Все о геологии :: на главную страницу! Геовикипедия 
wiki.web.ru 
Поиск  
  Rambler's Top100 Service
 Главная страница  Конференции: Календарь / Материалы  Каталог ссылок    Словарь       Форумы        В помощь студенту     Последние поступления
   Геология
 Обсудить в форуме  Добавить новое сообщение

School for Life

by Eugenia Gavrikova, Irina Podolskaya, and Sergey Filimonov; photos by Sergey Filimonov

Школа жизни

Евгения Гаврикова, Ирина Подольская, Сергей Филимонов; фото Сергей Филимонов

Обычно, когда речь заходит о геологии или о геологах, то у многих людей, далеких от этой профессии, в воображении возникает бородатый мужик с телосложением Атланта, обязательно с огромным рюкзаком и молотком. Он, чаще всего ищет, конечно же, золото где-нибудь в Сибири, или нефть и газ. И трудно представить себе, какое отношение могут иметь подростки к этой профессии.

При геологическом факультете МГУ с 1946 года работает Геологическая школа для детей 12-17 лет. Основная цель работы этой школы - пробудить у ребят интерес к науке о Земле, помочь выбрать любимое дело, которое, может быть, останется с ними на всю жизнь. Многие из учеников, окончивших эту школу, поступают на геологический факультет МГУ и связывают свою дальнейшую судьбу именно с геологией.

Традиция приобщения молодежи к геологии, начиная со школьной скамьи, берет начало со второй половины XIX столетия. Тогда, как правило, такая работа велась учеными-энтузиастами. Создавались неформальные кружки из нескольких человек, которые сопровождали опытного естествоиспытателя в экспедициях. Молодые люди помогали проводить лабораторную обработку собранного материала, перенимали опыт и знания непосредственно на практике.

После революции 1917 года эта традиция прервалась. Но в конце 30-тых годов прошлого века стране как никогда стали необходимы полезные ископаемые и, следовательно, высоко квалифицированные специалисты. В походах за полезными ископаемыми приняли участие не только профессиональные геологи, но и школьники. Более того, работа с подрастающим поколением стала даже обязательной.

Все это сказалось как на массовости движения, так и на интересе школьников к профессии геолога. Геология была объявлена делом государственной важности. В 1932 году отдел технической пропаганды геологоразведочного бюро газовых месторождений Народного Комиссариата тяжелой промышленности выпустил брошюру с броским заголовком: "Турист, Охотник, Краевед в поход за природным газом!"; "По дорогам и тропам нашей страны должны двинуться путешественники-охотники за камнем и следопыты-исследователи", - писала газета "Комсомольская правда".

На геологическом факультете МГУ заниматься со школьниками начали в 1946 году, почти сразу же после Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Тогда занятия шли в старом здании МГУ на Моховой улице, где только-только были залечены раны от бомбежек. Время было трудное, плохо было с книгами, бумагой, с геологическим снаряжением, да и в семьях школьников было порой просто голодно. Но их объединяла одна мечта - стать геологами.

Когда в 1953 г. МГУ переехал в новое высотное здание на Ленинских горах, в геошколе было 10 групп, в которых занималось около 200 школьников. Занятия вели студенты геологического факультета, зачастую сами бывшие выпускники геошколы. В этот период стали регулярно проводиться походы, экскурсии и поездки учеников. Исхожены были многие замечательные места Подмосковья, в дни школьных каникул выезжали на Урал, на Украину. А в 1954-1955 учебном году провели первую геологическую олимпиаду школьников на геологическом факультете.

Основная задача школы Юного геолога - это подготовить абитуриентов для поступления на Геологический факультет МГУ. Ребята изучают общую и структурную геологию, минералогию и палеонтологию, а также другие науки геологического цикла. В основу обучения в геологической школе положен индивидуальный подход к каждому учащемуся. Занятия проходят под руководством опытных преподавателей: студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов и сотрудников геологического факультета МГУ и других геологических организаций в аудиториях Главного здания университета.

Особое место в обучении отводится практической работе. Ребята занимаются с минералогическими и палеонтологическими коллекциями, геологическими картами, а также выезжают на практики. Практические выезды проходят в дни школьных каникул. География их путешествий охватывает, чуть ли не всю, необъятную Россию. Они, как настоящие геологи, отправляются в экспедиции Крым, на Урал (Ильменский заповедник), в Хибины, Карелию, Краснодарский край, на Курскую магнитную аномалию и в другие интересные места. В выходные дни юные геологи путешествуют по Московской и близлежащим областям.

Но работа и жизнь геолога по плечу не каждому. Приходится совмещать практически несовместимые вещи. Трудно представить человека, которому по силам трудные походы с тяжелым рюкзаком, сидящим за книгами и зубрящим понятия и определения. По статистике, и з каждых 100 принятых в школу только около 30 человек успешно сдают выпускные экзамены и получают свидетельства об окончании школы, а на геологический факультет МГУ поступают не более 20. Но для всех, кто учился в этой необыкновенной школе, воспоминания остаются на всю жизнь.

Ну, чем же школа так привлекает подрастающее поколение? Возможностью почувствовать себя в 12 лет взрослым человеком, занимающимся серьезным, настоящим делом. Преподаватели относятся к ним, как к коллегам, помогая реализовать себя в наиболее понравившейся отрасли геологии, будь то палеонтология, минералогия или маркшейдерское дело. Ничего не будет упущено из виду, к каждому свой подход.

Любой ученик геошколы легко ориентируется с помощью компаса, умеет развести костер под проливным дождем и на снегу. Он обязан оказать первую медицинскую помощь. Во всех походах юные геологи обязательно ведут специальный полевой дневник, описывают горные породы и минералы, составляют специальные коллекции, карты. А теперь вообразите, сколько весит такой рюкзак в конце экспедиции. На такой вопрос они только загадочно улыбаются. Воистину, геошкольникам скучать не приходится.

Зимние каникулы ребята проводят в зимнем лагере на территорию Мещёрской научной базы геологического факультета МГУ. Необыкновенно красивая природа, чистый воздух, подвижные игры на улице - что еще нужно для здорового отдыха на каникулах? А вечерами всевозможные сценки и спектакли, поставленные как ребятами, так и их преподавателями, конкурсы, интересные и познавательные игры.

Немало воспоминаний остается у ребят после окончания геологической школы. И независимо от того, свяжут они свою судьбу в дальнейшем с геологией или нет, одно не уйдет в разряд воспоминаний - это их крепкая, можно сказать, сплетенная из дождя и солнца, настоящая дружба на века.

Из высказываний выпускников Геошколы:

"Лично для меня геологическая школа - это целая эпоха моей жизни, в которой было много хорошего и плохого, но все же, конечно, больше было хорошего. Это ни с чем несравнимая романтика походов, песни под гитару у костра, замечательный коллектив, объединенный крепкой дружбой, общим делом, стремлением узнать что-то новое об окружающем нас мире. И, конечно же, общей любовью к тому, с чем большинство из нас в дальнейшем связывают свою судьбу, а именно, к геологии".

"Геошкола, действительно, затягивает. Я уже начинаю думать, что и жить-то без нее не смогу. Настоящие друзья, походы, лес, палатка, костер, гитара, намеченная цель и уходящая вдаль дорога - вот оно то самое ценное, что я обязательно сохраню в своем сердце. Как жаль, что эти годы обучения так быстро проходят".

"Здесь прошла, пусть и небольшая, но лучшая часть моей жизни, здесь я нашла настоящих друзей, в которых уверена на 10000(0)%".

Статья опубликована в журнале "MOSCOW. Today & Tomorrow" в октябре 2003 года


 См. также
Научные статьиА. Г. Жабин НОВЫЕ ДАННЫЕ В ОБЛАСТИ БИОМИНЕРАЛОГИИ. (В связи с выходом книги А. А. Кораго "Речной жемчуг").
Аннотации книгВышла в свет книга "Исследователи природы Урала"
НовостиПоздравляем ГеоШколу !!:
Научные статьиРоль и место Российской науки в ближайшие десятилетия: Субъективный взгляд изнутри и снаружи
Биографии ученыхВладимир Сергеевич Коптев-Дворников:
Анонсы конференцийВсероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского
Аннотации книгКаталог научной литературы издательства "ГЕОС" на 2007-2010 годы

Проект осуществляется при поддержке:
Геологического факультета МГУ,
РФФИ
   

TopList Rambler's Top100