Арик Крупп.

"Со мной ничего не случится..."

(неоконченная повесть)

 


5. Костя Серов

Началось все, как обычно, как начиналось каждый год уже три года подряд: пришла в январе бумага из ВЦСПС с просьбой освободить от работы инженера Серова К.А. с 30 января по 30 апреля "для работы на КСП (Контрольно-спасательный пункт) в районе Полярного Урала".

Когда я показал эту бумагу своему начальнику, Борису Алексеевичу, он только вздохнул:

- Не знаю, может быть, ты там кого-нибудь и спасаешь, но меня ты доведешь до инфаркта. Это уже точно.

- Ну, Борис Алексеевич, не такой уж я важный работник, чтобы из-за меня так терзаться.

- Работник ты, действительно, неважный, но сейчас каждый человек на счету. Ну что с тобой делать: не отпущу - ты через мою голову уйдешь.

- Конечно.

- Смотри, не замерзни там.

- Не замерзну.

Вечером я позвонил Саше.

- Привет, Доктор! Протрубили трубы, пора седлать своих деревянных лошадок, то есть вострить лыжи. Ты как, получил бумагу?

- Получил, шеф, и готов встать под твои знамена.

- Приходи ко мне, перекурим это дело.

Через два дня мы были уже в Москве, пробыли там три дня, получили снаряжение, медикаменты, инструкции, и уже вчетвером вылетели в Полярноуральск.

Для АН-10 пять часов лета, и вот уже Заполярье - короткий день, длинные тени и морозы с ветрами. Полярноуральск - обычный город, улицы, как улицы, дома, как дома, за городом видны горы, все нормально, только зимой очень мало света и очень мало тепла, и это накладывает отпечаток на людей, живущих там: тепло приходится черпать в самих себе, и это тоже одна из причин северной болезни.

Никто не бывает на Севере однажды.

Сначала сами сходили в горы, А потом потекла служба. Выпустили в феврале две группы, которые благополучно прошли маршрут; в марте выпустили еще три группы, потом наступило затишье.

В конце марта принесла почта еще одну маршрутную книжку: группа из Куйбышева, шесть человек, в том числе одна женщина, поход пятой категории сложности, начало маршрута в поселке Северный, конец - станция Халь-Из на железной дороге, идущей на восток, к Оби. Контрольный срок - через двадцать дней после выхода.

- Когда у них начало похода?

- Послезавтра. Завтра они будут здесь, познакомимся.

Мы сидели в оперативке КСП и смотрели схему маршрута этой группы.

- Если учесть нынешнюю погоду, то маршрут очень сложный: в горах почти каждый день метет. Трудно им придется.

- Может закрыть маршрут? - предложил кто-то.

- Нет оснований. Идти в такую погоду можно, а в пятерку новички не ходят, должны пройти. Завтра посмотрим на них.

На следующий день в КСП появились двое парней, одетых в одинаковые меховые куртки.

- Здравствуйте. Можно увидеть начальника КСП?

- Можно, это я, Серов.

- Алексеев.

- Гайнуллин.

- Садитесь, поговорим. Маршрут свой, надеюсь, изучили хорошо?

- Да, все в порядке.

- Обратите особое внимание на перевал Неожиданный. Склон там лавиноопасный. Подъем не тяжелый, зато спуск... веревки, ледорубы, кошки - все может понадобиться.

- У нас есть.

- В конце Черного озера стоит домик с печью, там иногда останавливаются трактористы. Если что случится - спрямляйте маршрут - и прямо туда. Пока все. Где ваши ребята?

- На станции, ждут поезда на поселок Северный.

- Саша, пойдем посмотрим на них и на снаряжение, проверить их медицину. Выход мы всем разрешим.

Ну и ну! Махонький зал ожидания, казалось, был до отказа забит шестью пузатыми рюкзаками, да еще лыжи, да еще сами ребята.

Они нас ждали.

- Здравствуйте!

- Здравствуйте!..

- Как настроение?

- Отличное, Урал будет нашим!

- Не сомневаюсь. Покажите палатки, примусы, аптечку.

Снаряжены они были хорошо, ничего не скажешь.

- Если после похода будете в Полярноуральске, зайдите на КСП, расскажите, как прошли.

Подошел поезд, и ребята начали грузиться. Я посмотрел на невысокую фигурку Вали и подозвал Алексеева.

- Слушай, Виктор, береги жену, она единственная женщина в группе, ей вообще будет труднее, чем вам. Это - Полярный Урал. Ты, надеюсь, понял, что я тебе сказал?

- Понял, спасибо.

- Не за что, ну, счастливого пути, возвращайтесь победителями.

И все хором:

- До-сви-дания!

 

* * *

Жизнь шла своим чередом, мы бывали в гостях у авиаторов, слушали северные истории, Доктор пел песни, иногда запивали - это Север.

А погода с каждым днем становилась все хуже: шли снега, и даже в городе чувствовалось, как сильны ветры, а в горах этим ветрам есть где разгуляться.

Однажды, просматривая график группы, я заметил, что вчера или сегодня ребята должны были выйти на метеостанцию.

Я сказал об этом товарищам:

Надо будет завтра связаться по радио с метеорологами. Я не суеверный, но сдается мне - будет работа.

На следующий день в гидрометцентре мы попросили связаться с метеостанцией.

- Связь будет через полтора часа.

- Мы подождем.

Через полтора часа выяснилось: группа не приходила.

- Свяжитесь с геологами, может быть, трактористы их видели.

- Попробуем.

Через полчаса выяснилось: шесть дней тому назад они были в домике у Черного озера, собирались уходить через перевал.

Вот так. До метеостанции ходу три-четыре дня, еще добавим день, итого - пять, все равно не получается.

- Нужно готовить отряд к выходу, если они завтра не придут на метеостанцию, будем искать их. Нужно просить у авиаторов вертолет.

На другой день ребята готовили снаряжение, а я пошел к авиаторам.

- Понимаешь, Костя, без разрешения свыше мы не можем дать вам машину, знаешь, сколько стоит час вертолетного времени?

- Знаю, Михалыч, но там, в горах, люди.

- Ладно, что-нибудь придумаем. Была б моя воля, я бы запретил этим бездельника лазить в горы зимой. Это вам не Крым. Судить за такие дела надо.

- Ладно, Михалыч, о моральных аспектах туризма мы с тобой подискутируем, когда вернемся. Когда будет вертолет?

- Часа через два.

- Спасибо.

Плывет под нами белая тундра, петляет река, а через двадцать минут начинаются горы, белые, с черными шапками обрывов. Вертолет поднялся выше. Ничего не было живого под нами: мертвый мир, только бежала по горам, не отставая от нас, тень вертолета.

- Иголку в стоге сена ищем, - прокричал мне пилот, - где тут разглядишь чего? Еще хорошо, что погода ясная, а то совсем бы вам худо было.

Я ничего не ответил. Как бы там ни было, а эту иголку нам все равно надо найти.

- Скоро будет метеостанция. Видишь речку? Это - Сань-яха. Скоро посадка.

- Готовьтесь, ребята.

На метеостанции нас ждали.

- Когда выходите?

- Сразу.

- Выпейте чайку на дорогу и поедем.

- Спасибо.

В домике метеостанции было тепло, уютно. Тикали часы на стене, тикали часы на передатчике. Время неумолимо шло. Принесли по-северному крепкий чай, молча выпили.

Потом пилоты встали.

- Нам пора.

- Нам тоже. Спасибо, счастливо долететь.

- А вам удачи. Держите связь, когда найдете ребят, может, прилетим.

Вертолет медленно поднялся, обдав всех снежной пылью, и исчез за горами, затих.

И мы собрались.

Справа горы, слева горы, посередине гусеничный ГАЗ-49, и мы в нем резво катим по тундре.

Я сел рядом с водителем и смотрел вперед.

- Вряд ли они будут здесь, - сказал водитель, часа через два будем у домика, может они там. Зажги-ка мне сигарету.

Я дал ему закурить, и дальше катили молча, да и трудно было говорить: грохот в вездеходе стоял не хуже, чем в вертолете.

А потом горы слева отступили в сторону, и вдали показался маленький фанерный домик с высокой трубой. За домиком, стиснутое с двух сторон горами, лежало Черное озеро.

- Вот и приехали, только тут никого, в горах они.

В домике было пусто и холодно.

- Ну что ж, через день-два мы их найдем, - я был уверен в этом. - Ну, спасибо, Борис, будем с вами держать связь.

- Будем ждать. Счастливо.

Развернулся вездеход на месте, фыркнул и зашлепал гусеницами по снегу, только комья в разные стороны полетели.

Мы вытащили карту, осмотрелись, наметили ориентиры и встали на лыжи.

Сначала дорога шла по речке, на которую с обеих сторон навалились горы, мы шли, а они все ближе подступали, все ближе, а потом долина превратилась в узкий каньон, только полоса неба над головой. Через полтора часа сделали привал, развернули рацию - нужно было проверить связь. Слышно было хорошо, и мы договорились о времени сеансов радиосвязи.

Лыжи легко скользили по твердому насту, и когда мы поднялись на водораздел, было еще светло.

- Пройдем до темноты еще километров шесть, а дальше сегодня нет смысла идти: в темноте еще мимо проскочить можно.

И вдруг Саша, шедший впереди, крикнул:

- Смотрите, вот они!

Рядом с одиноко торчащей скалой сделана снежная стенка, защищающая палатку от ветра. За стенкой должна быть палатка.

За стенкой была пустая яма, в которой валялось несколько пустых консервных банок. Больше ничего.

- Здесь они были, мы на верном пути. Надо спешить.

- Что же с ними случилось, где их прихватило?

- Может, лавину спустили?

- Это будет самое плохое, но может быть и еще десяток менее страшных вариантов.

- Узнаем завтра.

Усиливался ветер, идти становилось все труднее, и часа через полтора, найдя более-менее защищенную расщелину, мы остановились, быстро установили палатку и устроились на ночлег.

Палатка трепетала от порывов ветра, и пламя свечи нервно вздрагивало, и плясали на стенках тени, причудливые, как картинки из книги сказок. Уютно фырчал примус, наш источник тепла и горячей пищи - источник жизни.

Развернули рацию.

- Центр, центр, я КСП, как слышите? Прием.

Слышимость была плохой: радиоволны частично отражались горами, и это было плохо - вдруг ребята будут найдены в таком месте, где нас совсем не услышат, тогда трудно будет рассчитывать на помощь. Мы передали свои координаты и завтрашний азимут - это хоть что-то. Главное - перейти перевал, там уже проще, только бы они в лавину не попали. - Не будем загадывать вперед.

На душе у меня было тяжело, потому что спасатель, как солдат: хорошо, когда они стоят на страже, но плохо, когда они заняты своим основным делом.

 


Главы: 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10


Страница взята с сервера Все о Геологии. Оригинальная версия находится на www.bards.ru Rambler's Top100 Service