Лубкова Татьяна Николаевна
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук
|
содержание |
1) Атмосферные выпадения от промышленности и транспорта являются одним из основных источников загрязнения почв урбанизированных территорий тяжелыми металлами. Прогноз загрязнения может осуществляться на базе оценок нагрузок загрязнителей по данным снеговых съемок и ряда коэффициентов, характеризующих равномерность твердофазных выпадений в течение года, степень их аккумуляции почвами и долю от растворенных форм в выпадениях, идущую на загрязнение почв.
2) Вынос загрязнителей из экосистемы НП <Лосиный остров> осуществляется преимущественно с речным стоком в половодье (около 70% от выноса за год). В условиях выровненного рельефа и залесенной местности доля твердофазных выпадений, идущая на аккумуляцию почвами, составляет не менее 97%, растворенных форм тяжелых металлов (Cu, Zn, Pb, Ni) - 73-78% от их поступления на водосбор.
3) Около 45-50% загрязнителей в зимний период поступает с твердофазными выпадениями в интервал до 1 км от промышленных источников. При отсутствии выраженных различий в профиле промышленного производства в летний и зимний периоды поступление тяжелых металлов равномерно в течение года (трехкратное увеличение пылевой нагрузки в летнее время компенсируется снижением содержаний в пыли).
4) На территории НП <Лосиный остров> загрязнение почв в интервале до 5 км от границы промышленных зон обеспечивается сопоставимыми количествами взвешенных (30-40% для Mo, Zn, Ni, 50-60% для Cu, Ag и 80% для Pb) и растворенных форм тяжелых металлов. Согласно прогнозу, средние содержания приоритетных загрязнителей в почвах превысят аномальный уровень на расстоянии до 1 км через 35-65 лет (на 20% площади парка), в более удаленных частях - не ранее, чем через 150-300 лет. За счет латеральной миграции на отдельных участках парка загрязнение почв достигнет среднего уровня через 120-150 лет.
5) Проведенными исследованиями в районе МКАД установлено, что около 70% поступления пыли и 45-70% металлов в зимний период приходится на интервал 0-100 м. В летний период наблюдается близкое к двукратному увеличение выпадений основных загрязнителей, связанное с возрастанием транспортной нагрузки.
6) Загрязнение почв в районе транспортной магистрали определяется преимущественно твердофазными выпадениями, обеспечивающими в полосе до 100 м от дорожного полотна 65-95% запасов тяжелых металлов. Время формирования техногенных аномалий приоритетных загрязнителей в интервале 0-25 м составляет 20-50 лет, 25-50 м - 40-90, 50 - 100 м - 60-130 лет.
7) Исследованием солевого загрязнения около МКАД установлено, что на аккумуляцию солей почвами из снежного покрова при его таянии приходится около 45% запасов за зимний период. Вымывание из почв, наиболее интенсивно идущее в начале теплого периода, коррелирует нарастающим итогом с атмосферными осадками и составляет при их количестве, близком к норме, 40% от запасов в почвах после снеготаяния.
8) Практическая реализация прогноза солевого загрязнения почв осуществляется путем пошаговых расчетов для заданных значений нагрузок солевых компонентов и количества атмосферных осадков за теплый период года. При условии их постоянства в течение прогнозного периода могут быть определены предельные значения снижения (роста) запасов солей в почвах.
9) Загрязненный снежный покров является одним из основных источников формирования техногенного потока рассеяния тяжелых металлов в донных отложениях. На примере р.Ички, протекающей в зоне влияния МКАД, балансовыми расчетами показано, что существующий уровень загрязнения обеспечивается аккумуляцией 20% взвешенных форм тяжелых металлов, депонированных в снежном покрове в прилегающей к руслу полосе.
10) Согласно расчетным данным, полученным при использовании предложенного уравнения, определено, что время формирования техногенного потока рассеяния основных загрязнителей (Pb и Zn) составляет 20-30 лет.
|