геохимические науки >> Минералогия | Рисунки, чертежи
 Обсудить в форуме  Добавить новое сообщение
Икона Божией Матери Умиление. Написана минеральными пигментами

Пигменты из минералов

16.06.2006 | Виктор Слётов
    

Виктор Слётов. ПИГМЕНТЫ ИЗ МИНЕРАЛОВ

Минеральные красители - это природные минералы, используемые в станковой живописи в качестве красок после их предварительной очистки, растирания, и разведения полученных сухих цветных порошков в эмульсии на основе яичного желтка.
С древнейших времен внимание человека привлекали ярко окрашенные минералы. Cначала их использовали только для украшений, но уже в глубокой древности научились делать из некоторых камней краски. Поражают яркостью и стойкостью минеральные краски древних египтян, ассирийцев, греков и других древних народов. Первыми минералами-красителями стали железистые охры с их неподвластной времени широкой цветовой гаммой, лазурит (ляпис-лазурь) и киноварь. Еще во II в. до н.э. древние китайцы преодолевали перевалы Памира, чтобы добыть и привезти к себе на родину драгоценную в те времена киноварь из известных уже тогда месторождений нынешнего Киргизстана. А Бадахшанский лазурит для красок доставлялся Большим Караванным Путём в средневековую Европу, а оттуда уже и в Византию и в Россию, и был так ценим, что обменивался купцами на золото по весу. В истории развития русской художественной культуры, в искусстве иконописи минеральные краски заняли своё особое и очень важное место. В силу их многих уникальных качеств и в наши дни, несмотря на огромное предложение и ассортимент синтетических красителей, иконописцы широко пользуются минеральными пигментами.
Различна форма их нахождения в природе. Минеральная палитра иконописца многолика: минералы встречаются как в виде индивидуализированных кристаллов или их сростков с ясно видимыми невооруженным глазом гранями, так и в виде различных агрегатов микрозернистого строения. Но часто и в близких к аморфным (некристаллическим) образованиях, например - волконскоит.
Для качества минеральной краски весьма существенна степень кристалличности исходного сырья. По этому признаку различаются два типа минералов - пигментов: - кристаллические(киноварь, гематит, лазурит) и землистые - охры, лимонит, ярозит, глауконит). Кристаллическое сырье при измельчении дает в различной степени просвечивающие осколки или мелкие кристаллики, ограниченные разноориентированными плоскостями (поверхностями спайных сколов, отдельности, естественными гранями). В зависимости от их размеров, формы, ориентировки, степени просвечиваемости, а также некоторых оптических свойств, в том числе дисперсии, показателя преломления и других, создаются некоторые дополнительные (к собственному нормативному цвету краски) эффекты: блеск, игра света и т. д. Поэтому, видимо, не случайно древние иконописцы добавляли киноварь в черную краску, что создаёт поразительный эффект внутреннего свечения, когда в рисунке фрагмент или деталь черного цвета, цвета бездонной пустоты, приобретает объемность, неожиданно словно оживает, и кажется, что будто бы от него исходит свет.
В иконе черезвычайно важна прозрачность красочных слоёв. Большинство синтетических красок этому требованию не удовлетворяют. Но именно измельченные минералы способны наряду с сочными и вместе с тем мягкими для глаза и органично совместимыми друг с другом цветами давать проницаемые для света красочные слои. Через которые световой луч не только проходит насквозь один за другим, но еще и многократно преломляясь множеством кристаллических частиц, создает эффекты глубины изображения и его внутреннего свечения.

Существует определенный набор признаков, необходимых для использования минерала для краски. Для минералов-пигментов важнейшим из них является цвет минерала в порошке (у геологов это свойство называется "цвет черты" и служит диагностическим признаком минерала). Дело в том, что цвет тонкого порошка для конкретно взятого минерала всегда постоянен, в то время как в массивном куске или в кристаллах он может быть совсем другим или во всяком случае сиильно варьировать в зависимости от множества причин. Так, некоторые сочноокрашенные камни, например - амазонит, бирюза, эпидот, гранаты, изумруд и тд., при растирании дают порошок белого(серого) цвета и потому для краски непригодны.
Хрупкость и низкая твёрдость минералов-красителей значительно облегчают их измельчение для приготовления красок: они легко растираются в дешевых фарфоровых ступках, практически не загрязняясь их материалом (исключение представляют минералы с твердостью более 4,5) и на специальных приспособлениях для растирания минералов матовых шершавых стекляных поверхностях, между которыми и происходит растирание(обычно не всухую, а на воде). Окраска минералов - пигментов сильно зависит от степени их измельчения. Некоторые из них не следует растирать слишком сильно, а использовать по возможности в "крупном помоле", поскольку интенсивность цвета тем сильне, чем крупнее зерно. Это относится в основном к лазуриту и азуриту, которые при слишком сильном перетирании "выбеливаются", - чем сильнее они растерты, тем слабее насыщенность цвета.
О природных белилах следует упомянуть особо. Из минералов в этом качестве можно использовать церуссит (безводный карбонат свинца, CaC03) и барит (сульфат бария, BaSO4). Но в обоих случаях существуют факторы, сильно ограничивающие применение этих материалов. Натуральные свинцовые белила, приготовленные из церуссита, хороши как никакие другие, в древности и в средние века они широко использовались не только в темперной, но и в светской масляной живописи. Но кристаллы и небольшие скопления этого минерала встречаются только в зонах окисления, то есть в самых верхних частях свинцово-серебряных месторождений. К настоящему времени практически все они выработаны, и церуссит стал редкостью. Поэтому приходится довольствоваться его синтетическими аналогами, производимыми в нескольких разновидностях. В основном же иконописцы перешли на работу с титановыми белилами. Бариевые белила несложно приготовить обычным способом из легко доступного и недорогого барита, но они имеют существенный недостаток - слишком маленькую "кроющую способность", то есть излишне прозрачны. Это сильно ограничивает возможность их применения, хотя в отдельных специфических случаях именно это их качество оказывается весьма кстати.

При анализе исследований состава красочных слоёв древних икон трудно не обратить внимания на указния присутствия там в тех или иных количествах кварца. Обычно в виде примеси мельчайших зёрен, кварцевой "пудры". И если в случаях глауконита, ярозита, лимонита и "сухих" охр это может иметь простое объяснение - естественная примесь, то для слоёв волконскоита, аурипигмента, малахита, лазурита или вивианита такое предположение вряд-ли будет верно. В чём же дело? Неужели кварц добавлялся специально, с какой целью? Да, во многих случаях - специально, и это было одним из утраченных старых технологических приёмов! Добавление 5-20% кварца улучшает качество многих минеральных красок, они становятся более холодными и звонкими по оттенку, увеличивается их прозрачность. На приведённом рисунке эта разница показана на примере охр: прямоугольные сегменты по периметру "веера" закрашены темперой, приготовленной с чистым густым пигментом, а их продолжения к центру - тем же пигмнтом, но растёртым с добавлением 20%(по объёму) кварца. Разница, как видим, получается значительная. А к гематиту, например, стоит добавлять 50 - 100% кварца, и тогда его незаменимый, но слишком плотный, "тяжёлый" цвет становится оптимальным. Добавление 5-10% кварца также облегчает работу(начиная с растирания) со всеми вязкими, жирными(волконскоит) и слоистыми(аурипигмент)камнями. К слову стоит упомянуть, что 5-10% кварца сильно изменяют в лучшую сторону и свойства титановых белил. Так что, подитоживая рассмотрение этого вопроса, стоит подчеркнуть целесообразность делать в некоторых случаях(не во всех, конечно) вместо "разбелки", - "раскварцовку".

После приготовления из минерала порошка - пигмента он разводится в "эмульсии", - яичном желтке, разбавленном кипяченой водой с добавлением капли уксуса , и краска, называемая "яичная темпера", готова. Использовать её следует быстро, в жидком виде она не может долго сохраняться. Для настенных росписей по влажной извести, называемых "фресками", вместо желтка используется яичный белок либо растительные клеи: пшеничный или пшенично-ячменный.

По своей метафизической сущности изображение на иконе должно быть отнюдь не тем-же самым, что писаный масляными красками, например, портрет. Второе - как бы лежит на плоскости и привязано к ней. Оно целиком и полностью "от мира сего". В противоположность этому первое - должно создавать у смотрящего на икону ощущение бесконечной пространственной глубины и перспективы. Глубины, оторванной от сиюминутной реальности и уводящей в мир "астральный". Настоящая икона подобна окну из нашей бренной реальности во вневременное Божественное пространство, в котором пребывают образы Святых, на ней изображаемые. И для максимального воплощения этой глубинной сущности иконы, её по сути предназначения, подбирались веками адекватные изобразительные средства, технические приемы и материалы. В частности, пигменты. И не случайно такими пигментами стали именно минералы.

Минералы-красители относятся к различным классам соединений:

Силикаты: - лазурит("ляпис-лазурь"), глауконит, волконскоит, хлориты, селадонит, пироксены(эгирин, авгит), амфиболы(рибекит), диоптаз.
Оксиды(окислы): - гётит, гематит, лимонит, окислы марганца(псиломелан, тодорокит, вад), магнетит.
Сульфиды: - киноварь, аурипигмент, реальгар.
Карбонаты: - церуссит(природные кристаллические свинцовые белила), малахит, азурит("голубец"), сидерит.
Сульфаты: - ярозит.
Фосфаты: - вивианит, керченит, элит(псевдомалахит), дельвоксит.
Вольфраматы и ванадаты: - вульфенит, ванадинит.
Хроматы: - крокоит.

Основные цвета:

Красный: киноварь, гематит(после прокаливания), охры красные.
Оранжевый: реальгар, крокоит.
Жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит.
Зелёный: глауконит, волконскоит, хлориты, селадонит, эгирин, авгит, малахит, керченит.
Голубой: азурит(в тонком помоле), диоптаз.
Синий: лазурит, азурит(в крупном помоле), вивианит землистый (индиго минеральный), рибекит.
Фиолетовый: лазурит(ультрамарин природный, после специального прокаливания).
Красно-коричневый: гематит, охры тёмные, темный лимонит.
Коричнево-чёрный: окислы марганца(псиломелан, тодорокит, вад).
Чёрный: магнетит.

Рисунок: Икона Божией Матери "Умиление". Написана минеральными пигментами. Иконописец: Сергий Глоткин, М., 2001г.

См. продолжение.

Метафизические аспекты преимуществ темперной техники иконописи перед масляной рассмотрены в интереснейшей работе П. А. Флоренского "ИКОНОСТАС"

См. также:

  • Философия русского религиозного искусства. Антология. М, Изд. группа "Прогресс", "Культура", 1993г., с. 400.
  • Архимандрит Зинон. Беседы иконописца. Новгород, "Русская Провинция", 1993.
  • Е. Н. Трубецкой. Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи.
  • Ю. В. Алексеев-Алюрви. Красочное сырьё и краски, используемые в живописи.(Анализ и описание природного минерального и органического сырья, рецепты приготовления красок). М, Издание автора, 2000г.
  • Источник: Интернет-публикация на сайте Mindraw.web.ru Убедительная просьба воздержаться от копирования

     См. также
    КнигиНеметаллические полезные ископаемые. Н.И.Еремин: Глава 12. Тальк и пирофиллит.
    Популярные статьиБиоминеральные образования патогенной природы в организме человека: Холелиты.

    Проект осуществляется при поддержке:
    Геологического факультета МГУ,
    РФФИ
       

    TopList Rambler's Top100