Главная В.И.Старостин Б.А.Соколов В.А.Садовничий Л.Н.Когарко Ф.А.Летников Н.С.Уайт Б.А.Дороговин
Содержание Н.К.Курбанов Ю.М.Пущаровский В.И.Старостин А.Д.Щеглов В.И.Старостин Д.И.Горжевский В.М.Григорьев
В.В.Авдонин Н.Н.Шатагин В.И.Старостин В.П.Федорчук В.Г.Грачева В.Т.Трофимов А.М.Городницкий И.Губерман
В.С.Высоцкий А.Н.Ильин Л.Ф.Борисенко Л.М.Лебедев Т.Ю.Тверитинова Б.Е.Боруцкий И.Сидоров Ю.Б.Лавренев
Д.И.Павлов М.А.Садиков М.Б.Гохберг Ю.И.Петров В.В.Яснош Ю.М.Баженов В.Г.Лешков И.Ф.Романович
В.В.Марченко В.М.Григорьев Доклады... Дипломанты... Студенты...      

Садовничий Виктор Антонович. - физик, доктор геолого-минералогических наук (1982), профессор (1991), заведующий Лабораторией геомагнитных исследований океана (1985), академик Российской Академии естественных наук (1992), член бюро Секции наук о Земле РАЕН (1993), председатель Рабочей группы по геомагнитным и электромагнитным исследованиям океана в Совете по Мировому океану при Президиуме РАН, член Ученого Совета Института океанологии, член Ученого совета Международного университета в Дубне, член геофизического Совета РАЕН, член Рабочей группы по геотермии при Президиуме РАН.
Родился в Ленинграде в 1933 году, в семье служащих. В 1951 г. окончил с золотой медалью среднюю школу и в том же году поступил на геофизический факультет Ленинградского горного института им. Г.В.Плеханова, который окончил в 1957 г. по специальности "геофизика". В том же году принят на работу в Научно-исследовательский институт геологии Арктики Министерства геологии СССР. В 1957-1962 гг. в качестве геофизика, начальника отряда и начальника партии работал в северо-западной части Сибирской платформы, в Туруханском, Игарском и Норильском районах. Занимался геофизическими поисками медно-никелевых руд и медного оруденения, включающими методы магнитометрии и электроразведки. Был одним из первооткрывателей Игарского медно-рудного поля (1962). С 1961 г. в качестве геофизика принимал участие в океанографических экспедициях в Атлантике, Охотском, Балтийском и Черном морях, в том числе на экспедиционном паруснике "Крузенштерн". Является одним из авторов нового метода измерений электрического поля океана (1967). В 1967 г. совместно с В.Д.Федоровым и А.Н.Парамоновым открыл биоэлектрический эффект фитопланктона в море. В 1968 г. защитил диссертацию на тему: "Применение магнитометрии и электрометрии для изучения дна океана". С 1969 по 1972 гг. руководил Лабораторией морской геофизики в Научно-исследовательском институте геологии Арктики. В 1972 г. перевелся на работу в Москву, в Институт океанологии им. П.П.Ширшова РАН, где до 1985 г. работал старшим научным сотрудником в Отделе тектоники литосферных плит, а с 1985 г. руководит Лабораторией геомагнитных исследований. Участвовал более чем в 20 рейсах научно-исследовательских судов в различные районы мирового океана. Неоднократно принимал участие в погружениях на обитаемых подводных аппаратах. В 1982 г. защитил докторскую диссертацию на тему: "Строение океанской литосферы и формирование подводных гор".
Опубликовал более 230 научных работ, в том числе 8 монографий, посвященных геологии и геофизике океанического дна.
Активно ведет преподавательскую работу в Международном университете в Дубне, где является профессором на кафедре наук о Земле, и в Московском Государственном Университете им. М.В.Ломоносова, где читает курс лекций по морской геофизике.
Наряду с научной деятельностью широко известен как поэт и автор песен. Член Союза московских писателей, Международного Союза писателей-маринистов, президент Ассоциации российских бардов. Им опубликовано восемь книг стихов, две книги мемуарной прозы и несколько дисков с авторскими песнями.

В.А. Садовничий


УНИВЕРСИТЕТ И ОБЩЕСТВО.

Глубокоуважаемые участники Смирновских научных чтений!

1. "Вечные проблемы" университетов.
Суммируя суждения мирового образовательного сообщества о судьбах университетов на рубеже веков, можно выделить три основных проблемы. С небольшими вариациями они актуальны для национальных систем высшего образования всех стран. Разница только в масштабах и остроте звучания отдельных из этих проблем.
Проблема первая. Все университеты и другие образовательные заведения испытывают даже в самых богатых странах значительные экономические трудности и законодательные стеснения. Это заставляет нас вновь и вновь обращаться к проблеме "университет и государство".
Проблема вторая.Все университеты и другие образовательные заведения постоянно испытывают определенную тревогу от разрыва между своими возможностями и общественными ожиданиями. Это заставляет нас вновь и вновь обращаться к проблеме "университет и общество".
Проблема третья.Все университеты и другие образовательные заведения, встречая начинающих обучение и провожая получивших дипломы, отмечают неадекватность вложенного достигнутому. Это заставляет нас вновь и вновь обращаться к проблеме "университет и человек".
В этом извечном со времен Сократа, Платона и Аристотеля треугольнике - "государство - общество - человек" - университетам всегда отводилась роль главного цивилизованного фактора в развитии человечества.
Вполне понятно, что даже беглый анализ перечисленных "вечных проблем" университетов потребовал бы немало времени и не одного доклада. Поэтому в пределах отведенного регламента я ограничусь лишь кратким обсуждением проблемы "университет и общество". Мне представляется, что в контексте тех трансформационных социально-экономических и политических изменений в мире, которые мы наблюдаем в последние 6-10 лет, в контексте практической актуализации глобальных угроз, нависших над человечеством (демография, экология, продовольствие, энергия и др.), проблема университетов выходит или, скорее, уже вышла по своему значению на самый первый план в наших мыслях и делах.

2. О "кризисе университетов".
Начиная с 60-х годов широкое распространение получила концепция "кризиса образования" или "кризиса университетов". В ее основе лежит утверждение о "потере обществом доверия к образованию" (а через него и к науке, научному знанию как таковым).
Я полагаю, что это не так. По крайней мере множество очевидных факторов не подтверждают приведенной выше интерпретации так называемого "кризиса университетов".
Практически, во всем мире прочно утвердилось понимание того что движение по ступенькам служебной лестницы вверх (карьера) детерминировано уровнем и качеством полученного образования. И лишь в немногих ситуациях служебный рост человека можно списать на счастливый случай или нечистоплотную игру о - проявление доверия общества образованию, а не наоборот.
Далее. К исходу текущего века во многих странах уже перестают относиться к образованию населения исключительно и только как к экономической категории. Уровень интеллекта нации - вот, что определяет сегодня место того или иного государства в мировой табели о рангах.Это тоже проявление доверия общества образованию, но никак не наоборот.
Наконец, почти триумфальное шествие по планете того, что мы называем сегодня новыми информационно-учебными технологиями, которые позволяют в принципе сделать образование все доступным. Разве это не проявление доверия общества к образованию?
Тем не менее тезис о "кризисе университетов" лично я не сбрасывал бы со счетов. И к тому меня понуждает не только изучение истории университетов в мире в целом, а в большей мере ситуация, которая складывается внутри высшей школы России и вокруг нее. Тем более, что эта ситуация типична для большинства стран с развитыми национальными системами образования и фундаментальной науки.
Так вот, если уж и говорить о "кризисе образования" как потере к нему доверия со стороны общества, то я бы раскрыл сущность этого кризиса как неприемлемую для общества тенденцию к "тотальной коммерциализации" образования и, как следствие, резкое снижение его веса в общекультурном формировании и развитии общества.
Тотальная коммерциализация образования в целом, университетов в частности, ориентирует общество на производство предельно практического, утилитарного знания. С этой точки зрения даже самое крупное научное открытие или художественное произведение не ценится, если оно не приносит финансовую, кассовую прибыль. Нормальное человеческое общество не может с этим согласиться, но принуждается к тому экономическими и внеэкономическими методами. Такое течение событий вполне можно назвать кризисным для университетов и образования. К числу кризисных я отнес бы также процесс, на который пока еще мало обращают внимание. Я имею в виду быстро развивающийся интеллектуальный передел мира, который существенно ускорился после окончания так называемой "холодной войны". Интеллектуальный передел мира имеет как бы три ипостаси. Первая - перераспределение интеллектуального потенциала человечества между странами. Вторая - перераспределение интеллектуального потенциала между областями знания - естественнонаучного, гуманитарного и вненаучного. Третья ипостась - перераспределение интеллектуального потенциала между образовательными, научными и культурными учреждениями, с одной стороны, деловой и производственной сферами, т.е. сферами не производящими нового знания, с другой стороны.
Все это вместе взятое, непременно, чем-то положительно, а чем-то отрицательно отразится на системе образования, на университетах в первую очередь. Пока для университетов от набирающего темпы интеллектуального передела мира отрицательного больше, нежели позитивного.

3. Университеты и модель "устойчивого развития общества".
Тем не менее я убежден, что университеты мира располагают достаточным запасом прочности, чтобы ответить на вызов общества, государства и человека.
Об этом говорит, например, тот факт, что университеты существуют уже более тысячи лет, тогда, как мириады других образовательно-научных, культурных и иных учреждений успели за это время возникнуть и, увы, угаснуть, не оставив в памяти человечества даже и следа. Сегодня Московскому университету уже 244 года, а как все многократно изменилось за это время вокруг него. Он был и есть, хотя, в России многое за это два с половиной века тоже кардинально изменилось.
Законно возникает вопрос - в чем причина подобной жизнеспособности и жизнестойкости университетов? Опыт истории подсказывает ответ - в их способности устанавливать и постоянно поддерживать паритет между традициями и инновациями. В этом же я вижу перспективы университетов в будущем XXI веке.
Но есть и другие возможности.
Многим мыслящим людям (хотя пока и не всем) ясно, что сложившиеся в ХIХ-ХХ веках методы к строительству человеческого общежития на планете Земля себя практически полностью исчерпали.
Геосфера, биосфера и ноосфера требуют принципиального изменения отношения человечества к себе и окружающему миру. Наиболее отчетливо и научно обосновано такая смена парадигмы будущего человечества просматривается в теперь уже широко известной модели "устойчивого развития общества". Первой ее ласточкой в России стал, в частности, Указ Президента РФ "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". Подчеркну - под термином "устойчивое развитие" (sustainable development) в университетском мире принято понимать "такую модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений".
В условиях "устойчивого развития", а иной альтернативы человечеству, видимо, не дано, я вижу роль университетов в виде аттракторов, то есть тех общественных структур, вокруг которых будет возникать новая упорядоченность при расставании с прошлым. Как это имеет место в хаосе.
Вышесказанное позволяет мне заключить, что университеты выполняли и выполняют в любом обществе и на любых этапах их эволюции, да и при революционных скачках, роль противовеса процессам развала, разрухи, отвержения истории. Одновременно, именно университеты как сито, как механизм наиболее приспособлены к тому, чтобы отделять "зерна от плевел", утверждать в жизни истинно новое, быть его проводниками в обществе, стоять непреодолимой стеной на пути ложного знания и административного давления.
Университеты, конечно, осуществляют эту общественную функцию каждый в меру своего внутреннего потенциала, национального и международного авторитета. Однако, это не меняет существа дела. Как подчеркивал выдающийся выпускник Московского университета, основоположник военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов (1810-1881): "Университет выражает современное общество, в котором он живет, более чем все другие учреждения". Это есть "лучший барометр общества", и "если он показывает такое время, которое не нравится, то за это его нельзя разбивать или прятать, лучше всего смотреть и, смотря, по времени действовать..."
Ту же самую мысль много раньше сформулировал древний философ Мо-цзы (около 480-400 до н.э.), так:
"Правду скажу вам про ваши печали -
Если б к себе мудрецов приближали,
Кто же горячее взял бы рукою,
Не омочив его прежде водою?"

4. Московский университет на рубеже столетий.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова является первым и старейшим классическим университетом России. Oн учрежден 24 января 1755 года Указом императрицы Всероссийской Елизаветы Петровны по предложению Михаила Васильевича Ломоносова и Ивана Ивановича Шувалова. Начиная с 70-х годов XVIII века Московский университет становится главным центром русской научной мысли. К этому времени его факультеты и практически все основные кафедры возглавили собственные выпускники университета.
Ими были заложены основы большей части ведущих отечественных школ в фундаментальной науке, действующих и поныне: математической (Лузин, Егоров, Колмогоров, Понтрягин, Тихонов, Келдыш, Седов, Ишлинский), физической (Лебедев, Столетов, Вавилов, Хохлов), химической (Марковников, Зелинский, Несмеянов, Овчинников), геологической (Вернадский, Белов, Виноградов, Смирнов), биологической (Рулье, Северцов, Дубинин, Тимофеев-Рессовский, Белозерский), медицинской (Зыбелин, Мудров, Эрисман, Склифосовский, Петровский, Бурденко), исторической (Карамзин, Погодин, Соловьев, Ключевский, Любавский, Милюков, Рыбаков), филологической (Буслаев, Виноградов, Благой, Н. Толстой, Топорков), философской (Герцен, Соловьев, Флоренский, С. и Е. Трубецкие, Лосев, Мамардашвили, Ильенков, Зиновьев), экономической (Бабст, Чупров, Немчинов, Шаталин), юридической (Муромцев, Чичерин, Кони, Плевако) и т. д.
В разное время кафедрами Московского университета руководили лауреаты Нобелевской премии: Н.Н. Семенов, И.Е. Тамм, И.М. Франк, Л.Д. Ландау, А.М. Прохоров, П.Л. Капица.
Московский университет является тем корнем, из которого, образно говоря, выросло все древо российского образования.
Он дал жизнь большинству университетов России - Казанскому, Харьковскому, Варшавскому и другим. На базе МГУ образованы Первый Московский медицинский институт (ныне - Медицинская академия), Московский геологоразведочный институт, Московский физико-технический институт, Московский институт международных отношений, Ульяновский государственный университет. Всего - около 60 университетов и институтов.
За 244 года своей деятельности Московский университет окончило свыше 250 тысяч специалистов - граждан Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации. Около 50 тысяч прошло через нашу аспирантуру, докторантуру, разнообразные формы переподготовки и повышения квалификации. Еще 30 тысяч выпускников представляют страны, которые ныне именуются "дальним зарубежьем". Среди них более 2-х тысяч граждан Китайской Народной Республики.
В течение последнего десятилетия самые авторитетные международные рейтинги постоянно ставят Московский университет в лидирующую группу университетов мира, отводя ему место, как правило, в первой тройке.
О международном престиже Московского университета красноречиво свидетельствует тот факт, что состоять в числе его почетных иностранных членов изъявили согласие крупнейшие ученые, в том числе 19 нобелевских лауреатов, политические и общественные деятели прошлого и современности: Гете, Шиллер, Амундсен, , Хейердал, Б. Рассел, Гумбольт, Гельмгольц, Ламарк, Пастер, Фарадей, Рэлей, Бор, Дирак, Юкава, Пригожин, Гэлбрайт, У Тан, Перес де Куэльяр, Вальдхайм, Майор, Кекконен, Мандела, Клинтон, Гэ Бао-Цюань, Чан В, Чжоу Энь-Лай и др.
Московский университет является крупнейшим вузом России, обладающим развитой структурой.
В университете 22 факультета, 7 научно-исследовательских институтов, 289 кафедр, 3 музея, 9 учебно-научных баз, 3 научно-исследовательских судна.
Библиотека университета насчитывает 8,5 млн. единиц хранения, в том числе 2,5 миллиона иностранных книг и журналов, 3300 рабочих мест в 59 читальных залах.
Сегодня в Московском университете работает около 200 академиков и членов-корреспондентов РАН, 2 тысячи докторов наук и 600 профессоров, более 5 тыс. кандидатов наук и 1300 доцентов.
Контингент обучающихся составляет 26 тыс. студентов, 3,5 тыс. аспирантов, 80 докторантов, свыше 5 тыс. специалистов повышают свою квалификацию в системе переподготовки кадров. На довузовских формах подготовки при Московском университете постоянно занимается более 10 тыс. школьников.
В университете создан самый мощный в России научный Парк. На его базе действует около 40 инновационных предприятий, работающих в научно-технической сфере. Назову лишь некоторые направления деятельности Парка. Это - создание программного продукта; разработка и внедрение лазерной и оптоволоконной техники для биомедицины; разработка и производство приборов для здравоохранения, биомедицинских исследований и биотехнологии;
выращивание нелинейных кристаллов; разработка и внедрение природоохранных технологий; телекоммуникационные технологии.
Правительство страны включило Московский университет в число особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Так уж исторически сложилось, но Московский университет изначально стал формироваться не только как учебно-научное учреждение, но и как общенациональный центр культуры.
Из его стен вышла Российская Академия художеств, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Воспитанники первой в России университетской театральной школы составили ядро Малого театра. Среди крупнейших поэтов и писателей России - выпускников Московского университета - Лермонтов, Островский, Гончаров, Огарев, Тютчев, Андрей Белый, Пастернак.
Москва высоко чтит свой университет. Более 260 ее улиц, площадей, музеев и научных учреждений названы именами ученых МГУ.


***

Глубокоуважаемые коллеги!

Век ХIХ "въехал в мир в старинной, грузной и неуклюжей колымаге, тускло освещенной масляным фонарем, вооруженный кремниевым ружьем..., но в его багаже лежал богатый запас возвышенных идей о достоинстве и призвании человека. Его провожали в путь энциклопедисты, Франклин и Вашингтон, Шиллер и Кант, - его встретили на первых же шагах - Наполеон, Байрон, Гете..."
Век ХХ влетел "в мир на автомобиле, освещенный электричеством и вооруженный самыми усовершенствованными орудиями для истребления тех, кто имеет несчастие быть слабым", а в багаже своем привез тотальную дегуманизацию общества и человека. И в итоге породил две опустошительные мировые войны, заплатил жизнью сотен миллионов погибших на полях сражений, умерших от ран и голода, миллиардом неграмотных и поставил планету на грань глобальной экологической катастрофы, а нас перед вопросом сохранит ли человечество человечность?
Именно с этим, по-моему, главным вопросом в багаже отправится в свой путь век ХХI.
Кто его будет провожать и кто его встретит?
Я убежден, что ныне эта миссия по плечу лишь университетам мира, ибо только они как исторически сложившиеся центры науки и духовной культуры в состоянии вернуть общество к истокам гуманизма. Цивилизованное человечество до сих пор не придумало для достижения этой цели иного и более действенного механизма, чем университеты, и вряд ли в обозримом будущем придумает.
Закончить свое выступление я хотел бы китайской мудростью -"Хороший лук трудно натянуть, но посланная из него стрела летит высоко и вонзается глубоко".
Наш университет - это хорошо натянутый лук.


 

Rambler's Top100 Service
зеркало на сайте "Все о геологии"