Все о геологии :: на главную страницу! Геовикипедия 
wiki.web.ru 
Поиск  
  Rambler's Top100 Service
 Главная страница  Конференции: Календарь / Материалы  Каталог ссылок    Словарь       Форумы        В помощь студенту     Последние поступления
   Геология >> Геоэкология | Популярные статьи
 Обсудить в форуме  Добавить новое сообщение

Международные конвенции по атмосфере и климату и интересы России

Автор: Н.Ф.Еланский

Содержание

4. Первоочередные меры.  

   Из-за недальноводной политики Правительства СССР страна оказалась в самом незавидном положении в международном экологическом движении. К большому сожалению, Правительство РФ следует курсом бывшего Правительства СССР. А впереди - принятие новых международных соглашений, еще более глубоко затрагивающих наши национальные интересы. Нет ничего хуже, чем пассивно ожидать миллиардных выплат за передачу части неиспользованных квот на выброс парниковых газов. Не будет их! Западные страны, исподволь продвигавшие включение этого пункта в международные соглашения еще со времен конвенции о трансграничном переносе, совсем не собираются платить. В соответствии с их национальными прграммами они планируют значительно сократить выбросы парниковых газов (см., например, Отчет по плану действий в области изменения климата США, 1996), в основном укладываясь в рамки принятых квот. При этом надо учитывать, что и оценки современных выбросов могут быть несколько завышены западными странами. Не имея системы контроля, мы можем полагаться только на те сведения, которые они нам передают и на те методики оценок, которые ими разработаны. Все идет к тому, и скорее всего так было задумано, что наша и другие технологически отстающие, но быстро развивающиеся страны вынуждены будут либо покупать квоты на эмиссии, либо сдерживать рост производства.    

    Россия сильно отстала от многих западных стран в области охраны окружающей среды. Из-за экологической разрухи, политической нестабильности и огромной территории, которую надо контролировать, нельзя ждать от Правительства РФ быстрой переориентации с проблем выживания, на проблемы повышения качества жизни. Однако Правительство не должно оставаться и далее пассивным, поскольку уже реально существует угроза национальной безопасности.    

Несмотря на ограниченные финансовые возможности страны, вполне реально изменить ситуацию в лучшую сторону, если следовать следующим путем:

1) Создать координирующий научный центр. Он инициирует развитие исследований в области физики и химии атмосферы, математического и лабораторного моделирования, разработки экологически чистых технологий и веществ. Так как уровень обоснованности научных положений, на которых базируются Международные соглашения не очень высок, а потенциал отечественной науки велик, то существует возможность не только быстрого приспособления к идущему процессу противодействия антропогенным изменениям в окружающей среде, но и некоторого смещения направления его развития в интересах нашей страны. Создание такого центра требует в основном чисто организационных усилий и относительно небольшого финансирования на совершенствование экспериментальной базы. Многие из групп, которые могли бы в него войти имеют сейчас международные гранты и поддержку Российского фонда фундаментальных исследований. Очевидно, эта поддержка будет только возрастать по мере роста научного влияния центра в стране и в мире.

2) Создать систему комплексного мониторинга атмосферы для получения независимой информации о ее состоянии. Очевидно в ближайшие годы мы не сможем сравниться с США, Канадой, странами ЕС в этой области, но иметь минимум станций необходимо, чтобы хотя бы сколь-нибудь обоснованно отстаивать интересы страны. Таким минимумом являются 2-3 станции, удовлетворяющие самым высоким требованиям глобальной системы контроля (сейчас в стране нет ни одной такой станции, в то время как в мире их несколько десятков) и одна подвижная экологическая лаборатория на базе железнодорожного вагона.     Подвижная лаборатория, как показывает опыт первых российско-немецких экспериментов 1995-97 гг., является уникальным по эффективности средством контроля состояния атмосферы над большими континентальными территориями. Для России это единственная возможность связать воедину разрозненные наблюдения в разных регионах и повысить их качество и дать целостную картину состояния атмосферы над страной. Кроме того, такая лаборатория необходима для калибровки спутниковых систем слежения за атмосферой и только она может связать национальные сети мониторинга различных стран, выполняя измерения от Португалии до Вьетнама. Владелец лаборатории может стать арбитром в межнациональных спорах по качеству сетей мониторинга и загрязнению атмосферы.

    В настоящее время Институт физики атмосферы РАН, ВНИИ железнодорожного транспорта и Институт химии Макса Планка (Германия) работают над созданием такой лаборатории. Естественно, эти организации надеются получить и, очевидно, получат финансовую поддержку Западных стран. Но принципиально важно, чтобы владельцем лаборатории и, причем относительно независимым) оставалась Россия. Для этого необходимо финансирование в пределах 1 млн. долларов на оборудование современными приборами и средствами связи.

3) Вовлекать в экологическое движение регионы. Многие регионы жизненно заинтересованы в улучшении среды обитания: в защите от повышенного УФ солнечного излучения в развивающейся озоновой дыре (Восточная Сибирь), в уменьшении концентрации токсичных соединений (в воздухе городов и промышленных районов), в ликвидации природных и экологических неблагоприятных последствий изменения состава атмосферы и климата (все субъекты федерации). Кроме того, многие регионы имеют возможность требовать возмещения убытков, связанных с загрязнением воздуха соседями (например, Юго-запад России, испытывающий из-за превалирующих западных ветров мощное антропогенное давление со стороны Украины). Участвуя в экологических программах, регионы втягиваются в международное движение, что способствует активному сотрудничеству с различными научными и общественными организациями, развитию системы образования, увеличивает занятость молодежи, развивает туризм. Первые ростки такой заинтересованности регионов уже видны на примере осуществления научных и природоохранных комплексных программ "Байкал", "Камчатка", которые наполовину финансируются за счет местных бюджетов.

4) Стимулировать природоохранные действия со стороны министерств, компаний, предприятий. Сейчас проблемы экологии многими руководителями напрямую связываются либо с возможностью попасть в тюрьму, либо с выплатой штрафов. Отсюда чисто формальное отношение к исполнению природоохранных требований, которые в массе своей несовершенны, а иногда и бессмысленны.

    Будущее РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", равно как и многих других компаний, во многом зависит от правильного понимания и практического использования в своих интересах изменяющейся роли экологии в современном мировом процессе. Уже сейчас она стала действенным средством конкурентной борьбы. В дальнейшем эта роль только повысится. Несомненно, авторитетное заключение ученых-экологов об удовлетворительной чистоте отечественной газовой индустрии на всех ее стадиях: добычи, переработки, транспортировки и потреблении - открывает новые возможности в увеличении объемов добычи и продажи газа, в привлечении инвестиций и повышает котировку акций РАО "Газпром". Такие же выгоды могут извлечь и отрасли, связанные с тонкими технологиями. Например, создание будущих сверхзвуковых самолетов неразрывно связано с возможным воздействием на озоновый слой и климат Земли. Жесткие ограничения на полеты в стратосфере могут сделать бессмысленными все многомиллиардные вложения в создание сверхзвукового пассажирского флота. С другой стороны, удачное использование экологических общественных интересов может привести к завоеванию новых рынков, большим прибылям, как этого добились Du Pont и ICI.

5) Создать благоприятные условия предприятиям для перехода на новые экологически чистые технологии и вещества. Не отказываясь от западной финансовой помощи, надо прежде всего развивать собственные исследования в этом направлении. В бывшем СССР не были востребованы многие разработки в области энергосбережения и защиты окружающей среды от загрязнения, в том числе технологии производства ОБВ, не имеющие аналогов в мире. Очевидно их внедрение в производство могло бы дать быстрый экономический эффект.

    В заключении отметим, что дальнейшее развитие мировой экономики и общественно-политических отношений тесно связано с оптимизацией использования природных ресурсов. Масштабы использования уже настолько велики, что общество начинает сталкиваться с проблемами необратимых природных изменений практически повсеместно. Сложности в изучении этих изменений из-за наличия множества труднопрогнозируемых связей всегда будут иметь широкие рамки неопределенности. В пределах этих рамок возможны различные решения, выгодные одним или другим странам, международным корпорациям. Чтобы тяжесть расходов за мировой экологический прогресс не ложилась постоянно на богатую природными ресурсами Россию, необходимо войти в группу стран - лидеров, определяющих стратегию движения за экологическую безопасность.


 См. также
КнигиЗахоронение радиоактивных отходов в геологических структурах на Дальнем Востоке: 3. Правовое обеспечение
Научные статьиГлобальные и Региональные Аспекты Политики,Энергии,Общества,Экологии и Юбилеи Радиоактивных Аварий на Урале

Проект осуществляется при поддержке:
Геологического факультета МГУ,
РФФИ
   

TopList Rambler's Top100