обновление: 2023. 06.17

КИНО_В зеркале камня

Евсеев А.А. Фильмы, камешки и режиссер с Урала [мир камня в мире кино] \ Мир камня, 1996, №10, С. 37-43

"Какой художественный фильм вы можете смотреть с любого места?"(блиц-опрос)

Андре Базен: "Кино не есть некое особое вещество, которое мы могли бы получить в виде кристаллов". Андре Базен (1918-1958), знаменитый французский критик и теоретик кино в школьные годы увлекался минералогией.

Акира Куросава: "Фильм - это кристалл с множеством граней" - Акира Куросава на съёмках. Источник: http://www2.tky.3web.ne.jp/

Киноафиша Москвы

Янтарь в художественной литературе, кино и др.

Пол Андерсон

"Пол Томас Андерсон назвал свой фильм "Будет кровь" ("There Will Be Blood", 2007) цитатой из библейской книги "Исход": "И будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах". Но в Америке есть и светский вариант выражения про эту самую кровь: где есть нефть, там будет и кровь. <...> Речь идет о нефтяной лихорадке, пришедшей на смену золотой - в индустриальный век нефть становится дороже золота и в пересчете на людские жизни обходится тоже дороже." (Н. Цыркун) \\ Подробнее- http://www.kinoart.ru/afisha/events/1-3/465-2008-02-07.html \\ О режиссере - http://www.kinopoisk.ru/level/4/people/23362/

Микельанджело Антониони

"Впервые я заглянул в объектив кинокамеры - 16 мм «Белл энд Овелл» - в сумасшедшем доме. Его директором бьm мужчина огромного роста, лицо которого с годами, вероятно, все больше становилось похожим на лица  обитателей больницы. Я жил тогда в моей родной Ферраре, чудесном городке Паданской равнины, древней  и безмолвной. С друзьями мы решили снять документальный фильм о сумасшедших. Директор изо всех сил старался помочь мне: он катался по полу, показывая, как ведут себя его больные,  реагируя на внешние раздражители. Но я твердо решил снять фильм о настоящих сумасшедших и настаивал до тех пор, пока директор не сказал: «Ну что ж, попробуйте». Мы подготовили камеру, установили осветительную аппаратуру, рассадили пациентов, как того требовал первый кадр. Нужно признаться, что сумасшедшие покорно подчинялись всем приказаниям, боясь сделать. что-то не так. Они были такими трогательными и послушными, что я ликовал, видя, как успешно идут дела. Наконец; сильно волнуясь, я дал команду включить осветительную аппаратуру. Комната наполнилась светом. Мгновение больные оставались неподвижными, казалось, они окаменели. Никогда в жизни потом я не видел на лицах актеров такого глубокого, тотального испуга. Повторяю, это длилось мгновение, а затем последовала сцена, которую трудно описать. Больные начали корчиться, кататься по земле и кричать именно так, как показывал незадолго до того директор. В долю секунды комната превратилась в ад. Сумасшедшие прятались от света, казалось, что они укрываются от нападения доисторического чудовища. В спокойном состоянии на их лицах не было заметно следов безумия, теперь они бьmи неузнаваемо искажены. Настал наш черед окаменеть. Оператор не мог остановить мотор кинокамеры, а я отдать какую-либо команду. Только директор нашел в себе силы закричать: «Хватит! Выключайте!» 

ххх

Веселость Анны носит чисто языческий, не христианский характер, его идиллическим символом становится источник посреди оливковой рощи. Этот образ не нов, он встречается во многих балладах, воспевающих прелесть простой жизни вдали от двора, например у Эсташа Дешана или у Филиппа де Витри. Именно здесь назначают свидание двое влюбленных, тут же на наших глазах терпит крах последняя попытка дьявола погубить Анну, тут проявляется его бессилие перед лицом чистой любви молодых людей - он способен превратить их тела в камень, но не может остановить биения их сердец, которое подается звуковой дорожкой все громче, в то время как луг покрывается цветами.
(Антониони о фильме Марселя Карне «Вечерние посетители»)

 

ххх

... Плакат «Нет - войне!» над головой у студента. Полицейские в рыцарских доспехах, но далеко не с рыцарскими манерами. В руках у них не мечи и не дубинки, а автоматы. Убит студент, участник демонстрации. И герой картины - молодой парень, бывший студент, исключенный из университета, ныне механик - в гневе тоже поднимает оружие. Падает сраженный пулей полицейский. Убил его кто-то другой, герой ·лишь поднял револьвер, но его заметил полицейский телевизор. Герой скрывается из города несколько необычным способом: он угоняет с аэродрома частный самолет и, радуясь своей свободе, безмятежно и весело летит над шоссе, вьющимся рядом с оголенными каменными горами через Забриски пойнт - Долину смерти. Пять миллионов лет назад здесь была жизнь, а теперь камни, песок, гигантские котлованы, мрачные марсианские пейзажи.

ххх
АНТАРКТИДА Льды Антарктиды смещаются, приближаясь к нам со скоростью три миллиметра в год. Подсчитать, когда они доберутся до нас. Предугадать в фильме, что из этого выйдет".

Антониони об Антониони. Пер. с ит.- М.: Радуга, 1986.- 399 с.

Андре Базен (1918-1958), знаменитый французский критик и теоретик кино, редактор журнала “Cahiurs du cinema” в школьные годы увлекался минералогией.

"Кино не есть некое особое вещество, которое мы могли бы получить в виде кристаллов".

В статье о проблемах экранизации А. Базен сравнил фильм Уильяма Уайлера “Лисички” (1941) по пьесе Лилиан Хеллман с псевдоморфозой. Он пишет : “В школьные годы, когда я увлекался минералогией, я, помнится, был поражен структурой некоторых ископаемых раковин. Известковые слои прижизни животного шли параллельно повехности створки, однако, с течением времени их молекулы перегруппировались таким образом, что образовалось огромное количество тончайших кристаллов, расположенных перпендикулярно первоначальному направлению слоев... Это сравнение иллюстрирует те молекулярные превращения, которые претерпела эстетическая структура пьесы Лилиан Хеллман, хотя в экранном воплощении она и сохранила верность своему театральному обличью” (А. Базен, 1958).

"Для понимания фильма [“Правила игры”, реж. Жан Ренуар] важны музыкальные шкатулки, медвежья шкура, в которой барахтается Октав, агония крольчонка, игра в прятки в коридорах замка—вот первичные элементы, вокруг которых свиваются драматургические спирали действия эпизода. Отсюда единство и относительная независимость эпизодов от сценария. А так же их уникальность, их таинственное свечение, потому что кино отложилось здесь концентрическими кругами, словно перламутр вокруг крохотной соринки в сердце жемчужины".\\ Жан Ренуар

"В 1939 году говорящее кино достигло той стадии, которую географы называют «профилем равновесия реки»; то есть той идеальной математической кривой, которая возникает в результате достаточной размытости русла. Достигнув «профиля равновесия», река свободно течёт от истоков до устья и перестаёт размывать русло. Но вот происходит какой-нибудь геологический сдвиг, который изменяет профиль местности, и вода снова принимается за работу, размывает почву, проникает всё глубже. Иногда на её пути встречаются известняки; тогда вода уходит под землю, её течение становится невидимым, но остаётся всё таким же бурным и неприхотливым". \\ Андре Базен. Эволюция киноязыка \\ http://www.cinematheque.ru/threadtree/12222

Но резкость изображения на всю глубину свидетельствует и о дополнительных поисках, не обязательно связанных с боковым движением камеры, определяемым, в основном, игрой актеров; эта резкость подтверждает единство декораций и актёра, полную взаимозависимость всего сущего - от человека до минерала...

Жан Ренуар (с.65)

Брижит БАРДО. «Инициалы Б.Б.» — М.: «Вагриус», 1997. - 512 с. \\ https://e-libra.ru/read/231041-inicialy-b-b.html (с сокращениями)

,,,фильм как оазис в песках мира и живет своей обособленной жизнью (с. 92)

ххх

Когда мы приземлились в Перу, в Лиме, я умолила стюардессу разрешить мне остаться в самолете, не выходить со всеми пассажирами. Было невыносимо жарко, а у трапа меня поджидала толпа. Коренастый человек с раскосыми глазами, чистокровный индеец, поднялся ко мне в самолет. Он говорил мне что-то на непонятном языке, отчаянно жестикулируя. Я ничего не понимала. В конце концов мне объяснили, что это не то мэр, не то какой-то видный депутат, и он хочет подарить мне что-нибудь на память о Перу. Я должна только сказать, что бы мне хотелось, и он распорядится немедленно это доставить.
Я была тронута.

Мне редко что-нибудь дарят, ничего не требуя взамен. Все эти люди были на вид бедными и очень простыми, а мой собеседник, поставивший себя в зависимость от прихоти звезды, казался искренне взволнованным нашей встречей. Мне вдруг вспомнилось приземление, сушь, пыльно-серый цвет растрескавшейся земли, однообразная скудная равнина, какой-то лунный пейзаж овеянной мифами страны. И я попросила у этого человека горсть перуанской земли: это будет самый лучший подарок. Он смотрел на меня, не понимая, не веря своим ушам, в растерянности оборачивался к окружающим:
«Земля? Почему?»
Наверное, он счел меня сумасшедшей!
Я видела, как он спустился по трапу, крича: «Она хочет немного земли, где мы ее найдем?»
И правда, мудрено было найти эту самую землю на бетонных дорожках аэропорта и в сувенирных лавочках, где ждали покупателей куклы, полудрагоценные камни и изделия местных кустарей. Но он вернулся, весь в поту, запыхавшийся, на грани апоплексического удара, с маленьким мешочком в руках — там была земля Перу.
Я сохранила этот единственный в своем роде, такой странный сувенир. Иногда я смотрю на него и думаю о далекой стране, откуда я увезла немного земли январским днем 1965 года.(стр. 316-317)

Белявский Александр Борисович (род. 6 мая 1932 г.- 2012), актер театра и кино. В 1955 году он окончил геологоразведочный факультет Московского института цветных металлов и золота, а в 1961 году - театральное училище имени Б. Щукина. Источник: http://subscribe.ru/archive/media.today.prazdniki/200505/06050507.text:

Ингмар Бергман (1918.07.14 - 2007.07.30) \\ Берег Бергмана - http://www.mn.ru/issue.php?2007-28-39 \\ http://www.bergman.net.ru/lib/sa/author/177
Неожиданно замечает довольно большой, неправильной формы осколок, поблескивающий среди камушков на дорожке. Скорее всего, это кусочек дна с остро торчащим краем. Протягивает к нему руку, но внезапно останавливается.
Слышит, как по дому идет фру Фоглер.
Поколебавшись с минуту, берет газету, надевает деревянные сабо и раскладывает на террасе шезлонг. Острый осколок - в нескольких метрах правее, она видит его мерцание краем глаза. Листает газету, жирную от пролитого масла, с цветными приложениями.
На лестнице с маленьким кофейным подносом в руках появляется Элисабет Фоглер. Поверх купальника накинута короткая курточка, ноги у нее босы. Опускает поднос на стол, ходит туда-сюда по гравию; берет шезлонг, поднимает с земли грабли.
Несколько раз проходит мимо осколка.
Ингмар Бергман. ПЕРСОНА. Киноповесть. Источник: http://magazines.russ.ru/nov_yun/2004/3/ber1.html

Начало фильма "Седьмая печать" (Швеция, 1956): скалы на берегу сурового моря, волны прибоя, на камнях - шахматная доска, за которой рыцарь Антониус Блок затевает игру со Смертью.


Владимир Бортко (род. 7 мая 1946 г. ), кинорежиссер, автор фильма "Собачье сердце", сериалов "Идиот", "Мастер и Маргарита" и др. После школы учился в Киевском геологоразведочном техникуме ... Источник: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=98872&cid=54

Юл Бринер (Бриннер)

Юл Бринер (Бриннер)(1920 - 1985 ) - известный американский актер ("Великолепная семерка" и др.), родившийся в России (во Владивостоке). Его отец - Борис Ю. Бринер, выпускник Горного института (Санкт-Петербург), опубликовал в 1915 году труд "Серебро-свинцовые рудники Тетюхэ" [ныне знаменитый Дальнегорск-А.Е.], а дед был горнопромышленником и предпринимателем, начинавшим разработку этого месторождения (р-к Верхний) в 1890-ые гг. См.: История зарождения горной промышленности Дальнегорского (Тетюхинского) района - http://www.fegi.ru/PRIMORYE/GEOGR/hist_dal.htm

О нем "КОРОЛЬ ТЕАТРА И КИНО ЮЛ БРИННЕР" - http://www.vestnik.com/issues/2000/0314/koi/nekhamkin.htm

Юл Бринер в фильме "Великолепная семерка"

Чарльз Бронсон (1921. 11.03. - 2003. 08. 30). Наст. имя Чарлз Бучинский, американский киноактер. Сам о себе сказал: "Наверное, я похож на взорванную динамитом каменоломню" Любимый актер Владимира Высоцкого был одним из пятнадцати детей в семье эмигрантов из Литвы. Хотя только он один из всех членов семьи закончил школу, пошел работать вместе с братьями на угольную шахту, чтобы содержать семью. Источник: http://www.videoguide.ru/card_person.asp?idPerson=42 \\ www.kinox.ru

Чарльз Бронсон в фильме "Однажды на Диком Западе"

Л. Бунюэль

Анджей Вайда
"Я многие годы хлопотал, чтобы на здании киностудии во Вроцлаве поместили памятную доску Збигневу Цибульскому. Теперь она уже, кажется, есть, но мне-то хотелось, чтобы она была как-то связана с той ночью, когда решилось, что именно Цибульский сыграет в "Пепле и алмазе". Я считаю, что этот фильм подарил польской кинематографии актерский алмаз, с которым она не очень-то знала, что делать"
А. Вайда. Кино и всё остальное. - М.: Вагриус, 2005. - 352 с.

Петр Вельяминов, актер \\ "Человек-кремень", - говорили о нем друзья // "Эхо Москвы" (2009.06.14)

Владимир Высоцкий

 

 

Владимир Высоцкий на концерте в геологическом клубе. Ауд. 611, МГУ, Москва,1978.12.12.

Владимир Высоцкий (в роли геолога Максима) и Кира Муратова в фильме "Короткие встречи "

Кадры из фильма "Короткие встречи"

Концерты В. Высоцкого у старателей, геологов, шахтеров
1970, август - Макеевка, Донбасс (шахта Бутовская-глубокая и шахта Нарядная)
1970, октябрь - Зыряновск, Змеиногорск
1972 - прииск Хомонхо
1973, август - Дальнегорск
1973, октябрь (19, 22, 28); ноябрь (3) - Геофак МГУ
1973, ноябрь (15) - Киев (УКРГЕОБУРНЕФТЬРАЗВЕДКА)
1974, октябрь - Ленинград (Гипрошах и др.)
1979, июль (21) - Учкудук, Кызылкумы, Узбекистан (4 концерта)
1979, июль Заравшан, Кызылкумы, Узбекистан
1979, июль - Навои, Узбекистан
Источник: Ф. Раззаков. Жизнь и смерть Владимира Высоцкого. - М., 1994

"Нет, у меня полное ощущение, что пора менять профессию и проситься куда-нибудь, там, в Тюмень, я не знаю... Или на Новую Землю. У меня товарищ, кстати, собирается там начинать золото искать - может быть, к нему?
Я честно вам скажу...
Во-первых, здрасьте!
Я не знал, что я снова к вам еду. Потому что я не предполагал, что весь Московский университет сливается в единственный геологический факультет. И, значит... "

Из стенограммы выступления Высоцкого перед студентами Геологического факультета МГУ 16 декабря 1978 г. Полный текст - http://otblesk.com/vysotsky/c2mgug01.htm

Сергей Герасимов

Действие ряда картин С.А. Герасимова происходит в местах хорошо знакомых минералогам (Ильмены, Байкал, Чукотка, Норильск). Из статьи ЕВСЕЕВ А. А. ФИЛЬМЫ, КАМЕШКИ И РЕЖИССЕР С УРАЛА. - Мир камня, 1996, №10, с. 37-43: .

"1906. 06. 21 - родился Сергей Герасимов. Район Миасса, где он родился и провел детство-один из наиболее интересных в минералогическом отношении. Здесь расположен знаменитый Ильменский заповедник, а неподалёку, в 1842 г. был найден крупнейший в России самородок золота “Большой треугольник”.

1936 - ф. “Семеро смелых” (реж. С. Герасимов). Фильм, принесший известность режиссеру и молодым актерам Тамаре Макаровой и Петру Алейникову. В борьбе со стихией зимовщики открывают в Арктике богатое месторождение олова. В основе фильма лежат реальные события-в 1934-35 гг. на Чукотке экспедиция под руководством С. В. Обручева открывает первые месторождения будущего Певекского оловорудного района (Валькумей и др.)

1970 - ф. “У озера” (реж. С. А. Герасимов). Режиссер рассказывал, что сначала картина складывалась как документальная, почти автобиографическая : впечатления и размышления человека зрелого возраста, который вернулся в родные места после 35 лет отсутствия. Речь шла об уральском озере Чебаркуль, близ Миасса, где провел детство Сергей Герасимов. Затем действие (и натурные съёмки) были перенесены на озеро Байкал.

1973 - ф. “Любить человека” (реж. С. А. Герасимов). Действие фильма происходит в том числе в Норильске; отдельные эпизоды снимались на склоне горы Рудная близ рудника Медвежий ручей. Одна из сюжетных линий фильма-история проекта жилого дома-комплекса “Полар” для живущих на Крайнем Севере, в том числе реально проектируемого для строительства на трассе магистрального газопровода в Западной Сибири".

<...> Угольная пыль на страницах книги послужила приметой места, помогая девочке отыскать район, где находится дом её бабушки, в ф. "Алиса в городах " (реж. Вим Вендерс [W. Wenders], 1973-1974). Сравним со стихами Блока, которые любил приводить Сергей Герасимов :
Однажды на ноже карманном
Найдешь пылинку дальних стран,
И сразу мир предстанет странным,
Окутанным в цветной туман.
При этом на съемках одним из главных принципов С. А. Герасимова было стремление к подлинности, почти документализму. В его фильме "Семеро смелых"(1936) , вероятно, единственный раз в игровом кино геологи с помощью паяльной трубки определяют касситерит, в ф. "Учитель"(1939) ярко выражен "уральский этнографизм"-быт фильма тонко, до мелочей воспроизведен по воспоминаниям детства. После выхода ф. "Журналист" (1967) С. Герасимов писал о стилистике фильма : "...никаких декораций, никаких гримировок натурных объектов-всё снималось там, где происходит действие: Москва-в Москве, Урал-на Урале, Париж в Париже, Женева -в Женеве....Рядом с актерами на экране были те, кто играет самих себя-режиссеры В. Де Сика [V. De Sica] и Р. Росселлини [R. Rossellini], директор Парижской синематеки Ланглуа [Henri Langlois], Анни Жирардо [Annie Girardot]." Фильм стал победителем V Московского международного кинофестиваля (его призы, кстати, дважды изготавливались из поделочных камней-чароита и нефрита). Среди других наград С. А. Герасимова-главный приз "Хрустальный глобус" на Международном кинофестивале в Карловых Варах за фильмы "Тихий Дон" (1957) и "Лев Толстой" (1984) .

"В июне 1996 г. для проведения специальной фотосъёмки к статьям этого номера мы приехали в Екатеринбург, в Уральский геологический музей. Наверное, символично, что в одной из витрин рядом со старинными гониометрами и шахтёрскими лампами стоял карандашный портрет С. А. Герасимова, сделанный во время посещения им музея в 1981 г." \\ Подробнее: ЕВСЕЕВ А. А. ФИЛЬМЫ, КАМЕШКИ И РЕЖИССЕР С УРАЛА.

«Уральский геологический музей в отзывах его посетителей». Источник: Филатов В.В. и др. История создания и становления Уральского геологического музея /В.В. Филатов, В.Н. Авдонин, А.И. Соколова, Ю.А. Поленов; под общей ред. Ю.А. Поленова. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003. — 276 с.

Е. Попова, С. Колисниченко, М. Попов у стенда, посвященному фильму "Семеро смелых". Музей С.А. Герасимова. Кундравы, Ю. Урал, Россия. 2012.08.16. Фото: © А.А. Евсеев

1. Тамара Макарова в роли Хозяйки Медной горы в фильме "Каменный цветок". 2. Статуэтка "Хозяйка Медной горы". Музей С.А. Герасимова. Кундравы, Ю. Урал, Россия. 2012.08.16. Фото 1-2: © А.А. Евсеев.

Уголок домашнего рабочего кабинета знаменитого кинорежиссера С.А. Герасимова (биография). "Его привезли из личной квартиры с Кутузовского проспекта г. Москва. Кабинет воссоздан в том виде, в котором он и был в его квартире. На полках стоят книги, которые Герасимов читал..." (подробнее). Музей С.А. Герасимова. Кундравы с., Ю. Урал, Россия. 2012.08.16. Фото: © А.А.Евсеев. \\ Подробнее о музее : http://www.geocaching.su/ \ http://www.virt-pro.ru/?p=49 \ фоторепортаж - http://uraldaily.ru/node/52

Алексей Герман-младший

В сентябре 2008 г. на 65-м Венецианском кинофестивале за фильм "Бумажный солдат" Герман-младший получил два приза - вторую по значимости на кинофоруме премию - "Серебряного льва" за лучшую режиссуру и "Озелла" за лучшую операторскую работу.
Съемки фильма велись в Петербурге и в местечке Нижний Баскунчак Волгоградской области.
\\ Источник: http://www.rian.ru/culture/20080907/151046010.html

Этот район Поволжья хорошо известен залежами каменной соли (оз. Баскунчак), находками гипсовых "роз" и др. Подробнее: Богдо, гора, южн. побережье оз. Баскунчак, Нижн. Поволжье, РФ \\ гипс!!—“розы” \\ Гора Богдо и озеро Баскунчак (очерк К.А.Гребенникова) \ http://www.zin.ru/animalia/Coleoptera/rus/bogdo_kg.htm

Из интервью А.Германа журналу «Русский репортер» (4 сентября 2008:.

Вы испытываете страх перед началом съемок?
Конечно, а как же. Это ведь что-то огромное. Чего снимать - непонятно, кого снимать - непонятно. Это же огромный поезд, который надо куда-то двинуть. И ты, маленький, несчастный, сидишь у чего-то огромного и неоформленного, у глыбы, которой надо маленьким молоточком потихонечку придавать какую-то форму.
\\ Источник: http://www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2008/33/german_mladshiy/

Станислав Говорухин

Прежде чем стать кинорежиссером, Станислав Говорухин окончил в 1958 г. Геологический факультет Казанского ун-та.

Тонино Гуэрра

"В родном Римини он [Т. Гуэрра] недавно открыл в честь Федерико Феллини ресторанчик и украсил его рисунками. Воспоминанием об Андрее Тарковском стала часовенка из больших камней, привезенных с развалин древних церквей. Он вообще восстанавливает церкви и сооружает фонтаны. У стен полуразрушенной крепости создал Сад забытых фруктовых деревьев. Собирает в различные композиции камни с надписями, посвященными чаще известным людям". \\ http://www.kinobrat.ru/msg/146.html

Тонино Гуэрра, Федерико Феллини "Амаркорд"\\ http://lib.ru/INPROZ/GUERRA/amarcord.txt

Малыш на гумне наконец поднял кирпич и медленно, но решительно направляется к корзине, в которой лежит его братик. Он явно что-то задумал.
Крестьянка, несущая в подоле только что снятые с грядок баклажаны и салат, вдруг испускает громкий вопль и опрометью бросается к корзине с младенцем. Оказывается, трехлетний малыш уже собрался обрушить кирпич на голову братца. Испугавшись крика матери, он роняет кирпич на землю. Он совсем обессилел, глаза его полны слез.

Тонино Гуэрра

Моя маленькая студия в Пеннабилли уже почти континент. Годами наполнялась предметами, купленными по миру. Камни, грозди ржавого добра, которые все более затрудняют мое продвижение к окнам, чтобы увидеть долину, когда падает снег, и становятся белыми горы.
Всякий раз, когда безысходно тоскливо, мне нужна бедность, необходимо ощутить запах подгнившего дерева или вяжущий вкус плодов, сорванных тайком раньше времени.

Тишина старости и звуки детства \\ Из книги "Семь тетрадей жизни"

"Эта книга не для быстрого чтения. читать ее надо не спеша. малыми дозами, вкушая, как деликатес.Любой текст Тонино не сплошной. Цельность его другая. мозаичная. Картина целого складывается из малых мозаичных смальт: мира событий и воображения. дня сегодняшнего и бесконечности истории".

Аннотация к книге "Семь тетрадей жизни"

Марлен Дитрих

Камешки. Ничего не приносит большей радости, чем собирание и игра с ними.

Кварц. Сердечко из розового кварца на цепочке – лучший подарок для девочки.

Азбука моей жизни

Константин Ершов

Константин Ершов (1935-1984), кинорежиссер, сценарист и актер. Поставил фильмы "Вий", психологическую драму "Грачи" и другие, в том числе "Человек, которому везло"(1978, приз ВКФ 1979 г.). В основе фильма лежат реальные события, связанные с открытием месторождений бокситов на Урале, а прототипом главного героя, которого сыграл Г. Бурков, стал геолог Н.А. Каржавин). Снял также фильм "Степанова памятка" (по П.П. Бажову)

Кшиштоф Занусси

В художественном кинематографе дебютировал в 1969 г . фильмом "Структура кристалла", завоевавшим призы МКФ в Мар-дель- Плато, Вальядолиде, Коломбо.

Бастер Китон - “человека с каменным лицом”, один из величайших комиков немого кино (Википедия) \\ из фильмов \\ Три эпохи \\ Пароходный Билл (фрагмент "Ураган" - с 54 мин. - смотреть) \\ The Best of Buster Keaton \\ смотреть - Театр(1921)

--Чарли и Китон. Бродяга против человека без улыбки - https://www.youtube.com/watch?v=-N6VMcBjZ3w

Бастер Китон в комедии " Бледнолицый / The Paleface " (США, 1922) \\ Асбест и нефть. Акулы нефтяного бизнеса убивают индейца, чтобы завладеть участком земли. В ответ вождь племени велит сжечь на костре первого бледнолицего, который ступит на их землю. Им оказывается герой Китона - охотник за бабочками. Спасаясь от погони, он попадает в хижину горняков, где кроит себе костюм из асбеста, который спасает его от огня - он прикуривает сигарету от уголька догорающего костра.

Б. Китон в комедии "Бледнолицый" 1. Самодельный костюм из асбеста 2. Прикуривает на догорающем костре.

Акира Куросава

Фильм—это кристалл с множеством граней.

Эмир Кустурица

"Что касается меня, я скорее человек прошлого. И принадлежу кинематографу прошлого. Я - ископаемое. Или персонаж по имени Никто". \\ Интервью: http://www.aif.ru/online/aif/1231/21_01

Кира Муратова

Новый фильм Киры Муратовой "Мелодия для шарманки" участвовал в конкурсе 31-ого Московского кинофестиваля (2009). "Одним из главных призов ММКФ всегда являлся приз международной кинокритики. В этом году жюри ФИПРЕССИ возглавила Кристина Стоянова. Главная награда достался украинской ленте «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой. Президентом международной организации кинокритиков ФИПРЕССИ является самый известный отечественный кинокритик Андрей Плахов. «Это не первый приз Киры Муратовой от ФИПРЕССИ. Я очень рад, что приз мировой критики снова достался этому прекрасному режиссёру», - прокомментировал решение жюри Андрей Плахов, напомнив, что в разные годы этой награды удостаивались такие режиссёры, как Кен Лоуч, Александр Сокуров, Андрей Тарковский и другие мастера кино". Источник: http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=187047 \\ Кроме того 12-летняя Елена Костюк, снимавшаяся в ленте Киры Муратовой, получила Приз за лучшее исполнение женской роли. \\ Подробнее о фильме: http://www.rg.ru/2009/06/22/gladil.html

"Умение работать с актерами-детьми всегда было показателем режиссерского мастерства, и Муратовой по результатам этого фильма нельзя не поставить крепкого «отлично». Родившись «Среди серых камней», муратовские дети подземелья выходят на свет божий — но места под солнцем им явно не найдется. Как обычно, все места заняты".(А.Долин) \\ Истчник: http://expert.ru/printissues/expert/2009/26/v_poiskah_sovesti/undefined

Юрий Норштейн

«Восточная архитектура» — медленно, однообразно плывут вверх, вниз акварельно растекающиеся по архитектурным формам звуки. Бесконечно наполняются формы неумолчным, неотвратимым движением. В неостановимом потоке миража плывет сквозь акварельный кристалл заунывный хрипловатый голос арабского погонщика.

Снег на траве \\ Источник: http://www.kinoart.ru/file/theory/01-11-15/2/

Киану Ривз

"Его отец — наполовину китаец, наполовину гаваец из состоятельной семьи, геолог по профессии, познакомился со своей будущей женой Патрицией, английской актрисой варьете, когда проводил отпуск в Ливане, чем и объясняется столь экзотическое место рождение Киану Ривза. Трудно произносимое имя Киану (сам актер произносит его именно так) означает на языке племени, проживающего на Гавайских островах, "прохладный горный ветер".\\ Источник: http://hollywood.izhnet.ru/

Эльдар Рязанов - кинодокументалист

Бойкая торговля "мороженым" после пурги. Кадр из фильма "Остров Сахалин" (1954) \\ смотреть

Жорж Садуль

«Сын дьявола» (1906), поставленный Лепином, может служить образцом такого сочетания фантастических декораций с натурой. Сын дьявола выходит из рисованных декораций ада через причудливые подземелья каменоломен в Монтрёе и щедро раздает драже зевакам у Венсеннской заставы. <…> «Реалистические драмы» развивались в «социальном» плане. <…> «Гвоздем» фильма «В краю угля» был взрыв рудничного газа». \\ Ж. Садуль. История киноискусства. – М., 1957 (с. 60-61). ||

Стивен Спилберг

Стивен Спилберг приобрел на лондонском аукционе за 70 тыс. долларов 10 яиц динозавра, выкопанных в Китае \ Источник: газета "Сегодня", 9 декабря 1995 г.

Андрей Тарковский (1932-1986) \\ http://tarkovskiy.su/

Андрей Тарковскийпосле школы поступил в Московский институт востоковедения, но через год пошел работать в геологическую партию и в 1952-1953 работал во ВНИИ цветных металлов и золота. Лишь потом он поступил во ВГИК.

"Мне важно установить в этом фильме ["Сталкер"] то специфически человеческое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всем том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного". \\ http://kinoros.ru/db/movies/62/index.html?1153479858359

Тарковский, Трюффо - в Google (Картинки, 2013.01)

Франсуа Трюффо (1932-1984)

«ПЕРВЫЕ ДВЕСТИ ФИЛЬМОВ Я ПОСМОТРЕЛ ТАЙНО» \\ о нем--читать \\ "В поисках Франсуа Трюффо»--смотреть

Брюс Уиллис
Киноактер Уолтер Брюс Уиллис родился 19 марта 1955 года в Западной Германии, в городе Идар - Оберштейн, который называют самоцветной столицей мира.

Роберт Флаэрти

Роберт Флаэрти \ Robert Flaherty (1884.02.16 - 1951.07.23) - отец документального кино, американский режиссер, пришел в кино через геологию. Он родился в семье горного инженера, учился в Мичиганском горном колледже, участвовал в экспедициях по поиску железных руд на берегах Гудзонова залива на севере Канады. В одну из них в 1913 г. он "просто так" взял кинокамеру. Вспоминая об этом событии, Флаэрти писал : "В ранней юности я ездил в изыскательские экспедиции с отцом и его сослуживцами. Сэр Уильям обронил между прочим : почему бы вам не взять одну из этих штук, по-новому оборудованных, их называют кинокамерами, кажется?" Снятые Флаэрти эпизоды из жизни эскимосов составили знаменитый фильм "Нанук с Севера"["Nanook of the North"] (1921)". \ А. Евсеев "ФИЛЬМЫ, КАМЕШКИ И РЕЖИССЕР С УРАЛА"(1996) - http://geo.web.ru/druza/a-Ev_Film-kam.htm

Роберт Флаэрти: " Создавать кино - всё равно что искать золотой самородок"

Людмила Чурсина

В честь актрисы Л.А. Чурсиной назван новый минерал чурсинит. Фото: Сергей Абраменков. Источник: http://old.echo.msk.ru/abr/ .

Г. Шпаликов

- Вот что я вам скажу, - продолжал между тем отец Ани. – Вы – как бы это сказать – вы человек перед дорогой. Вы оба. Для каждого из вас наступает в жизни момент, когда нужно задуматься, что-то важное решить для себя. Знаете, как в сказке: камень, а на нем – пойдешь налево, пойдешь направо, пойдешь прямо. Очевидно, приходили вам в голову такие мысли?

Мне двадцать лет (киносценарий написан совместно с М. Хуциевым) .

Долгая счастливая жизнь (киносценарий)

Геннадий Шпаликов

- "Геннадий Шпаликов" (фильм о нём) - "Я шагаю по Москве" - https://www.youtube.com/watch?v=Zmabzdj0r-U

 

Геннадий Шпаликов. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=QvU9RlrE6bw

Та, другая работа была недалеко. Огромный куб плавательного бассейна, весь стеклянный, светился внутри, как драгоценность. Сверкал во тьме сквозь снегопад и даже как-то переливался. Ну, просто горным хрусталем.

***

Балконы в этих домах смежные. Балкон Ани и балкон человека в трусах были рядом. Аня встала на балконную решетку, резко перешла на свой балкон, порвав там, на своем балконе, плащ, какие-то бельевые веревки, и грохнула какие-то банки. Человек в трусах замер, он решил, что Аня упала с восьмого этажа, и, наклонившись, даже всматривался, искал, где тело лежит, но Аня, живая, с соседнего балкона через решетку спросила:
— У тебя тяжелое что-нибудь есть?
— Анна Николаевна! —только и произнес человек. —Анна Николаевна! Ты... Вы... Да я... Я — к вам... — он встал было на балконную решетку, но спохватился и, не выпуская из рук железные прутья, только с ужасом и благоговением смотрел на Аню. — Святая... Дева святая... Как же ты вознеслась? С клумбы? С газона?
— Камень есть? — спросила Аня.
— Какой камень? — спросил человек, не выпуская железных прутьев балкона.
— Камень. Молоток, — терпеливо говорила Аня. — Ну, на бочке капустной камень у тебя лежит. Ну, рядом. Дай.
Зачем? — спросил человек.
— Ох, господи! — Аня вздохнула.
— Камень на шею? — сказал понятливый человек. — И туда? — он показал вниз. — Как парашют, только наоборот? Не дам!

***
...И тут происходит, может быть, главное в этой истории. Ксеня входит в воду, в море.
Оно прозрачно утром, если еще и сразу нырнуть, там и камешки видны, цветные, светлые, и невесомые шары медуз, и песок виден вблизи, и камни, покрытые, как травой, лиловыми водорослями; вода их колеблет, а еще какая-нибудь мелкая рыба сверкнет и исчезнет...
А Ксеня плывет, да еще как! Кролем, брассом, на спине и руки у нее взлетают над водой — просто чемпион Олимпийских игр, они, пловчихи, сейчас все молодые.
Прекрасно она плывет, легко минуя бакен, оставляя позади и папу, и маму, далеко-далеко уходит в море, качаясь и исчезая на высокой, с белым гребнем волне, и даже не оборачивается.
А они долго-долго смотрят ей вслед.

ПРЫГ-СКОК, ОБВАЛИЛСЯ ПОТОЛОК (киносценарий) \\ читать - http://planetslife.ru/jump.html

Олег Янковский (1944. 02.03 - 2009.05.20)
Родился и провел детство в Джезказгане (Казахстан), куда в 30-ые гг. сослали его отца . "Судьба взяла и из Джезказгана повела меня в большую жизнь". \ Подробнее: http://www.chelpress.ru:8002/newspapers/chelrab/archive/04-04-2001/6/A141809.DOC.shtml. Здесь расположено самое знаменитое месторождение Казахстана, известное с 5 века до н.э., слово "Жезказган" означает "медные копи"

Олег Янковский родился в Джезказгане (Казахстан). Вивьен Ли - в Дарджилинге (Вост. Гималаи), Брюс Уиллис - в Идар-Оберштейне (Германия). Эти места хорошо известны любителям камня. Фотомонтаж: А. Евсеев

Вивьен Ли. Рисунок с фотографии: А.Е.

Фильмы

"Алёшкина любовь"(CCCР, Мосфильм, 1960), лирическая комедия (реж. С. Туманов и Г. Щукин)

Скромный парень Алешка хочет поступить в институт и стать геологом, а пока работает на буровой в одном их степных районов \\ Подробнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/Алёшкина_любовь \\ Посмотреть фильм: http://1kino.com/dramma/6154-aleshkina-ljubov.html

Л. Быков в филье "Алёшкина любовь". Источник: http://www.leonid-bykov.ru/film/1.htm

"Андрей Рублев", СССР (Россия), 1966, реж. А.Тарковский.

- Хороша зверюга! [вырезанная на белом камне]

- А-а..!(мастер машет рукой). Крошится все!.. А я говорил князю, чтоб на камень не скупился...Небось, щас жалеет, когда про Звенигород узнал. Я б ему такое нарезал--диво!" (запись по фильму).

Зимой в монастыре Андрей Рублев носит огромными щипцами крупные камни, нагретые на огне, бросает в бочку с водой, один падает на снег, шипит...

Бориска, взявшийся отлить колокол, безуспешно ищет подходящую для этого глину. Пробует в разных местах, мнет ее .пальцами, прислушиваясь к звуку: "Нет, не то все это, не та глина..., плохая глина..." Еле плетется под дождем по косогору, вмахнув ногой, сбрасывает прилипшую к лаптю глину, подскользнувшись, падает, съезжает в потоке грязи с обрывистого склона и ... удача. "Нашел!! ", - кричит он товарищам (новелла "Колокол").

Кадры из фильма "Андрей Рублев" (Н. Бурляев в роли Бориски).

Реально сцена поисков глины снималась осенью: "Помню, на "Андрее Рублеве" мы снимали сцену, где мой Бориска должен падать с обрыва. Стоял октябрь - холод жуткий, все ходят в тулупах, я же - в одной рубахе под дождем, который создавали пять брандспойтов. От холода даже голову ломит. Конечно, я не репетировал свое падение - только краем глаза посмотрел с обрыва и прыгнул. А там, помимо глины, оказались коряги, камни" (Н. Бурляев). \\ Подробнее: \\ http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=10647

“Безумный город”, США, 1997, реж. Коста-Гаврас.

Дети оказываются невольными заложниками в здании музея естественной истории одного из городов Калифорнии. Действие разворачивается в залах музея на фоне скелетов динозавров и витрин с минералами.

"Белый плен", США, 2006, реж.Фрэнк Маршалл.

Фильм был показан на 1-м канале ТВ 3 сентября 2008 г.

“Близкие контакты третьей степени”, США, 1977, реж. С. Спилберг, главную роль исполнил французский кинорежиссер Франсуа Трюффо.

Научно-фантастический фильм о спустившейся на Землю летающей тарелке. Место действия—район знаменитой “Башни дьявола”(Devils Tower) в Вайоминге, США. Это обнаженный процессами эрозии некк вулкана третичного времени, сложеный фонолитом с эффектной столбчатой отдельностью.

“Блоу-ап”, реж. М. Антониони.

Розовый кварц—кусок на столе в интерьере фотостудии

"Большая руда", СССР, 1964, реж. В. Ордынский.

Начало работ на Михайловском руднике (КМА). Евгений Урбанский в роли шофера в к\ф "Большая руда" (реж. В. Ордынский). Песня "Ты не печалься..." - слушать

"Вокальные параллели", Казахстан, 2005, реж. Р. Хамдамов.

"Если бы эти яхонты и серебро были настоящие, можно было бы купить коня или полцарства. Только голос не купишь." Р. Джаманова и Р. Литвинова в фильме "Вокальные параллели" (реж. Р. Хамдамов, 2005)

“Гладиатор”. США, 2000.

“Сердце Рима—это не мрамор Сената, это песок Колизея”.

"Дни затмения". 1988, к/с "Ленфильм", СССР. Реж. А. Сокуров. Фильм снят по мотивам повести братьев Аркадия и Бориса Стругацких "За миллиард лет до конца света". Приз Союза кинематографистов СССР за лучшую работу оператора С. Юриздицкому. Фильм вошел в 100 лучших фильмов столетия, отобранных Европейской киноакадемией (А. Тучинская) \\ : http://www.horosheekino.ru/DNI_ZATMENIYA.htm \\

Вечеровский: "Когда в детстве мне сказали, что Земля круглая, я обрадовался - значит невозможно заблудиться! Куда не пойдёшь, всё равно вернешься туда, откуда ушел" . \\ Запись по фильму (А.Е.)

Фильм снимался в Красноводске. Расположенный неподалёку п-ов Челекен (см. выше) выделяется масштабами современного минералообразования. Где еще увидишь отложения самородного свинца на стенках буровой трубы и корку сфалерита на градуснике?

«Долгая счастливая жизнь» («Ленфильм», 1966). Сцен. и реж. Г.Шпаликов

Геолог Виктор (Кирилл Лавров), оказывающийся по пути домой в неком провинциальном городке, встречает там девушку Лену (Инна Гулая). \\ Подробнее..:

 

К. Лавров (в роли геолога) и И. Гулая в фильме "Долгая счастливая жизнь"

"Забриски Пойнт"(США - Италия, 1969, реж. М. Антониони).

Безжизненная красота хребтов, изрезанных каньонам и оврагами. Марк выходит из тоннеля (штольни?) на склоне холма
- Смотри, что я нашел - горная соль!
- Да?
- Да.
Дария берет полупрозрачный кристалл, лижет его, смотрит сквозь кристалл на Марка. Их лица сближаются. Первый поцелуй.
- А это что - гипс?
- Во всяком случае, не соль столовая...

"Забриски Пойнт"(США - Италия, 1969). Запись по фильму \\ Забриски Пойнт находится в Калифорнии на краю Долины Смерти; " это своего рода геологический заповедник... " -- http://www.kino.orc.ru/js/elita/elita_zabriskie.shtml

Кадры из фильма "Забриски-Пойнт" (реж. М. Антониони, сцен. Т. Гуэрра и др.)

Гипс в кадрах из фильма "Забриски Пойнт".

"Звенигора" - шедевр немого кино (СССР, 1928; реж. А. Довженко)

Многие годы старый дед, хранитель древних преданий, искал ушедшие под землю Звенигоры богатства... \\ - смотреть - http://megogo.net/ru/view/871-zvenigora.html

"Земля Санникова" (1973, СССР, реж. А. Мкртчян и Л. Попов). В фильме снимались О.Даль, Ю. Назаров, В. Дворжецкий, Г. Вицин, М. Эсамбаев, Н. Гриценко. Песня из кинофильма в исполнении Олега Даля - послушать

“Император и убийца”, Китай, 1998, реж. Чен Кайге.

Китай, 3 век до н. э. Император приказывает увеличить жалованье первому министру: “Дать ему пять тонн зерна, 100 фунтов золота, 10 лошадей и нефрита!”.

Лицо императора заслоняют подвешенные к головному убору нити, с нанизанными на них бусинами из сердолика.

Подаренной ему секирой из нефрита, император наносит смертельный удар заговорщику.

"Каменный цветок" (СССР, реж. А.Л. Птушко, 1946).

По мотивам уральских сказов П.Бажова. Фильм получил специальный приз за цвет на Международном кинофестивале в Канне.

“Камень”, Россия, 1992, реж. А. Сокуров.\\ фильм - https://www.youtube.com/watch?v=wY29NjkQsbI \\ "Изысканное черно-белое зрелище, которое противопоказано смотреть на видео. Единственный способ бытования этой картины — пленочный, в хорошей экранной проекции".

О фильме: http://sokurov.spb.ru/island_ru/feature_films/kamen'/mnp_kam.html \\

"Камень" - фильм А.Н. Сокурова о Чехове \\ "В 1992 г. мы сделали фильм "Камень" - о том, как Господь Бог дарует ему возможность на короткое время вернуться к нам и пожить немного этой жизнью. Фильм позволил интимно приблизиться к Чехову; я очень люблю эту картину по изображению, по настроению, это родной мне образ" (А.Н. Сокуров).Источник: "Московские новости", №10 (1228), 2004.

"Касабланка" (США, 1942, реж. М. Кёртис)

Кадр из кинофильма "Касабланка". Сцена в кафе.

- А не могли бы Вы немного прибавить?
- Сожалею, мадам, но бриллиантов на рынке полно! Теперь все продают бриллианты
.

“Кикуджиро”, Япония, 1999, реж. Такеси Китано.

Взрослый играет с малышом—нужно угадать, под каким из трех перевернутых стаканов спрятан камень. <…> “Смотри, камень в леденец превратился!”

«Кровавый алмаз» (англ. Blood Diamond)

Пприключенческая драма режиссёра Эдварда Цвика, вышедшая на экраны в 2006 году. Главные роли в фильме исполнили Леонардо Ди Каприо, Джимон Хонсу и Дженнифер Коннелли. История молодого контрабандиста Дэнни Арчера, промышляющего поиском и сбытом алмазов во времена гражданской войны в Сьерра-Леоне в 1999 году. \\ Источник и подробнее о фильме - Википедия

"Людвиг", Франция-Италия-Германия, 1972, .реж. Л. Висконти. О последнем короле Баварии. Сцена в Гроте Венеры.

Сцена 72. Залитый голубым светом Грот Венеры в замке Линдерхоф. Ночь. Встреча короля с актером Йозефом Кайнцем. Озеро и лодки в форме золоченной раковины. К королю подплывают лебеди - бросает им крошки. Подробнее \\ http://magazines.russ.ru/inostran/1996/11/vayl.html \\ Грот Венеры - Venus Grotte \ http://community.webshots.com/photo/100836014/1100837840041829731lrnKRb#

"Марафонец", реж.Дж. Шлезингер

“Моя веселая жизнь”, Великобритания, 1999, реж. Х. Хадсон.

Сценка игры в кёрлинг—дисковидный камень (мелкозернистый гранит) с ручкой бросают по льду в мишень. Герой фильма—десятилетний мальчик, узнает новые для себя слова и понятия—оргия, проституция, магма, движение континентов. Его отец пробует на вкус кусочек асбестовой плитки: “Напоминает овсянку, которую нам готовят по утрам…”.

“Насмешка”, Франция, 1996, реж. П. Леконт.

Действие происходит в 18 в. во Франции при дворе короля. Врач, проверяя память, перечисляет предметы, разложенные на столе, стоя к нему спиной: “Черепаха, чернильница, аметист, фарфоровая карета, морская звезда…” .

“Небо в алмазах”, Россия, 1999, реж. В. Пичул.

На кинофестивале “Киношок” (Анапа, сентябрь 1999 г.) фильм заслужил специальное упоминание жюри кинопрессы “За алмазную твердость режиссерского стиля” (Независимая газета, 25 сентября 1999).

"Не валяй дурака", Россия, 1997, реж. В. Чикин.

Комедия (в ролях--М. Евдокимов, Л. Дуров, В. Золотухин и др.). Прослышав о месторождении алмазов в Архангельской области, американцы посылают на разведку подводную лодку...

"Неотправленное письмо", СССР, 1959, реж. М. Калатозов, опер. С. Урусевский

Романтическая драма по мотивам одноименного очерка В. Осипова. Группа геологов ведет поиски алмазов в Сибири.В 1995 году Фрэнсис Коппола финансировал реставрацию и прокат картины в США. Источник: http://www.nashekino.ru/data/films/3393.html

Е. Урбанский, Т.Самойлова и И. Смоктуновский в фильме "Неотправленное письмо"

"Нефть"

Короткометражный фильм "Нефть" (2003 г.) получил приз "Серебряный лев" 60-го международного Венецианского фестиваля. "Автор фильма "Нефть" - выпускник ВГИКа кинорежиссер Мурад Ибрагимбеков. На основе кино и фотодокументов за 6 минут Мурад Ибрагимбеков сумел показать, а точнее изобразить за счет пластического монтажа, синхронных шумов, музыки и точно выбранного ритма, что есть для новейшей истории Азербайджана нефть." \\ Источник: http://www.svoboda.org/ll/cult/1203/ll.122903-4.asp \\ http://www.ibragimbekov.ru/film.htm

“Новобрачная была в черном”, Франция, реж. Ф. Трюффо.

Мальчик достает на ладонь содержимое своих карманов.

—Вот агаты…, кусочек мела…

“Одиссей”(TV, 4 серии), США, 1997, реж. А.С. Михалков-Кончаловский.

Потерпев кораблекрушение, Одиссей попадает на о. Огигия, где живет нимфа Калипсо. Эпизоды на берегу сняты на фоне эффектных каскадов травертиновых отложений.

Травертиновые террасы Памуккале в фильме "Одиссей". ((TV, 4 серии, США, 1997, реж. А.С. Михалков-Кончаловский) \\ "Роль острова нимфы Калипсо, где она держала Одиссея 7 долгих лет, в фильме играл турецкий источник Памуккале" \\ http://ru.wikipedia.org/wiki/Одиссея_(фильм)

“Онегин”, [1999 г.], реж. М. Файнс.

Секунданты двумя камнями (булыжниками) обозначают рубежи на дуэли.

"Пепел и алмаз"(Польша, 1958, реж. А. Вайда). Фильм называют самой знаменитой польской лентой за всю историю кино. Подробнее о фильме: http://www.polska.ru/kultura/kino/filmy/popiol_i_diament.html

Девушка читает надпись на надгробии (строки из стихотворения Циприана Норвида "В альбом")
Когда сгоришь, что станется с тобою:
Уйдешь ли дымом в небо голубое,
Золой ли станешь мертвой на ветру?
Что своего оставишь ты в миру?
Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней,
Зачем ты в мир пришел?

Что пепел скрыл от нас? А вдруг
Из пепла нам блеснет алмаз,
Блеснет со дна своею чистой гранью-

(перевод Г. Андреевой)

И кто б ты ни был - в том ли, в этом веке,
Под чьим гербом ни довелось родиться, -
Ты видишь, как растут на человеке
Вериги тона, стиля и традиций...

Горишь, как щепка, на смолистом сколе,
Золою изошел наполовину.
Горишь, не зная, обретешь ли волю
Или затронет пламя сердцевину.

Сгоришь ли весь, до основанья, разом,
На подать ветру? - или из-под пепла
Заполыхает радужным алмазом
Твоя победа, что в огне окрепла!..

(перевод А. Цветкова) \ http://www.vekperevoda.com/1930/tsvetkov.htm

"В фильме "Пепел и алмаз" А. Вайды само название - цитата из стихотворения Норвида. Текст его присутствует одновременно и как устное
чтение (герой припоминает его - это одновременно и цитата из Норвида, и цитата из его (51) юношеского, далекого, довоенного прошлого), и как полустершиеся слова на камне - снова предмет из мира культуры, предмет"со словами"".
\\ Юрий Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики (1973) \\ http://www.kulichki.com/moshkow/CINEMA/kinolit/LOTMAN/kinoestetika.txt

Кадры из фильма "Пепел и алмаз"(Польша, 1958, реж. А. Вайда). События в фильме происходят 8-9 мая 1945 года. \\ о фильме - http://ru.wikipedia.org/

"Пина" (2011, реж. Вим Вендерс) - фильм посвящен Пине Бауш, легенде хореографии. В ее постановках " играют" свою роль даже камни... \\ - http://www.kino-zeit.de/filme/trailer/pina

"Для Пины очень важную роль играли элементы. Будь-то песок или земля, камни или вода. На сцене появлялись даже айсберги и скалы. Когда мы танцевали, они становились преградами. Нам приходилось идти прямо на них или сквозь них. Или карабкаться на самый верх".

“Побег из Шоушенка” (“The Shawshank Redemption”), США, 1994; реж. Ф. Дэрабонт (F. Darabont); шесть номинаций на “Оскар”, в том числе и за лучший фильм года).

В основе фильма—рассказ Стивена Кинга “Рита Хэйворт и искупление в тюрьме Шоушенк”. Герой фильма Энди Дюфрейн (актер Тим Роббинс), вице-президент банка, осужденный на два пожизненных срока, просит другого заключенного достать ему молоток по камню: “Кварц…А вот смотри—слюда, глинистый сланец, известняк. Я люблю камни, любил их по крайне мере в старой жизни. Хотел бы снова их полюбить, правда, не так как раньше, а по чуть-чуть”. Находясь в камере, он вырезает шахматные фигуры из алебастра и мыльного камня, а с помощью молотка—многометровую дыру в стене. Своего товарища, когда тот выйдет на свободу, Энди просит разыскать тайник, место которого обозначено куском вулканического стекла, “которому нечего делать среди камней Мэна”.

«Путешествие на Луну» \ Le Voyage dans la Lune ( Франция, 1902. Реж. Ж. Мельес ) считается первым научно-фантастическим фильмом в истории кинематографа . Короткометражная фарсовая комедия, пародирующая сюжеты романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». \\ Подробнее: http://ru.wikipedia.org

“Полуночная жара”, США, 1967, реж. Норман Джуисон.

Мел, а не кровь под ногтями обеспечивает алиби подозреваемому в убийстве парню—он играл в бильярд.

"Прииск 2: Золотая лихорадка", телесериал (Россия, 2009, реж. А. Козлов). Съемки проводились в карельском поселке Куркиекки, в Таиланде и Санкт-Петербурге. Несколько сцен сняты в интерьере Минералогического музея Санкт-Петербургского университета - видны классические витрины, которым может позавидовать любой новый музей. \\ Подробнее...

“Русский бунт”, Россия, [1999 г.], реж. А. Прошкин.

“А это тебе на счастье—сердолик”. Девушка дарит офицеру камень.

"Семеро смелых", СССР, 1936, реж. С. Герасимов. В суровых условиях Арктики зимовщики открываю богатое месторождение олова В основе фильма лежит реальное открытие на Чукотке в 1934-1935 гг. первых месторождений будущего Певекского оловорудного района (Валькумей и др.). Фильм принес известность режиссеру и молодым актерам Тамаре Макаровой и Петру Алейникову. Съемки фильма происходили в районе озера Малый Вудъявр, у подножья г. Кукисвумчорр (Хибины, Кольский п-ов), на побережье Баренцова моря, в Приэльбрусье и др..

Вероятно, единственный раз в игровом кино геологи с помощью паяльной трубки определяют касситерит. Кадр из к\ф "Семеро смелых".

“Спасти рядового Райана”, США, С. Спилберг.

1944 г. , высадка созников в Нормандии. Американский солдат после боя насыпает песок в жестянку с надписью на крышке “Франция” и кладет в вещевой мешок, где есть уже две других—“Африка”, “Италия”.

“Список Шиндлера”, США, реж. С. Спилберг (пять премий "Оскар" Американской киноакадемии, награда "Лучший режиссер" в 1998 г.).

1943 г. , ликвидация еврейского гетто в Кракове. Дети глотают хлебный мякиш с алмазами, залепленными внутри его.

"Сталкер"
(СССР, 1979, реж. Андрей Тарковский)

Аркадий и Борис Стругацкие. Сталкер \\ литературная запись кинофильма \ http://lib.ru/STRUGACKIE/stalker.txt

...Что это было? Падение метеорита?
Посещение обитателей космической бездны?
Так или иначе, в нашей маленькой стране
возникло чудо из чудес - ЗОНА....

Андрей Тарковский: "Мне важно установить в этом фильме ["Сталкер"] то специфически человеческое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. ..." \\ Источник: http://kinoros.ru/db/movies/62/index.html?1153479858359 \\ http://www.rg.ru/2004/12/17/stalker.html

“Страна холмов и долин”, США, 1998, реж. С. Фрирз (приз в номинации "лучший режиссер" на кинофестивале в Берлине в 1999 г.).

Нью-Мексико, конец 1940-ых годов. Герои фильма приезжают к колдунье. Она, глядя на шар из горного хрусталя, предсказывает, что кто-то из них не проживет и года.

"Территория", СССР, Мосфильм, 1978, реж. А. Сурин, сцен О. Куваева (по одноименному роману)

Кадры из к\ф "Территория" (СССР, Мосфильм, 1978, реж. А. Сурин, сцен О. Куваева - по одноименному роману). Д. Банионис в роли Чинкова, В. Летенков в роли геолога Баклакова и др. \\ Смотреть

"Тишина", СССР, реж. В. Басов (по роману Ю. Бондарева). В рол.: В. Коняев, Л. Лужина, Г. Мартынюк, Н. Величко, Н. Плотников, Г. Жженов и др.

Драма. Действие происходит в период 1945-1956 гг. Герои фильма, бывшие фронтовики выбирают профессии горных инженеров, нефтяников.

Кадры из фильма "Тишина"

“Три цвета. Красный”, Франция-Польша, 1994, К. Кесьлевский.

Звон разбитого стекла. “Положите камень на пианино! Это уже шестой…” [которым бьют окно]—говорит хозяин дома, судья в отставке, своей гостье.

"Факты минувшего дня", СССР, 1981, реж. В. Басов (по роману Ю.Скопа "Техника безопасности")

Действие фильма происходит в Заполярье на крупном горнодобывающем комбинате. Одну из ролей (взрывника на руднике--вероятно, Кировском р-ке) сыграл Александр Абдулов. Съёмки фильма проходили в Хибинах - в Кировске, Апатитах, на 25-ом километре и др.

“Фейерверк”, Япония, реж. Такеси Китано.

Герой фильма, бывший полицейский, заворачивает камень (прячет) в платок и, размахивая им, как булавой, наносит удар противнику.

“Человек на Луне”, США, 1999, М. Форман

Энди Кауфман, "самый новаторский, эксцентричный и загадочный комик" Америки 1970-х годов, умерший в возрасте 34 лет - герой этого фильма. В одном из эпизодов он занимается литотерапией - пытается лечиться, прикладывая кристаллы к определенным точкам на теле.

***

Жадеит в кино, на телеэкране и в компьютерных играх - см. Хроленко М. Мир жадеита., 2007. - 312 с. (с. 17-23)
Например, герои фильмов носят амулет из жадеита (Жан-Клод Ван Дамм в "Двойном ударе" и Сильвестр Сталлоне в "Рэмбо-2")

В тот год...

1903 - Жорж Садуль: «Сын дьявола» (1903), поставленный Лепином, может служить образцом такого сочетания фантастических декораций с натурой. Сын дьявола выходит из рисованных декораций ада через причудливые подземелья каменоломен в Монтрёе и щедро раздает драже зевакам у Венсеннской заставы. <…> «Реалистические драмы» развивались в «социальном» плане. <…> «Гвоздем» фильма «В краю угля» был взрыв рудничного газа». \\ Источник: Ж. Садуль. История киноискусства. – М., 1957 (с. 60-61).

1975

Золотые призы Московского международного кинофестиваля 1975 г. ( шары из сиреневого камня, названного позже чароитом). получили фильмы «Земля обетованная» (Польша, режиссёр Вайда), «Дерсу Узала» (СССР, режиссёр А. Куросава), «Мы так любили друг друга» (Италия, режиссёр Э. Скола). На фото (слева направо): Э. Скола, А. Куросава, А. Вайда с оригинальными призами. \\ XX в -ча

 

2006 - Кинотеатр "Форум", Музей кино и геология
С. БУНТМАН - Инна Михайловна, как и некоторые другие слушатели уже сразу думают, попросите "Авангард", тот, другой кинотеатр. А между прочим, как вам нравится Музей кино вокруг несчастного моего любимого кинотеатра "Форум".
Н. КЛЕЙМАН - С "Форумом" там говорят какие-то карстовые пещеры или что-то такое.
С. БУНТМАН - Что там?
Н. КЛЕЙМАН - Карстовые пещеры или что-то подобное. Потому что несколько известных певцов уже не просто претендовали, а потом отказывались.
С. БУНТМАН - Геология плохая?
Н. КЛЕЙМАН - Да, там что-то под этим кинотеатром. И поэтому там не ведется строительство.
Из интервью директора Музея кино Н. Клеймана радио "Эхо Москвы" (12 августа 2006 г.) - http://www.echo.msk.ru/guests/3337/

2000, декабрь - . в Якутии найден
алмаз весом более 50 карат, получивший название “Независимая газета”. Концерт на праздничном вечере, посвященном 10-летию газеты, вела Людмила Чурсина—единственная в мире актриса, именем которой был назван минерал (чурсинит).

1998 - В Санкт-Петербургском университете снят фильм, который демонстрирует ряд основных явлений, сопровождающих рост кристаллов и их агрегатов. Уникальные кадры сняты под микроскопом (увел. 40-50 раз, размер поля зрения на экране 2-5 мм) при комнатной температуре в реальном времени (см. Синай М. Ю. , Кирьянова Е. В. , Гликин А. Э. Образование кристаллов (учебный видеофильм). \\ Минералогические музеи, с. 114-115).

1997 - М. Б. Лейбов выпустил видеофильм о драгоценных камнях России. Натурные съемки проводились автором на Урале (Мурзинка, Бобровка и др.), в Якутии и других местах (см. (Egorova L. A. “Russian Gem Treasures” – new documentary video serial. \\ Минералогические музеи, с. 149-150).

1993, 2 июля - в трубке Удачная (Якутия, Россия) найден алмаз весом 73, 95 кар. , названный “Народный артист Евгений Леонов”.

Камни, песок, скалы "играют" в фильмах И. Бергмана и М. Антониони

М. Антониони
Снять пейзаж, среду, окружающую героев, очень важно. Подчас это важнее для фильма, чем показ самого героя. Поэтому иногда я позволяю себе забыть о людях и таким образом пытаюсь непосредственно зафиксировать действительность такой, какой она предстает перед моим героем.
<...>Люди в технике ушли далеко, до Луны добрались, а мораль осталась такой же, какой была при Гомере.
Из интервью М. Антониони с А. Карагановым \\ Подробнее: Антониони об Антониони. - М.: Радуга, 1986. - 399 с. (стр.191).

 

Кадры из фильма "Профессия - репортер"(реж. М. Антониони, 1975).
 
Кадры из фильма "Лето с Моникой" (реж. И. Бергман, 1953)
 

Геологи в художественных фильмах. 1. "Территория". 2. "Семеро смелых". 3. Олег Янковский в роли "минералогического путешественника" Эрика Лаксмана ("Сны о России"). 4. Татьяна Самойлова в роли геолога ("Неотправленное письмо") \\ НМК-192

 

Знаменитые геологические объекты как места съемок художественных фильмов

Хибины \\ "Семеро смелых", СССР, 1936, реж. С. Герасимов (см. выше) \\ 1 апреля 1937 г. При активной поддержке треста "Апатит" в Кировске под. руководством. режиссеров братьев Васильев начались съемки худ. фильма "Волочаевские дни" \ Источник: http://ole-fant.narod.ru/Hibiny

Долина р. Вудъяврйок между г. Поачвумчорр (слева) и г. Кукисвумчорр. Фото: © А.А. Евсеев, 2007. В этих местах сняты некоторые эпизоды фильма "Семеро смелых"

“Башня дьявола”(Devils Tower), Вайоминг, США \\ “Близкие контакты третьей степени”, США, 1977, реж. С. Спилберг

Долина монументов, Аризона\Юта, США \\ "Дилижанс" (США, реж. Дж. Форд, 1939) и, наверное, сотни вестернов; снятых после него - "Однажды на Диком Западе" (США, 1968, реж. С. Леоне) и др.

1. “Башня дьявола”(Devils Tower), Вайоминг, США. 2. Долина Монументов, Аризона\ Юта, США. Фото: В. Пономаренко.

Памятные изделия [из резного камня] к юбилею Василия Макаровича Шукшина (А. Ковацкий). Фото из альбома "Славный Алтай-камень". Барнаул: АЗБУКА, 2011. - 200 с..

1. Композиция "Балбес" (Ю. Никулин).. Из серии "Русская киноклассика". 2005. Агат-переливт, кахолонг, яшма, чароит, лазурит, кварцит, долерит, нефрит, халцедон, мрамор, кварц, серебро, объёмная мозаика. Металл: П. Ветров. 29,2х11,6х10 см. 2. Композиция "Восток - дело тонкое..." (Сухов). Из серии "Русская киноклассика". 2004. Кахолонг, кварцит, офиокальцит, яшма, лазурит, мрамор, долерит, серебро, объемная мозаика. Автор: А. Жуков. Металл: П. Ветров. 16х23х21 см. Коллекция Н. Овчинникова, Москва. \\ Набор открыток "Камнерезное искусство Урала. Анатолий Жуков".

Видеофильмы о минералах, драгоценных камнях и т.п.

Collecting Earth`s Natural Treasures (60 мин., режиссер Kewin Guest, ведущий Bob Jones)

Из публикаций

Евсеев А. А. Фильмы, камешки и режиссер с Урала. \\ Мир камня, 1996, № 10, 37-43.

Минералогические музеи. Материалы Международного Симпозиума по истории минералогии и минер. музеев, геммологии, кристаллохимии и классификации минералов (23-26 июня). СПб. , 1998. -175 сноафиша Москвы

"Какой художественный фильм вы можете смотреть с любого места?"(блиц-опрос)

 

№104 №112
2014 №114
№126 №131
№146
№163 №166
2020 №193
2023            

Кристаллы пяти континентов - геовики - 4a - 44a - 8a - 88a - ФМ

Заметки - А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - Й - К - Л - М- Н -О - П - Р - С - Т - У -Ф - Х - Ц - Ч - Ш Щ - Э - Ю - Я - za - zaa

обновление: 2023. 06.17

© Александр Евсеев, 2003 - 2023. © Фото: принадлежит авторам, 2023 \ ФМ