Главная В.И.Старостин Б.А.Соколов В.А.Садовничий Л.Н.Когарко Ф.А.Летников Н.С.Уайт Б.А.Дороговин
Содержание Н.К.Курбанов Ю.М.Пущаровский В.И.Старостин А.Д.Щеглов В.И.Старостин Д.И.Горжевский В.М.Григорьев
В.В.Авдонин Н.Н.Шатагин В.И.Старостин В.П.Федорчук В.Г.Грачева В.Т.Трофимов А.М.Городницкий И.Губерман
В.С.Высоцкий А.Н.Ильин Л.Ф.Борисенко Л.М.Лебедев Т.Ю.Тверитинова Б.Е.Боруцкий И.Сидоров Ю.Б.Лавренев
Д.И.Павлов М.А.Садиков М.Б.Гохберг Ю.И.Петров В.В.Яснош Ю.М.Баженов В.Г.Лешков И.Ф.Романович
В.В.Марченко В.М.Григорьев Доклады... Дипломанты... Студенты...      

Грачева (Горшкова) Вера Георгиевна pодилась в Ялте в 1948 г. Окончила факультет журналистики Московского государственного института международных отношений МИД СССР. Кандидат исторических наук. Начальник отдела Департамента по международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России.

Горшков Вячеслав Георгиевич Родился в Воронеже в 1938 г. Окончил физический факультет МГУ. Кандидат технических наук. Полковник ВС РФ.

В. Грачева (Горшкова), В. Горшков


ВОСПОМИНАНИЯ О ГЕОРГИИ ПЕТРОВИЧЕ ГОРШКОВЕ

"Факты и установленные практикой законы, гипотезы и теории, построенные на материалистическом понимании мира -положительное ядро каждой науки, и эта, подлинная, объективная передовая наука выходит за пределы надстройки, она шире надстройки, носит общечеловеческий, общенародный характер. И другая часть - идеологические выдумки, окрашивающиеся в тот цвет, которого, в условиях классового общества, требует господствующий класс; это псевдонаука, она - неотъемлемая часть надстройки и отомрет вместе с надстройкой. Против этих построений на моем докладе выступили многие товарищи...". Это - из дневника Георгия Петровича Горшкова. Запись - от 11 января 1951 года. В этот период Георгий Петрович - заведующий отделом сейсмотектоники Геофизического института АН СССР.
Думать так в 1951 году могли, вероятно, многие ученые.
Произнести вслух, построить на этом свой доклад - далеко не все:
Для тех, кто близко знал Георгия Петровича или хотя бы раз встречался с ним, ясно, что изложить биографию этого удивительного, незаурядного человека "стандартно" значит упустить что-то главное, что было свойственно только ему и, к сожалению, неповторимо. Да и сам он всегда восставал против стандарта и обыденности, общепризнанных правил и условностей.
Прошло уже 15 лет с того дня, как его нет с нами, но Георгия Петровича по-прежнему помнят и любят.
Корни
Георгий Петрович Горшков родился 24 (11) апреля 1909 года в селе Пудловцы Каменецкого уезда, Подольской епархии (Украина), в семье Петра Михайловича Горшкова - студента Санкт-Петербургского университета, а позже - профессора Ленинградского университета, с 1925 по 1963 год (!) возглавлявшего кафедру геодезии и гравиметрии математического факультета ЛГУ, и жены его. Веры Семеновны Горшковой (Садовской).
Несколько поколений предков по линии отца были крепостными крестьянами (столярами, плотниками) помещиков Ребиндеров и происходили из Владимирской губернии.
Вспоминая о детстве, Петр Михайлович с горечью признавался: "Беднее нас в церковно-приходской школе никого не было". Его отец, Михаил Дмитриевич, умер рано, оставив вдову, неграмотную деревенскую женщину Феодосию Петровну с шестью детьми на руках - от полутора до 15 лет. Семья Горшковых в то время, в 1890-1898 гг., жила под Харьковом. Изба с глиняным полом была крыта соломенной крышей. Пожар, наводнение - какие только бедствия не выпадали на ее долю.
"Якорем нашего спасения, - говаривал Петр Михайлович, - стал мой старший брат Георгий (стало быть, будущий дядя Георгия Петровича), в 1898 году окончивший Харьковский университет и, как стипендиат Святейшего Синода, получивший назначение на работу преподавателем математики в духовную семинарию в г. Каменец-Подольск".
"Старший брат был очень строг - и к себе, и к нам. Мы боялись его, - записывал Георгий Петрович воспоминания отца, - и потому остерегались следовать плохим примерам, курить, играть в карты, воровать, и это нас спасло: пример брата нам сослужил хорошую службу". Георгий Михайлович взял с собой всю семью и фактически заменил младшим детям отца. В "Выписи из метрической книги" (таково было правописание - "Выпись") за 1909 год, подписанной дедом Г.П.Горшкова по линии матери - протоиереем Садовским, "дядя Егор" (так звали его все младшие родственники) записан как "восприемник родившегося", в одну строку с Феодосией Петровной - бабушкой Георгия Петровича.
Впоследствии все шестеро детей малограмотного плотника Владимирской губернии, человека, по рассказам, незаурядного, "вышли в люди": Никита стал офицером, Петр (отец Георгия Петровича) - астрономом, профессором, депутатом Ленсовета, Георгий - заслуженным учителем РСФСР, дважды удостоенным ордена Ленина (а сын его, Сергей Георгиевич Горшков - самым молодым адмиралом флота в истории России, главнокомандующим ВМФ СССР), Евдокия и Мария -преподавательницами, Иван - служащим. Почтительное отношение к образованию и знаниям в семье Горшковых образнее всех выразил С.Г.Горшков, произнеся как-то запомнившуюся многим фразу: "Ну, что я - адмирал? Вот брат мой, профессор, - это да!"
Вера Семеновна Горшкова (Садовская), мама Георгия Петровича, родом из семьи уже упомянутого нами протоиерея Симеона Садовского из села Пудловцы. Даже чисто внешне это была удивительная пара: крупный, высокий, чем-то похожий на запорожского казака со спускающимися к подбородку усами, значительный и видом, и низким голосом, и неспешными манерами Петр Михайлович, и миниатюрная, хрупкая, аристократичная Вера Семеновна. Вероятно, от нее Георгий Петрович унаследовал дар рассказчика. Ее письма, написанные каллиграфическим почерком, те, что и поныне хранятся в семье, - маленькие литературные шедевры, полные иронии и любви, свидетельствуют о глубочайшей интеллигентности и образованности, позволивших дать сыну основы знаний и привить интерес не только к естественным наукам, ставшим профессией, но и к отечественной истории, архитектуре, музыке. Кстати, и Петр Михайлович был прекрасным знатоком отечественной истории.
Начало
Уж если говорить о первых шагах на научном поприще, нельзя не упомянуть удивительную по своей основательности и тщательной проработке рукописную работу "Описательная астрономия", написанную двенадцатилетним Юрой Горшковым и посвященную отцу: "Дорогому папочке в знак искреннего уважения". Поражает стиль изложения материала - строгий, ясный, и при этом поэтический, не отпускающий читателя до самого конца. "Астрономия - самая возвышенная наука", как говорит профессор С.П.Глазенап, - пишет в 1921 году мальчик в своем предисловии. - "Да это и правда: когда в ясный, морозный, зимний день смотришь в астрономическую трубу, тогда забываешь все: и холода не чувствуешь, и вокруг тебя ничего нет - одно небо. Тогда хочется только смотреть, смотреть, смотреть ..."
Рано, экстерном окончив школу, Георгий Петрович в течение двух лет по возрасту не мог поступить в вуз. Год проучился в музыкальном училище. Снова не приняли. Еще год занимался английским и немецким языками. В 1927 году получил, наконец, направление Ленинградского союза работников просвещения для поступления в вуз. В 1931 году окончил геологический факультет Ленинградского горного института по специальности "Палеонтология" (горный инженер). Его учителями были выдающиеся геологи Д.И.Мушкетов, А.К.Заварицкий, В.Н.Лодочников, М.М.Тетяев, Д.В.Наливкин и другие.
Первые шаги Г.П.Горшкова в науке связаны с Сейсмологическим институтом Академии наук СССР - первоначально в Ленинграде, а затем, с 1934 года - в Москве. В течение пяти лет Георгий Петрович работал под руководством Д.И.Мушкетова в отделе сейсмотектоники. В 1933 году вышла из печати имевшая принципиальное значение работа Г.П.Горшкова, посвященная изучению геологических условий Зангезурского землетрясения 27 апреля 1931 года. В этот же период молодой ученый, занимаясь вопросами гравитации, теории поля, нашел, что кроме обычных уровневых поверхностей, на которых соблюдается условие постоянства потенциала силы тяжести, следует выделять "изогравитационные поверхности". Это исследование, имевшее принципиальный характер и опубликованное в 1935 году во Франции, получило много откликов из разных стран.
1932-33 годы - выяснена геологическая природа разрушительного Зангезурского землетрясения и установлена связь очагов землетрясений с системой чешуйчатых подвигов в мезокайнозойских толщах в южном Таджикистане.
1935 год - предложено новое понятие - изогравитационные поверхности, дана их теоретическая модель и проведена работа для земного шара. Статья на эту тему, опубликованная на английском языке в Тулузе под редакцией Ф.А. Венинг-Майнеца и в трудах ИФЗ АН СССР, вызвала широкий резонанс.
1937 год - опубликована первая в СССР карта сейсмического районирования (идея о необходимости составления карты распределения возможных будущих землетрясений также принадлежит Георгию Петровичу, отстаивавшему ее еще в 1931 году, практически сразу после окончания Горного института (с 1949 года карта сейсмического районирования, уже в переработанном виде, становится официальным государственным документом, обязательным для учета всеми строительными организациями и ГОСТом СССР),
Конец 30-х - начало 40-х годов
Арест многих крупных ученых в Москве и Ленинграде - в том числе Д.И.Мушкетова. Последствия для его учеников менее трагичны, но ощутимы. Закрытие лабораторий, отделов, массовые увольнения... Для Георгия Петровича - краткая запись в приказе ╧ 128 по Сейсмологическому институту АН СССР от 9 ноября 1937 года: "В целях организационного укрепления Сейсмологического института и консолидации научно-исследовательской работы существующий в составе СИ Сейсмогеологический Отдел ликвидируется с 10-го сего ноября... Старшего научного сотрудника б. Сейсмогеологического отдела института геолога Г.П.Горшкова в связи с ликвидацией Сейсмогеологического отдела освободить с 10 сего ноября от работы в СИ на основании постановления Президиума АН СССР от 4-го сего ноября...". Та же участь постигла профессора В.А.Сельского, возглавлявшего отдел.
Георгий Петрович уезжает в Ленинград, где в течение года преподает на кафедре физической географии Военно-морской Академии им. К.Е.Ворошилова. Затем перебирается в Воронеж, где по конкурсу проходит на должность доцента кафедры общей геологии геолого-почвенного факультета Воронежского государственного университета (1938-41гг.). В эти же годы становится зав. Геологическим музеем факультета, помощником декана, заместителем декана, деканом, проректором по учебной части.
1939 год - установлены различия в строении земной коры на платформах, в океанах и складчатых зонах (альпийского возраста) и впервые предложена модель трех типов земной коры, подтвержденная во всех последующих работах на эту тему.
В 1941 году Георгий Петрович переводится в Ашхабад на должность доцента кафедры физической географии и зав. геологическим кабинетом Ашхабадского государственного педагогического института.
Одновременно, в мае 1941 года он утверждается директором Геологического института Туркменского филиала АН СССР. Через два месяца открытая форма туберкулеза не позволяет Г.П.Горшкову вступить в ряды добровольцев (Петр Михайлович Горшков также получает отказ военкомата по возрасту. Он присоединяется к народному ополчению и возводит оборонные сооружения на подступах к Ленинграду вплоть до эвакуации ЛГУ в Саратов).
1942-43 годы - работы по полезным ископаемым в Туркмении. Одновременно написана монография по землетрясениям Туркмении, которая сопровождается каталогом землетрясений по древним мусульманским рукописям...
Чтобы прокормить семью (у Георгия Петровича еще в Воронеже родился сын), жены ученых, независимо от степеней и рангов, собирают по пустыне черепах. Мужья охотятся на кекликов и джейранов...
1944 год
В Ашхабаде - Московский университет. По предложению проф. А.Н.Мазаровича, заведующего кафедрой исторической геологии МГУ, Г.П.Горшков привлечен к чтению курса "Тектоника". Эта связь с университетом становится решающей в его дальнейшей судьбе.
С 1944 года Георгий Петрович снова в Москве. Начинает он как докторант Геофизического института АН СССР (1944-46 гг.), затем - как заведующий отделом сейсморайонирования.
1945 год - выяснено географическое распределение и геологическая природа землетрясений восточной части Балтийского щита, которые оказались тесно связанными с процессом постгляциального поднятия Фенноскандии.
1946 год - выяснена тектоническая обстановка возникновения крымских землетрясений, установлено наличие основной очаговой зоны (падающей к СЗ), которой отвечает на дне Черного моря крутой континентальный склон. Данная схема получила широкий резонанс и до сих пор сохранила свое значение.
1947 год - единогласная защита докторской диссертации "Тектонические землетрясения и сейсмическое районирование территории СССР".
1949 год
Георгий Петрович, пока не порывая с ГеофиАНом, переходит в МГУ, в трудную для университета пору, когда строится его новое здание на Воробьевых горах. Он назначается деканом геологического факультета (а с 1953 года - заведующим кафедрой динамической геологии. На этой должности он остается более тридцати лет) и, втянувшись в работу по организации научной и преподавательской жизни в новом здании, осознает, что пора делать выбор.
"Институт идет, безусловно, по неправильному пути, - пишет он в дневнике, - и к решению проблемы прогноза землетрясений ни на миллиметр не приближается... У меня появляется мысль попытаться кое-что начать в Университете...
Сейчас главное внимание - на МГУ. Отход от Института я совершаю в очень неблагоприятный момент - наш спор с И.Е.Губиным создает впечатление, будто я сдаю позицию и ухожу вследствие этого. Но даже и в такой ситуации, по моему мнению, нужно сейчас отойти, чтобы все внимание уделить факультету".
И дальше: "Новое здание МГУ, конечно, новая ступень в жизни Университета. Высокая ступень". Слово "университет" он всегда пишет с большой буквы.
Георгия Петровича поглощает налаживание работы факультета, хотя при этом он продолжает заниматься наукой во многих ипостасях (в частности, в Комиссии по содействию строительству гидроэлектростанций и каналов новых оросительных и обводнительных систем). Он пишет в дневнике:
"Пока нет ни денег, ни людей, ни транспорта, ни оборудования. Предстоит все создать. Организуем два тектонических отряда, два грунтоведческих - в Туркмении, два - инженерно-геологических на Волге и т.д.
Итак, великие стройки, музей землеведения, новое оборудование на 18 млн. рублей, новые наглядные пособия, библиотека на 200000 томов, новые кафедры, базы, полигоны, 30 автомашин, 100 аспирантов, 30 учебников - ужас! Все это надо делать, притом быстро и хорошо."
Лекции Георгия Петровича в университете - это всегда событие, привлекающее студентов других потоков, факультетов, вузов. При этом в дневнике он жалуется сам на себя: "Студенты знают предмет хорошо. Но я сам содержанием своих лекций недоволен. Мало практических примеров, мало новинок из текущей литературы, нет пособий, нет элементов истории науки. Если смогу, постараюсь курс переделать и улучшить - это уж в новом здании." Эта маленькая запись - пример следования "Советам моему сыну" - коротенькому письму родителей (дата, к сожалению, не известна), судя по всему, написанному во время войны рукой Веры Семеновны:
"Сверх-первое: не терять интереса к науке и не погрязнуть в житейских заботах.
1 - самое главное - знать предмет. Надо знать в 10 раз больше того, что говоришь на лекции. Никогда не говорить всего, что знаешь.
2 - Всегда готовиться тщательно к лекциям. Цифровые данные, таблицы выписать на шпаргалку.
3 - Иметь "искру божию", надо дело любить. Преподаватель - это артист. Надо: следить за аудиторией, следить и за собой, но никогда нельзя, чтобы оратор победил учителя и наоборот. Следить, чтобы не скучали, давать на 1-2 минуты отдых, можно что-нибудь подходящее рассказать, можно даже не относящееся к лекции.
4 - Желательно "переживать". Иначе говоря, думать только о предмете преподавания, мысли должны быть целиком в аудитории.
5 - Никогда нельзя быть запанибрата со студентами. Студенты должны знать разницу между собой и профессором.
6 - Каждая лекция должна быть продуктом творчества. Т.е.: хорошо подготовившись, импровизировать на хорошо известном материале.
7 - Все выкладки надо проделать дома.
8 - При нескольких группах необходимо записывать, на чем остановились.
9 - Полезно иметь список студентов с отметками.
10 - Полезно иметь конспект по читаемым курсам.
11 - Надо каждый год освежать материал.
12 - Все, что возможно иллюстрировать - надо это делать. Цель - оживление материала.
13 - Стараться красиво и правильно говорить. Читать стоя, или сидя, но не "ходя".
14 - Следить за правильной формулировкой, не особенно нажимая, но все-таки.
15 - Вопросы со стороны студентов: на мелкие вопросы, текущие отвечать немедленно, на сложные - после.
16 - Ошибки со стороны преподавателя: стараться не слишком обнаруживать свои промахи, осторожно исправляя свои ошибки.
17 - Не слишком вдаваться в детали. Можно это сделать в вопросах и ответах, которыми занимается сам преподаватель.
18 - Трудно формулируемые вопросы можно диктовать.
19 - Спрашивать на зачетах только то, о чем говорилось на лекциях.
20 - Контрольные письменные работы - смотря по роду дисциплины.
21 - Очень бывает полезно давать материй из смежных наук.
22 - Кружки, темы, выявление талантов - рекомендуется".
Помимо огромной организационной и преподавательской работы, заседания, заседания, заседания: "Сегодня состоялось два заседания Ученых Советов: в Геофизическом институте и в МГУ. В ГеофиАНе обсуждался вопрос, в частности, о дисциплине членов Ученого Совета. Совет затянулся, но уйти было, ясное дело, нельзя, и потому я опоздал к началу Совета в университете. К счастью, там вопрос о дисциплине не обсуждался".
И еще на эту же тему: "Завтра - два Ученых Совета. Кстати, к вопросу об Ученых Советах: один профессор рассказывает другому, что он стал верить в сны. На днях ему снится, будто он сидит на затянувшемся заседании Ученого Совета. Просыпается - так оно и есть".
Какая же это была удивительная внутренняя дисциплина - ведь в дневниках нет сокращений, нет небрежности или описок. Фотографии, рисунки, вырезки из газет на тему дня. Огромный личный архив, в который скрупулезно откладывались приказы, характеристики, письма, документы. Чудачество - отнюдь нет. Уважение к каждому мгновению жизни. Интуитивное понимание того, что память не может удержать значительные мелочи, из которых потом складывается ткань воспоминаний. Сегодня эти пожелтевшие страницы перелистываются как реликвия - в истории одного человека отражается летопись страны.
Пятидесятые годы
Здание Московского университета становится символом советского высшего образования. В этом - несомненный вклад и Георгия Петровича. Именно по его настоянию на геологическом факультете открыты новые лаборатории (экспериментальной тектоники, неотектоники, математической геологии), с физического факультета на геологический переведена кафедра геофизики, к преподавательской работе привлечены крупнейшие специалисты. Совместно с проф.А.Ф.Якушовой Георгием Петровичем готовится курс и учебник "Общая геология", признанный впоследствии лучшим учебником такого рода (он переведен на английский, французский и испанский языки). Учебник выдержал три издания - в 1957, 1962 и 1973 гг. Развиваются и международные контакты.
Было бы неверным считать, что только с середины 50-х годов работа Г.П.Горшкова получает международное признание. Нет, он был известен за рубежом с середины 30-х годов, однако война, эвакуация, послевоенное восстановление научной и университетской жизни диктовали свои условия.
Первая долгая командировка за рубеж - в Китай (1955-56 гг.). Невероятная по объему работа по составлению первой в истории китайской науки карты сейсмического районирования территории КНР. Двадцать тысяч квадратных километров изъезжено вдоль и поперек, изучены кипы хроникальных записей. Только перечисление населенных пунктов, по которым проходили маршруты Г.П.Горшкова, заняло бы не одну страницу. "Вы воспитывали наши кадры как свои родные", - напишет на прощание Президент Академии наук КНР Го Можо в июле 1956 года. И это не преувеличение. Преподавательская и научная работа, экспедиции, составление карты и каталога землетрясений Китая под руководством Г.П.Горшкова стали блестящей школой для десятков китайских сейсмологов, по сей день хранящих память о Георгии Петровиче.
Через два года после возвращения из Пекина - новая длительная командировка, на этот раз в Бирму в качестве эксперта ЮНЕСКО, в Рангунский университет. Итог работы - первая карта сейсмического районирования территории Бирмы.
Куда ни забрасывала бы его судьба, Георгий Петрович неизменно оказывался не только ученым с мировым именем, но и настоящим русским интеллигентом, с неподдельным интересом изучающим историю и культуру принимающей его страны. Да и сам он был истинным носителем русской культуры. В филиппинских газетах, например, Георгий Петрович прославился как "советский пианист и композитор, который дал концерт в столичном университете". Результатом этой публикации была просьба Манильской консерватории к Георгию Петровичу оказать помощь в постановке "Евгения Онегина" на местной сцене. Делегация музыкантов явилась прямо в гостиничный номер.
Шестидесятые годы
Это плодотворный период в научной деятельности Г.П.Горшкова. Проведена работа по изучению сейсмотектонической обстановки Венгрии (с использованием новых методов сопоставления тектонических и сейсмических элементов). Проанализирована сейсмичность африканского континента, установлены основные сейсмические зоны (Африканские рифты, складчатые сооружения Атласа), начата работа по составлению новой карты сейсмического районирования СССР.
Год отдан работе в Японии, в Токийском Международном сейсмологическом институте. Здесь научная деятельность также удачно сочеталась с преподавательской.
Все путешествия отражаются в дневниковых записях. По существу, это готовые к публикации путевые заметки, в которых личные впечатления переплетаются с научными описаниями объектов исследования, именами известных ученых, фотографиями, способными украсить любую статью.
Они все проникнуты глубоко гуманистической позицией, неравнодушием к событиям и прошлого, и настоящего - будь то катаклизмы природные или политические.
Один из примеров - запись из "японского" дневника о полете над Юго-Восточной Азией:
"Привлекательная американка с бриллиантами на веках и одной бриллиантовой слезкой у левого глаза, у нее на шее укреплено что-то вроде венка из разноцветных лент, с табличкой внизу : "Tour Round the World. Bank Corporation of the USA" (это группа капиталистов-миллионеров прогуливается вокруг света), приглашает: "Приезжайте, посмотрите, как мы живем". Да, я не сомневаюсь: с бриллиантиками на веках живут, надо полагать, неплохо.
А под нами как раз Южный Вьетнам. По распоряжению этих миллионеров американские солдаты ведут там ужасную войну. Я видел хроникальный фильм о Вьетнаме в Токио. У нас почему-то не пишут об этом, и наверно, не показывают. Но это жестокая, дикая, страшная война. Фильм показывает пытки, обезглавленные тела, кровавые лохмотья, утонувших в грязи крестьян. Людей медленно прокалывают штыками, топят в арыках, сжигают в бамбуковых хижинах. Горько плачут дети, а глаза женщин такие, что забыть нельзя. И без бриллиантиков. С тех пор прошло 35 лет. Что изменилось?
Из каждой поездки Георгий Петрович возвращался с чувством гордости за свою страну, с ощущением того, что "Россия - корошо!".
От имени Международного Сейсмологического института в Токио - обед, вкусный, типично японский. Обед закончился, стали петь песни - каждый свою; ведь в нашей группе представлено 10 стран.
А затем, хором - к моему удивлению, - пели все, зная мотивы и слова - исполнили сначала "Катюшу", затем "Эй, ухнем" и, в заключение, "Стеньку Разина". Мотив - общий, а слова - на 10 языках. А индонезиец Сукерман (мы его зовем "Президент Сукарно") танцевал эту самую "Катюшу" в индонезийской интерпретации".
И еще из "японского" дневника:
"В каждой поездке есть что-то интересное и неожиданное.
Авашима - что тут может быть? Малюсенький островок, в стороне от всех дорог ...
Эпицентр Ниигатского землетрясения 1964 года находился вблизи Авашимы. В момент землетрясения остров поднялся - на полтора метра на восточной стороне и 0,8 метра на западной. Цель нашей поездки заключалась в том, чтобы осмотреть следы поднятия.
Уже с катера было видно: у воды, вдоль берега тянется по камням белая полоса шириной в полтора метра.
Что это за белая полоса? Как только мы оказались на берегу, так сразу отправились к тем скалам. Скалы темные, вулканический туф. Белая полоса - известковые отложения водорослей и раковины, плотно прикрепленные к камням - крупные Ostrea, Balanus, извивающаяся Serpula и др. Это - след уровня моря до землетрясения. Картина поразительная. Я считаю остров Авашиму объектом такого же геологического значения, как и сброс Мино-Овари или храм Сераписа в Италии".
Из этого же периода - посещение деревни Танна на полуострове Изу: "Это совершенно уникальный геологический феномен. В 1930 году произошло разрушительное землетрясение, известное под именем "North Izu Earthquake". Оно охватило весь полуостров Изу, в центральной части которого, у подножия гор, произошел сброс с ярко выраженным смещением крыльев.
Великолепная дорога проходит по долине, расположенной между двух вулканов - Хаконе и известная Фудзи-яма.
Сброс прошел по деревне Танна. Здесь смещение было горизонтальным.
Совершенно отчетливо видно, насколько сместились камни круга, бортики речки и дорога. Такую вещь я видел, пожалуй, впервые.
Все место огорожено забором, и на особом столбе укреплена надпись такого содержания: "Объявление. В 1930 году 26 ноября произошло землетрясение North Izu, сопровождавшееся разломом, самое замечательное проявление которого находится здесь, в дер. Танна. Сброс проходит в направлении север-юг. Восточное крыло переместилось к северу, западное - к югу. Горизонтальное смещение в данном месте достигло 2.6 м, и западное крыло слегка приподнялось по отношению к восточному. Просьба: пожалуйста, не заходите за изгородь без особого разрешения, не нарушайте ничего в этом памятнике природы".
Пользуясь разрешением д-ра Такахаси, мы зашли внутрь огороженного участка и, расположившись прямо на линии сброса, аппетитно позавтракали, искоса поглядывая на сместитель - не зашевелится ли он вновь под нами. Но он молчал.
Путешествий много. Индия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Марокко, европейские страны - Швеция, Франция. Наряду с поездками за рубеж, изучение землетрясений на территории СССР, в частности разрушительного землетрясения в Ташкенте (1966 год).
Удивительно, но имя Георгия Петровича помнили в Ташкенте люди, не имевшие никакого отношения к науке. Спустя много лет после его работы в этом многострадальном городе, в 1978 году, из случайного разговора с пожилой горничной в ташкентской гостинице, выяснилось, с какой благодарностью вспоминают о Г.П.Горшкове жители города, о московском профессоре, в числе первых прилетевшем в Ташкент после трагедии.
Научная работа воплощается в практику. Георгий Петрович - член (в течение ряда лет - председатель) экспертных комиссий Госстроя, Госплана СССР, института Гидропроекта МЭ СССР. На его ответственности - заключения по таким объектам, как Токтогульская, Нурекская, Ингурская, Ирганайская, Андижанская, Курпсайская и другие ГЭС, атомные электростанции, БАМ, Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат, Ходжа-оби-гармский и Иссык-Кульский курортные комплексы, десятки других строительных объектов - как в СССР, так и за рубежом.
Семидесятые годы
В Европе эти годы тоже отмечены разрушительным землетрясением в Скопье (Скопле), в Македонии. Георгию Петровичу поручено возглавить геологическую часть Балканского сейсмологического проекта ЮНЕСКО - в 1973 году он работает в Югославии, одновременно совершая краткие поездки в Румынию, Болгарию, Турцию, Грецию, Албанию. Среди коллег Георгия Петровича - югославские сейсмологи, слушавшие его лекции еще в Токийском университете.
1972 год - выяснено значение поля скалывающих напряжений для распределения очагов глубокофокусных землетрясений в Северо-восточном Афганистане.
1971-75 годы - осуществлено руководство исследованиями по сейсмическому районированию территории СССР (в соответствии с Координационным планом научно-технических работ ГКНТ СМ СССР и АН СССР).
1973-74 годы - руководство геологической частью Балканского сейсмологического проекта (при участии Югославии, Болгарии, Румынии, Албании, Греции и Турции), подготовлен текст и ряд карт, среди которых основное значение принадлежит сейсмогенетической карте в новой легенде (монография опубликована в Югославии на английском языке).
1975-76 годы - изучены основные геолого-геофизические критерии сейсмической опасности, предложены четыре основных фактора сейсмогенеза: активность эпигеосинклинальных орогенов альпийского возраста, эпиплатформенных орогенов новейшего возраста, современных рифтов и зон Заварицкого-Беньоффа, дана схема частных сейсмотектонических соотношений в каждой из этих зон. Установлена особая роль в возбуждении сейсмических сил участков резких изменений в простирании альпийских складчатых сооружений.
Работа по составлению новой нормативной карты сейсмического районирования проводилась Георгием Петровичем уже в должности председателя рабочей группы Межведомственного совета по сейсмологии и сейсмостойкому строительству при Президиуме АН СССР по составлению технического задания к новой карте и в качестве председателя Комиссии по сейсмическому районированию МСССС. Под его руководством осуществлялась координация исследований более чем 40 научных и производственных организаций СССР по данной проблеме.
В эти же годы опубликованы многие работы Г.П.Горшкова ПО тектонике, строению земной коры, неотектонике и сейсмотектонике Кавказа, Крыма, Камчатки, Туркмении, Таджикистана, КМА, многих других территорий.
Энергии и глубины энциклопедических знаний Георгия Петровича достаточно, чтобы одновременно вести работы во многих организациях. Их нелегко даже просто перечислить: председатель Ученого совета по региональной геологии и геотектонике геологического факультета МГУ, председатель Комиссии по сейсмическому районированию МСССС при Президиуме АН СССР, председатель рабочей группы по сейсмотектонике ИНКВА, председатель секции геологии НТС Минвуза СССР, член Ученых советов Института физики Земли АН СССР, Института истории естествознания и техники АН СССР, член секций рационального использования недр ГКНТ СМ СССР, член редколлегии Атласа океанов ЦКП Военно-морского флота СССР, член учебно-методического совета Министерства просвещения СССР. При всем том - член Комиссий ЮНЕСКО по вопросам высшего геологического образования, по развитию университетского образования в странах Африки, по развитию сети высших учебных заведений в странах Юго-Восточной Азии, член Международной Ассоциации университетов и т.д.
Восьмидесятые годы
В 1980 году Георгий Петрович Горшков стал лауреатом Государственной премии СССР за работу в редколлегии "Атлас океанов". Содержание карт, отражающих геологическое строение берегов и дна океанов - Атлантического, Индийского, Тихого, Северного Ледовитого, геологическая характеристика океанских проливов - это его вклад в этот фундаментальный труд.
Более двухсот научных работ, мировое признание, звание Заслуженного деятеля науки РСФСР, - за этими словами ежедневный труд.
Даже в госпитале, 18 ноября 1984 года, в последний день, он с утра работал над докладом, прочитанным им на Международном геологическом конгрессе в сентябре того же года - готовил его к печати в "Вестнике МГУ". А за три дня до этого получил из издательства свою последнюю монографию "Региональная сейсмотектоника территории юга СССР. Альпийский пояс".
И в глубоко пожилом возрасте Георгия Петровича интересовало все. Просто все, кроме глупых и пустых фильмов, пустых разговоров. Ему жаль было тратить время на сон - он спал три-четыре часа в сутки. Он любил, нет - просто обожал фокусы и сюрпризы. До сир пор непонятно, каким образом он мог из маленького кармана пиджака доставать огромный грейпфрут в подарок внукам, из другого кармана - банку любимых "килечек", из третьего - мешок с солеными огурчиками, из кармана брюк - бутылку лимонада, получая при этом еще большее удовольствие, чем те, кого он так страстно хотел обрадовать.
Даже в те редкие дни, когда ему удавалось уехать в отпуск, он обязательно находил аудиторию, чтобы прочитать лекцию о землетрясениях, краеведческий музей, чтобы разведать, нет ли там чего-нибудь о войне 1812 года. Ее изучением он занимался профессионально и увлеченно (как, впрочем, и всем, над чем работал). Это около 50-ти папок научно систематизированных материалов. Причем не просто собранных. Он сам объездил громадное количество мест, связанных с этими событиями, в материалах, в основном, им сделанные фотографии.
А одно из последних увлечений Георгия Петровича - "фототека"? Около 4-х лет он занимался сбором фотографий и биографических данных (было собрано более 2-х тысяч) наиболее известных геологов - сейсмологов советского времени. Это сотни писем во все концы страны и работа, важная не только с точки зрения истории науки. Удивительной силы гражданский акт, всколыхнувший волну хорошей, доброй человеческой памяти. Надо видеть его письма по этим вопросам и ответы, вроде такого: "Уважаемый Георгий Петрович! Моего отца нет уже 35 лет и никто, никогда..." и т.д.
Радость общения с людьми, ожидание от каждого из них чего-то нового, удивительного, индивидуального, и встречное желание чем-то собеседника обогатить были, может быть, главными чертами характера.
Кто-то очень хорошо сказал: "Среди нас жил добрый волшебник". Многие его поступки, действия не укладывались в стандартные рамки "практичного" человека. Он сохранил до последних дней прямо-таки детскую способность удивляться, привлекать внимание к тому, что мы не замечаем. Так было каждый день, так было всегда и во всем.
Эти биографические заметки невозможно закончить. Мысленно ставишь точку, а память твердит - нет, еще не рассказано о его музыке, об увлечении архитектурой, историей, рисованием, о коллекционировании кинжалов - среди них и турецкий ятаган, и малайский крис, и русский кортик, о восстановлении памятников истории в Москве, в Петербурге, в Коломне - на родине его жены, Зинаиды Васильевны Горшковой и городе, где прошла жизнь его дяди, Георгия Михайловича Горшкова, сделавшего так много для всей семьи. Имя Г.М.Горшкова носит коломенская средняя школа, в которой ежегодно проходят "горшковские чтения" и бережно хранятся память и традиции русской учительской интеллигенции.
Все равно что-то останется недосказанным. Георгий Петрович - это целый мир. Он часто любил говорить, будто в капле воды отражается все мироздание. Так и в нем - история нашего государства, науки, образования, многогранности человеческих отношений, любви, верной дружбы, ошибок и открытий, преданности семье и служения Родине.


 

Rambler's Top100 Service
зеркало на сайте "Все о геологии"