Виктор Слётов. ПИГМЕНТЫ ИЗ МИНЕРАЛОВ
Минеральные красители - это природные минералы, используемые в
станковой живописи в качестве красок после их предварительной
очистки, растирания, и разведения полученных сухих цветных порошков в эмульсии на
основе яичного желтка.
С древнейших времен внимание человека привлекали ярко окрашенные минералы.
Cначала их использовали только для украшений, но уже в глубокой древности
научились делать из некоторых камней краски. Поражают яркостью и стойкостью минеральные
краски древних египтян, ассирийцев, греков и других древних народов. Первыми минералами-красителями
стали железистые охры с их неподвластной времени широкой цветовой гаммой, лазурит
(ляпис-лазурь) и киноварь. Еще во II в. до н.э. древние китайцы преодолевали перевалы
Памира, чтобы добыть и привезти к себе на родину драгоценную в те времена
киноварь из известных уже тогда месторождений нынешнего Киргизстана. А Бадахшанский
лазурит для красок доставлялся Большим Караванным Путём в средневековую Европу,
а оттуда уже и в Византию и в Россию, и был так ценим, что обменивался
купцами на золото по весу. В истории развития русской художественной культуры, в
искусстве иконописи минеральные краски заняли своё особое и очень важное место.
В силу их многих уникальных качеств и в наши дни, несмотря на огромное предложение
и ассортимент синтетических красителей, иконописцы широко пользуются минеральными
пигментами.
Различна форма их нахождения в природе. Минеральная палитра иконописца
многолика: минералы встречаются как в виде индивидуализированных кристаллов или
их сростков с ясно видимыми невооруженным глазом гранями, так и в виде различных
агрегатов микрозернистого строения. Но часто и в близких к аморфным (некристаллическим)
образованиях, например - волконскоит.
Для качества минеральной краски весьма существенна степень кристалличности
исходного сырья. По этому признаку различаются два типа минералов - пигментов: -
кристаллические(киноварь, гематит, лазурит) и землистые - охры, лимонит, ярозит,
глауконит). Кристаллическое сырье при измельчении дает в различной степени
просвечивающие осколки или мелкие кристаллики, ограниченные разноориентированными
плоскостями (поверхностями спайных сколов, отдельности, естественными гранями). В зависимости от их
размеров, формы, ориентировки, степени просвечиваемости, а также некоторых
оптических свойств, в том числе дисперсии, показателя преломления и других, создаются
некоторые дополнительные (к собственному нормативному цвету краски) эффекты: блеск,
игра света и т. д. Поэтому, видимо, не случайно древние иконописцы добавляли киноварь в
черную краску, что создаёт поразительный эффект внутреннего свечения, когда в
рисунке фрагмент или деталь черного цвета, цвета бездонной пустоты, приобретает
объемность, неожиданно словно оживает, и кажется, что будто бы от него исходит
свет.
В иконе черезвычайно важна прозрачность красочных слоёв. Большинство синтетических красок
этому требованию не удовлетворяют. Но именно измельченные минералы способны наряду
с сочными и вместе с тем мягкими для глаза и органично совместимыми друг с другом цветами
давать проницаемые для света красочные слои. Через которые световой луч не только проходит
насквозь один за другим, но еще и многократно преломляясь множеством кристаллических частиц, создает
эффекты глубины изображения и его внутреннего свечения.
Существует определенный набор признаков, необходимых для использования минерала
для краски. Для минералов-пигментов важнейшим из них является цвет минерала в
порошке (у геологов это свойство называется "цвет черты" и служит диагностическим
признаком минерала). Дело в том, что цвет тонкого порошка для конкретно взятого
минерала всегда постоянен, в то время как в массивном куске или в кристаллах он
может быть совсем другим или во всяком случае сиильно варьировать в зависимости
от множества причин. Так, некоторые сочноокрашенные камни, например - амазонит,
бирюза, эпидот, гранаты, изумруд и тд., при растирании дают порошок белого(серого) цвета
и потому для краски непригодны.
Хрупкость и низкая твёрдость минералов-красителей значительно облегчают их
измельчение для приготовления красок: они легко растираются в дешевых фарфоровых
ступках, практически не загрязняясь их материалом (исключение представляют
минералы с твердостью более 4,5) и на специальных приспособлениях для растирания
минералов матовых шершавых стекляных поверхностях, между которыми и происходит растирание(обычно
не всухую, а на воде). Окраска минералов - пигментов сильно зависит от степени
их измельчения. Некоторые из них не следует растирать слишком сильно, а использовать
по возможности в "крупном помоле", поскольку интенсивность цвета тем сильне, чем
крупнее зерно. Это относится в основном к лазуриту и азуриту, которые при слишком
сильном перетирании "выбеливаются", - чем сильнее они растерты, тем слабее
насыщенность цвета.
О природных белилах следует упомянуть особо. Из минералов в этом качестве можно
использовать церуссит (безводный карбонат свинца, CaC03) и барит (сульфат бария, BaSO4).
Но в обоих случаях существуют факторы, сильно ограничивающие применение этих
материалов. Натуральные свинцовые белила, приготовленные из церуссита, хороши
как никакие другие, в древности и в средние века они широко использовались не
только в темперной, но и в светской масляной живописи. Но кристаллы и небольшие
скопления этого минерала встречаются только в зонах окисления, то есть в самых
верхних частях свинцово-серебряных месторождений. К настоящему времени практически
все они выработаны, и церуссит стал редкостью. Поэтому приходится довольствоваться
его синтетическими аналогами, производимыми в нескольких разновидностях. В
основном же иконописцы перешли на работу с титановыми белилами. Бариевые белила
несложно приготовить обычным способом из легко доступного и недорогого барита,
но они имеют существенный недостаток - слишком маленькую "кроющую способность", то
есть излишне прозрачны. Это сильно ограничивает возможность их применения, хотя
в отдельных специфических случаях именно это их качество оказывается весьма
кстати.
При анализе исследований состава красочных слоёв древних икон трудно не обратить
внимания на указния присутствия там в тех или иных количествах кварца. Обычно в
виде примеси мельчайших зёрен, кварцевой "пудры". И если в случаях глауконита, ярозита,
лимонита и "сухих" охр это может иметь простое объяснение - естественная примесь, то для
слоёв волконскоита, аурипигмента, малахита, лазурита или вивианита такое предположение
вряд-ли будет верно. В чём же дело? Неужели кварц добавлялся специально, с какой целью?
Да, во многих случаях - специально, и это было одним из утраченных старых технологических приёмов!
Добавление 5-20% кварца улучшает качество многих минеральных красок, они становятся
более холодными и звонкими по оттенку, увеличивается их прозрачность. На приведённом рисунке
эта разница показана на примере охр: прямоугольные сегменты по периметру "веера" закрашены
темперой, приготовленной с чистым густым пигментом, а их продолжения к центру - тем же пигмнтом, но
растёртым с добавлением 20%(по объёму) кварца. Разница, как видим, получается значительная.
А к гематиту, например, стоит добавлять 50 - 100% кварца, и тогда его незаменимый, но слишком
плотный, "тяжёлый" цвет становится оптимальным. Добавление 5-10% кварца также облегчает работу(начиная с растирания)
со всеми вязкими, жирными(волконскоит) и слоистыми(аурипигмент)камнями. К слову стоит упомянуть, что 5-10%
кварца сильно изменяют в лучшую сторону и свойства титановых белил. Так что, подитоживая рассмотрение этого вопроса, стоит
подчеркнуть целесообразность делать в некоторых случаях(не во всех, конечно) вместо
"разбелки", - "раскварцовку".
После приготовления из минерала порошка - пигмента он разводится в "эмульсии", - яичном желтке,
разбавленном кипяченой водой с добавлением капли уксуса , и краска, называемая "яичная темпера", готова.
Использовать её следует быстро, в жидком виде она не может долго сохраняться. Для настенных росписей
по влажной извести, называемых "фресками", вместо желтка используется яичный белок либо растительные
клеи: пшеничный или пшенично-ячменный.
По своей метафизической сущности изображение на иконе должно быть отнюдь не тем-же самым, что
писаный масляными красками, например, портрет. Второе - как бы лежит на плоскости и привязано к ней.
Оно целиком и полностью "от мира сего". В противоположность этому первое - должно создавать у
смотрящего на икону ощущение бесконечной пространственной глубины и
перспективы. Глубины, оторванной от сиюминутной реальности и уводящей в мир "астральный". Настоящая
икона подобна окну из нашей бренной реальности во вневременное Божественное пространство, в котором
пребывают образы Святых, на ней изображаемые. И для максимального воплощения этой глубинной сущности
иконы, её по сути предназначения, подбирались веками адекватные изобразительные средства, технические
приемы и материалы. В частности, пигменты. И не случайно такими пигментами стали именно минералы.
Минералы-красители относятся к различным классам соединений:
Силикаты: - лазурит("ляпис-лазурь"), глауконит, волконскоит, хлориты, селадонит, пироксены(эгирин, авгит), амфиболы(рибекит), диоптаз.
Оксиды(окислы): - гётит, гематит, лимонит, окислы марганца(псиломелан, тодорокит, вад), магнетит.
Сульфиды: - киноварь, аурипигмент, реальгар.
Карбонаты: - церуссит(природные кристаллические свинцовые белила), малахит, азурит("голубец"), сидерит.
Сульфаты: - ярозит.
Фосфаты: - вивианит, керченит, элит(псевдомалахит), дельвоксит.
Вольфраматы и ванадаты: - вульфенит, ванадинит.
Хроматы: - крокоит.
Основные цвета:
Красный: киноварь, гематит(после прокаливания), охры красные.
Оранжевый: реальгар, крокоит.
Жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит.
Зелёный: глауконит, волконскоит, хлориты, селадонит, эгирин, авгит, малахит, керченит.
Голубой: азурит(в тонком помоле), диоптаз.
Синий: лазурит, азурит(в крупном помоле), вивианит землистый (индиго минеральный), рибекит.
Фиолетовый: лазурит(ультрамарин природный, после специального прокаливания).
Красно-коричневый: гематит, охры тёмные, темный лимонит.
Коричнево-чёрный: окислы марганца(псиломелан, тодорокит, вад).
Чёрный: магнетит.
Рисунок: Икона Божией Матери "Умиление". Написана минеральными пигментами. Иконописец: Сергий Глоткин, М., 2001г.
См. продолжение.
Метафизические аспекты преимуществ темперной техники иконописи перед масляной рассмотрены в
интереснейшей работе П. А. Флоренского "ИКОНОСТАС"
См. также:
Философия русского религиозного искусства. Антология. М, Изд. группа "Прогресс", "Культура", 1993г., с. 400.
Архимандрит Зинон. Беседы иконописца. Новгород, "Русская Провинция", 1993.
Е. Н. Трубецкой. Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи.
Ю. В. Алексеев-Алюрви. Красочное сырьё и краски, используемые в живописи.(Анализ и описание природного минерального и органического сырья, рецепты приготовления красок).
М, Издание автора, 2000г.