Уже первые признаки проявления в 70-е
годы этих опасных явлений имели большой
общественный резонанс. В отличие от многих
"домашних" экологических неприятностей
(загрязнение почвы и воды, опустынивание,
сокращение видов животных и растительности и
т.д.), проблемы, связанные с загрязнением
атмосферы, носят глобальный характер. Каждая
страна в отдельности ничего не может с ними
поделать. К тому же виновниками их появления
вполне обоснованно считались
промышленно-развитые страны, которые и должны
были нести основные расходы по их устранению.
Интенсивные и результативные
научные исследования и большая
заинтересованность общественности привели к
принятию важных международных соглашений: 1)
Женевской конвенции о дальнем трансграничном
переносе загрязняющих примесей и Протокола к ней
о сокращении выбросов NOx, 2) Венской конвенции о
защите озонового слоя (1985 г) и Монреальского
протокола об ограничении и запрещении
производства озоноопасных ХФУ (1987 г), 3) Рамочной
конвенции об изменении климата (Рио-де-Жанейро,
1992 г) и Протокола об ограничении выброса
парниковых газов (Киото, 1997 г).
Если первые соглашения по
трансграничному переносу носили больше
рекомендательный характер, то последующие уже
содержали обязательные к исполнению конкретные
требования. Беспрецедентным в этом отношении
явился Монреальский протокол. Тщательно
подготовленные и сформулированные цели,
требования и санкции за их неисполнение
продемонстрировали возможность решения
сложнейших экологических проблем. В 1987 г его
подписали 36 стран. Предусматривалось сначала
заморозить на уровне 1986 г, а к 1993 г сократить на 20%
производство наиболее опасных ХФУ. Эти
требования были с опережением выполнены. В 1990 г в
Лондоне правительства 92 стран приняли
обязательства полностью прекратить
производство ОРВ к 2000 году. В число запрещаемых
веществ были допольнительно включены широко
используемые в народном хозяйстве и в быту четыреххлористый углерод, метилхлороформ,
метилбромид. В 1992 г в Копенгагене
дата прекращения производства ХФУ была
перенесена на 1996 г, а список озоноразрушающих
веществ пополнился целым семейством
соединений - гидрохлорфторуглеродами.
Они должны быть полностью исключены из
производства и потребления к 2030 году.
В год десятилетия Монреальского
протокола уже 163 страны стали участниками
движения за сохранение озонового слоя.
Не все страны оказались способны выполнить
подписанные соглашения, в том числе и Россия. В 1990
г в республике производилось 198 тыс. тонн ОРВ, что
составляло около 20% от мирового уровня. В 1992 г
производство упало до 146.5 тыс. тонн, а в 1996 г - до 18
тыс. тонн. Однако полное прекращение
производства ОРВ Россия может обеспечить только
к 2000 г. Страны Венской конвенции с пониманием
отнеслись к предложению Правительства России
(1995г) продлить срок полного запрещения
производства и потребления ОРВ в связи с
экономическими трудностями и пока не применяют
экономических санкций к нашей стране.
Опыт согласованных международных
действий по защите озонового слоя в полной мере
был использован странами при разработке конвенции по климату. В 1992г 176 стран
подписали Рамочную конвенцию и только в 1997г -
Протокол об ограничении выброса в атмосферу парниковых газов.
Подготовка и принятие последнего документа
проходили в острой борьбе, поскольку ограничения
на величину выброса прямо влияют на развитие
промышленности, энергетики, транспорта в каждой
из стран участников соглашения.
Протокол предусматривает в целом
сократить объем выбросов парниковых газов в
период 2008-2012 гг на 5.2% по сравнению с 1990 г. При этом
страны ЕС должны сократить выбросы на 8%, США - на
7%; Япония, Канада, Польша, Венгрия - на 6%. Россия и
Украина сохраняют величину эмиссии на уровне 1990
г, учитывая кризисное состояние нашей экономики.
Российская делегация комментировала это решение
как успех отечественной дипломатии.
Участники конференции в Киото пошли
значительно дальше, по сравнению с Монреальским
соглашением. В новом Протоколе в общем виде
предложен механизм торговли квотами на эмиссии.
Страны, превышающие установленные нормы могут
покупать квоты тех стран, где эти нормы не
достигаются. Таким образом, начал формироваться
совершенно новый экологический рынок квот, на
котором, очевидно, будут сосредоточены огромные
финансовые ресурсы.
Подобное успешное продвижение в
направлении экологической безопасности
заставляет пересмотреть первые мало эффективные
решения, касающиеся улучшения качества
приземного воздуха. В 1996 г встречей министров
экологии ряда Европейских стран был инициирован
процесс подготовки новой конвенции о тропосферном
озоне, концентрация которого в приземном
воздухе за последние 100 лет выросла в 2-3 раза и
приблизилась к тому уровню, когда озон
становится опасным для человека и живой природы
(содержание озона в тропосфере составляет 12-15% от
общего количества и поэтому его рост не
компенсирует разрушения стратосферного
озонового слоя). Предварительное обсуждение
возможных ограничительных и запретительных мер
показало, что список запрещенных к производству
веществ будет существенно более весомым, чем в
двух предыдущих случаях. Очевидно, эти меры
затронут многие жизненно важные отрасли
народного хозяйства. Кроме того, будущая
конвенция имеет более выраженный региональный
характер и поэтому, возможно, запреты,
ограничения и распределение квот на эмиссии
будут проводиться, в том числе, и по отдельным
регионам.
далее>>
|